Дело № 2-935/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2019 года г.Володарск
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Кочневой А.С.
при секретаре Васепцовой Л.В.
с участием представителя истца Андриановой М.А., представителя ответчика Федоровой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заедании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе г. Дзержинск, Володарском районе к МБОУ ОШ №11, администрации Володарского муниципального района Нижегородской области об обязании исполнения требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная школа № 11 в период с апреля 2017 года по август 2019 года было проведено 3 проверки исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, из них 1 плановая выездная проверка и 2 внеплановые выездные проверки по выполнению ранее выданных предписаний.
В ходе проведения плановой выездной проверки на основании плана проверок на 2017 год, размещенного на официальном сайте генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» порядковый номер проверки 201700457212 и распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области городском округе город Дзержинск, Володарском районе Артюковой Елены Викторовны № 17190127 от 27 марта 2017г., специалистом территориального отдела были выявлены нарушения обязательных требований:
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины) санитарно - эпидемиологическим требованиям для использования в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения не получено, что является нарушением ст. 18 п. 3 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 8.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Проект на организацию зон санитарной охраны не разработан, поэтому санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие проекта зон санитарной охраны санитарно - эпидемиологическим требованиям отсутствует, что является нарушением ст. 18 п. 4 абз. 2, п. 5 абз. 2 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», п. 1.6; п. 1.7, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ".
Первый пояс зоны санитарной охраны для скважины не определен (ограждение отсутствует), что является нарушением ст. 18 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», п. 2.2.1.1, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Здание общеобразовательной организации оборудовано внутренней канализацией с устройством выгреба. Выгребные ямы (2 ед.) не имеют водонепроницаемый выгреб (выгреб оборудован из деревянных шпал, отмечается частичное разрушение шпал), что является нарушением ст. 24, 28 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», п.2.1.1, 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Не проводится обследование технического состояния вентиляции специализированными организациями (документы не представлены), что является нарушением требований ст. 28 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», абз.2 п.6.1, 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
В ряде помещений нарушена отделка потолка, стен:
в кабинете физики стены, потолок негладкие, с трещинами;
в кабинете русского языка стены негладкие, с трещинами, отслоением покрасочного слоя, следами протечек;
в раздевалке для девочек при спортивном зале стены негладкие, с трещинами, отслоением покрасочного слоя;
в столярной мастерской стены, потолок негладкие, с отслоением покрасочного слоя, следами протечек,
в медицинском кабинете поверхность стен, потолка негладкая - отслоение покрасочного слоя, дефекты рустов, то есть потолки и стены указанных помещений имеют отделку, которая затрудняет уборку влажным способом и дезинфекцию, что является нарушением требований п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 4.28, 4.30, 5.19.5, 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Полы в спортивном зале, учебных кабинетах физики, химии с щелями, дефектами, механическими повреждениями (в спортивном зале и кабинете физики нарушено покрасочное покрытие деревянного пола; в кабинете химии поврежден линолеум - трещины, дыры, щели), что не допускает проводить качественную уборку пола влажным способом с применением дезинфицирующих веществ в полном объеме, что является нарушением требований п. 1 ст. 28, ст.24 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абз. 2 п. 4.29, п. 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Остекление части окон в кабинете математики, кабинете домоводства выполнено составным стеклополотном, что является нарушением требований п.1ст.28 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.6.10, п. 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Не проведена немедленно замена разбитого стекла в мастерской для мальчиков, что является нарушением требований п.1ст.28 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Не во всех санитарных узлах установлены педальные ведра, что является нарушением требований п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абз.4 п.4.25 СаНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Не привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок ряд работников МБОУ ОШ №11, что является нарушением требований ст. 28, 35 Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 1 статьи 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", п.11.8, 13.1СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Не пройдена профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация при трудоустройстве и далее с периодичностью не реже одного раза в два года четверым работникам, что является нарушением ст.ст.28, 36 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.11.9, 13.1СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях».
Данные нарушения отражены в акте проверки №17190127 от «27» марта 2017г. На основании, которого выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 28.04.2017г. №75 -ТО.
В установленные действующим законодательством сроки была осуществлена проверка выполнения выданного предписания.
По результатам проверки установлено, что пункты 1,2,3 предписания от 28.04.2017 П № 75-ТО не выполнены в установленный срок (до 31.12.2018г.).
Данные обстоятельства были отражены в акте проверки от 21.01.2019г. №19190209 (на основании акта проверки составлен протокол об административном правонарушении от 31.01.2019 г. № 19190061 по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, материалы проверки направлены в мировой суд судебного участка №2 Володарского района Нижегородской области. Судом вынесено постановление №5-96/2016 от 27.02.2019 года о привлечении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная школа №11 к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная школа №11 территориальным отделом было выдано повторное предписание об устранении выявленных нарушений предписание от 31.01.2019г. №6-то.
Во время проведения проверки предписания от 31.01.2019г. №6-то в установленный законом срок было выявлено, что пункт №1,3 предписания не выполнен, а именно: не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины) санитарно - эпидемиологическим требованиям для использования в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, первый пояс зоны санитарной охраны для скважины не определен, соответствующее ограждение первого пояса зоны санитарной охраны отсутствует.
Данное обстоятельство было отражено в акте проверки № 19193138 от 29 августа 2019г., по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении №19190538 от 29 августа 2019г. по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ и направлен в мировой суд судебного участка №2 Володарского района Нижегородской области. Ответственным за выявленное нарушение является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа №11.
В связи с тем, что не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины) санитарно - эпидемиологическим требованиям для использования в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, первый пояс зоны санитарной охраны для скважины не определен, соответствующее ограждение первого пояса зоны санитарной охраны отсутствует, гарантировать качество и безопасность воды питьевой не предоставляется возможным.
Отсутствие границ ЗСО может способствовать микробному или химическому загрязнению воды, а также привести к возникновению заболеваемости среди обучающихся МБОУ ОШ №11, в том числе к вспышкам инфекционных заболеваний.
Истец просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная школа №11 устранить нарушения санитарного законодательства: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины) санитарно- эпидемиологическим требованиям для использования в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, определить первый пояс зоны санитарной охраны скважины, установить соответствующее ограждение первого пояса зоны санитарной охраны в срок до 01.02.2020г. с предоставлением в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе город Дзержинск, Володарском районе документированной информации о выполненных работах со сроком исполнения 01.03.2020г.
Определением суда от 08.11.2019г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Володарского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании представитель истца Андрианова М.А. иск поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор МБОУ ОШ № 11 Федорова И.В. в судебном заседании с иском не согласилась, представив письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что с требованиями истца МБОУ ОШ № 11 не согласна, поскольку Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предъявляются к источником водоснабжения питьевого назначения. В то время как скважина, расположенная на территории МБОУ ОШ № 11 используется только для технических нужд: смыв в туалете, мытье рук, подпитка системы отопления. В целях соблюдения требований санитарного законодательства в МБОУ ОШ № 11 для соблюдения питьевого режима установлены кулеры в кабинетах начальных классов и в столовой. Питьевой режим осуществляется только на привозной бутилированной воде - Договор с ООО «Зенит» от 01.02.2019г. одноразовыми стаканчиками. Организация горячего питания обучающихся осуществляется по договору с МБУ «Сервисный центр Володарского муниципального района». Согласно которому приготовление пищи производится на базе МАОУ СШ № 3 п.Ильиногорск. В то же время МБОУ ОШ № 11 был разработан Проект зоны санитарной охраны водозабора МБОУ ОШ № 1Д стоимостью 45 тысяч рублей и направлен в Центр гигиены и эпидемиологии г. Дзержинска 20.08.2019г, но так как анализы воды превышают допустимые нормы по нескольким показателям, Центр гигиены и эпидемиологии не может выдать санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины) санитарно- эпидемиологическим требованиям. Также в Проекте зон санитарной охраны определен первый пояс зоны санитарной охраны на расстоянии не менее 30,0м от источника, данная линия проходит по нескольким участкам частного жилого сектора, что не представляет возможности установить соответствующее ограждение. На основании изложенного, представитель МБОУ ОШ № 11, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации Володарского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", другими нормативными актами.
Согласно п.1 ст.2 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно профилактических мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании статьи 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль.
В соответствии со ст. 18 п. 3 Федерального Закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
В соответствии с абз.1 п.8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» Здания общеобразовательных организаций должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения, в соответствии с п.8.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» общеобразовательные организации должны обеспечивать водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона №52-ФЗ в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и выполняться требования санитарного законодательства.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Из материалов дела следует, что в отношении МБОУ ОШ № 11 в период с апреля 2017 года по август 2019 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе город Дзержинск, Володарском районе было проведено 3 проверки исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам указанных проверок были выявлены нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований. Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области в адрес МБОУ ОШ № 11 дважды вносились предписания об устранении выявленных нарушений 28.04.2017г. №75-ТО и 31.01.2019г. № 6-ТО, за неисполнение предписаний МБОУ ОШ № 11 привлекалось к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ. Вместе с тем, часть нарушений так и не были устранены, а именно: не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины) санитарно-эпидемиологическим требованиям для использования в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, первый пояс зоны санитарной охраны для скважины не определен, соответствующее ограждение первого пояса зоны санитарной охраны отсутствует.
Данное обстоятельство было отражено в акте проверки № 19193138 от 29 августа 2019г., по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении №19190538 от 29 августа 2019г. по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ и направлен в мировой суд судебного участка №2 Володарского района Нижегородской области.
Таким образом, суд находит установленным тот факт, что МБОУ ОШ № 11 уклоняется от выполнения предписаний Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, вынесенных в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Поскольку предписания № 75-ТО от 28.04.2017г., № 6-ТО от 31.01.2019г. об устранении нарушений, выданные ответчику надлежащим лицом, ответчиком в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны, оснований считать их необоснованными, у суда не имеется. Доказательств невозможноти устранения указанных в предписаниях нарушений, ответчиком не представлено.
При указанном, суд приходит к выводу, что исковые требования Роспотребнадзора Нижегородской области являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На МБОУ ОШ № 11 следует возложить обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины) санитарно- эпидемиологическим требованиям для использования в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, определить первый пояс зоны санитарной охраны скважины, установить соответствующее ограждение первого пояса зоны санитарной охраны.
Доводы, изложенные ответчиком в возражениях, не имеют правового значения, поскольку нарушения санитарно-эпидемиологических требований отражены в актах проверок, на основании которых вынесены предписания, законность которых ответчиком не оспорена.
Поскольку учредителем и собственником имущества МБОУ ОШ № 11 является Володарский муниципальный район, обязанность по финансированию мероприятий, проводимых МБОУ ОШ № 11 должна быть возложена на администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области.
При этом, отсутствие достаточного финансирования в бюджете муниципального района не может служить основанием для допущения бездействия, влекущего угрозу здоровью несовершеннолетних лиц, посещающих МБОУ ОШ № 11.
В соответствии с п.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.04.2020г., считая указанный срок разумными, достаточным для выполнения вышеуказанных мероприятий.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе г. Дзержинск, Володарском районе к МБОУ ОШ №11, администрации Володарского муниципального района Нижегородской области об обязании исполнения требований санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная школа № 11 устранить нарушения санитарного законодательства: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины) санитарно-эпидемиологическим требованиям для использования в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, определить первый пояс зоны санитарной охраны для скважины, установить соответствующее ограждение первого пояса зоны санитарной охраны, обязать администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области профинансировать данные мероприятия.
Установить срок для исполнения решения суда до 01.04.2020 года.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная школа № 11 предоставить в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора Нижегородской области в городском округе город Дзержинске, Володарском районе документированную информацию о выполненных работах в срок до 01.05.2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Володарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.С.Кочнева