Р Е Ш Е Н И Е № 259
Именем Российской Федерации
29 марта 2013 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Грищенко В.С., с участием представителя заявителя Петровского И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Дроздова А. Г. об оспаривании действий начальника отдела № Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, -
У С Т А Н О В И Л:
Дроздов обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать начальника отдела № г. Североморск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма составом семьи из одного человека.
Заявитель и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
В судебном заседании представитель заявителя Петровский на удовлетворении заявления настаивал и пояснил, что Дроздов проживает по месту службы в однокомнатной муниципальной квартире и желает в связи с предстоящим увольнением по организационно - штатным мероприятиям обеспечиться жильем по избранному месту жительства. При этом, Дроздов в период брака с бывшей женой заключил брачный договор, по условиям которого все приобретенное имущество является ее собственностью, а после этого жена приобрела в собственность квартиру в г. Курске, которой владеет до настоящего времени. В ДД.ММ.ГГГГ брак Дроздова с женой был расторгнут и тогда же он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, но в этом ему было отказано. Петровский считает, что обстоятельства приобретения бывшей женой Дроздова квартир в г. Курске, в том числе, по договору дарения, которые по требованиям семейного законодательства являются исключительно ее собственностью, не могут служить основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения.
Заслушав объяснения представителя заявителя Петровского, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Дроздова не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из исследованных в судебном заседании заявлений Дроздова, копий его и бывшей жены паспортов, удостоверения личности, выписки из послужного списка, свидетельств о рождении, о расторжении брака, о государственной регистрации права собственности, справок войсковой части № и ООО Управляющей компании «<данные изъяты>», выписки из РОСРЕЕСТРА по Дроздовой, копий брачного договора и договоров купли-продажи, уступки права требования, социального найма жилого помещения, решения ответчика, усматривается, что капитан 3 ранга Дроздов, имея общую продолжительность военной службы более 15 лет, проходит ее по контракту в войсковой части № и подлежит досрочному увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями. По месту службы Дроздов обеспечен муниципальной однокомнатной квартирой, в которой по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы его жена – Д. и сын – Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В ДД.ММ.ГГГГ Дроздов заключил брак с К., которой тогда же была присвоена фамилия – Д..
В ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ жена заявителя приобрела в собственность однокомнатную квартиру общей площадью 30,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, которую она в ДД.ММ.ГГГГ продала.
В ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ жена заявителя приобрела в собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 58,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, которая до настоящего времени не отчуждена.
ДД.ММ.ГГГГ брак между заявителем и его женой расторгнут, после чего он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с вопросом постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, в Московской области, составом семьи из одного человека, то есть без учета жены. При этом, Дроздов в поданных ответчику заявлении и приложении не указал информацию о приобретении его женой в период их брака жилых помещений в собственность.
В ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ ответчик самостоятельно истребовал из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии у бывшей жены заявителя зарегистрированных прав собственности на вышеуказанные жилые помещения в г. Курске. В этой связи ответчик отказал Дроздову в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по причине не представления документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование отказа ответчик указал, что описанные выше обстоятельства - приобретение женой Дроздова в ДД.ММ.ГГГГ права собственности на жилое помещение в г. Курске, с учетом последующего расторжения Дроздовым брака с женой, - препятствуют в признании его нуждающимся в получении жилого помещения в течение последующих пяти лет с момента совершения действий по расторжению брака, которые ответчик считает действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.
Из смысла пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим общую продолжительность военной службы более 10 лет, при увольнении с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями предоставляются жилые помещения в собственность или по договору социального найма лишь при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обеспечение таких военнослужащих жильем при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При этом, пунктом 5 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, распространяются также и на членов семьи военнослужащего, к которым, в частности, относится супруга военнослужащего.
Субъективного права на предоставление жилого помещения у членов семьи
военнослужащего не возникает, за исключением семей погибших военнослужащих. Это право производно от права военнослужащего на предоставление ему жилого помещения. Поэтому на члена семьи военнослужащего распространяются как социальные гарантии и льготы, предусмотренные самому военнослужащему, так и ограничения, накладываемые на него.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», в подпункте «а» пункта 10 которых содержится прямой запрет в признании нуждающимися в получении жилых помещений военнослужащих в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Таким образом, обстоятельства наличия у жены заявителя в собственности жилого помещения препятствовали в признании нуждающимся в получении жилых помещений, в том числе, в избранном месте жительства, самого заявителя.
Пунктами 1, 4 и 5 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, установлено, что решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом и структурными подразделениями (специализированными организациями). Для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление, к которому прикладывают, в том числе, документы по членам семьи: копии документов, удостоверяющих личность (паспортов); копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства за последние пять лет до подачи заявления; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности.
При этом, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в том числе, связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, отчуждением жилых помещений или их частей.
Не содержат противоречий вышеприведенным нормам законодательства и положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), который дает следующие разъяснения по вопросам признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и обеспечения их жильем.
Так, статья 51 ЖК РФ содержит основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, согласно которой, наряду с другими основаниями, нуждающимися в получении жилья признаются граждане не являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственника жилого помещения, либо являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом, из требований ст. 54 ЖК РФ следует, что в течение указанного пятилетнего срока допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Анализ вышеприведенного законодательства позволяет прийти к выводу, что военнослужащий, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и подлежащий увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет право на обеспечение жильем в избранном месте жительства лишь при условии признания его в установленном порядке нуждающимся в получении жилых помещений. При этом, указанный военнослужащий, не являясь нуждающимся в получении жилья, но совершивший действия, в результате которых он может быть признан таковым, принимается на соответствующий учет не ранее чем через пять лет.
Таким образом, принимая во внимание, что Дроздов в период брака с женой Д, был обеспечен в качестве члена семьи собственника жилым помещением общей площадью 58,2 кв.м в г. Курске и в этой связи он не мог быть признан нуждающимся в получении жилых помещений, а также то, что он, Дроздов, совершил действия – в ДД.ММ.ГГГГ расторг брак с женой Д. и тем самым перестал быть членом семьи собственника жилого помещения, - в результате которых он стал претендовать на признание его нуждающимся в получении жилых помещений по договору социального найма, то суд признает данные его действия намеренным ухудшением своих жилищных условий, в результате которых он в течение последующих пяти лет не может состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, военный суд считает, что действия ответчика по отказу в принятии Дроздова на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном месте жительства являются обоснованными, не нарушающими прав заявителя и не противоречащими закону.
При этом, ссылку Петровского на обстоятельства того, что Дроздов расторг брак по другим, не связанным с обеспечением жильем обстоятельствам, суд считает несостоятельными и не влияющими на обоснованность оспариваемого решения ответчика, поскольку данные действия заявителя были совершены непосредственно (за несколько дней) перед обращением к ответчику и в период проводимых в воинской части организационно-штатных мероприятий, в ходе которых у него возникли основания для обращения к ответчику по вопросу обеспечения жильем по договору социального найма в избранном месте жительства.
Также, не считает суд состоятельной и ссылку Дроздова на наличие брачного договора, по условиям которого недвижимое имущество является собственностью его жены, поскольку положения семейного законодательства, регулирующего отношения супругов в браке, в том числе, по имуществу, не регулирует отношения граждан в области жилищной политики государства и не свидетельствуют о том, что заявитель в связи с заключением брачного договора не считался обеспеченным жилым помещением по установленным нормам в соответствии с вышеприведенными требованиями ЖК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Дроздова А. Г. об оспаривании действий начальника отдела № Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
копия верна:
Председательствующий по делу
судья Североморского гарнизонного военного суда В.В. Жидков