Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-463/2020 ~ М-423/2020 от 01.10.2020

Дело № 2-463/2020 УИД: 66RS0060-01-2020-000596-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года                  п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Журавлевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Е.Т. к Администрации Шалинского городского округа о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании восстановить в список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и список участников ведомственной целевой программы по обеспечению жильем,

установил:

Н.Е.Т. в лице своего представителя по доверенности П.О.Т. обратился в суд со следующими требованиями:

1. Признать Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не правомерным и не законным и отменить;

2. Признать Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не правомерным и отменить;

3. Обязать ответчика восстановить истца в списки лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

4. Обязать ответчика восстановить истца в списках участников Ведомственной целевой программы в категории граждан - участников: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС по Шалинскому городскому округу <адрес>.

Свой иск Н.Е.Т. мотивировал тем, что в 1986 году он участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и был признан ее участником, что подтверждается удостоверением серии Р от ДД.ММ.ГГГГ. Следствием участия в ликвидации данной аварии стало ухудшение здоровья, появилась одышка и проблемы с ногами, поэтому истец решил попробовать пожить подальше от города. В январе 2013 года он снял в наем комнату площадью 7 кв.м., для временного проживания с супругой Н.Л.В. по договору, заключенному с нанимателем К.В.П. в жилом помещении по адресу: <адрес>. В это время истец находился в зарегистрированном браке с Н.Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (брак зарегистрирован ОЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ). К.В.П. была знакома с супругами, советовала им манипуляции для улучшения самочувствия. Между ними сложились доверительные отношения и по договоренности между ними, К.В.П. согласилась зарегистрировать истца по месту жительства по указанному адресу с условием снятия его с регистрационного учета с данной жилой площади по ее требованию и без права наделения собственностью в этом жилом помещении по любым основаниям. Истец с указанными требованиями для регистрации по месту жительства был согласен и на жилую площадь не претендовал и в настоящее время не претендует.

25.06.2013 года по вышеуказанной договоренности истец был зарегистрирован нанимателем К.В.П. по месту жительства по указанному адресу без внесения изменений в договор социального найма жилого помещения (жилое помещение было выделено единолично К.В.П. на основании ордера, как работнику предприятия ГУ <адрес> <адрес> в 1986 г.), право и условия проживания были оговорены истцом и нанимателем в договоре, и без намерений со стороны истца участия в получении данного жилого помещения в собственность. ДД.ММ.ГГГГ К.В.П. на основании договора приватизации становится единоличным собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН за № регистрации Истец от участия в приватизации отказался, так как по предварительным договоренностям с К.В.П. и в силу того, что не считает, что имеет на это морального права, а также поскольку физически и в силу возраста и финансов не может содержать деревянный дом, в котором расположена квартира, следить за его состоянием, производить необходимый ремонт и благоустройство. Квартира не благоустроенная.

Между единоличным собственником К.В.П. и истцом были заключены устные и письменные соглашения о пользовании, а ДД.ММ.ГГГГ было заключено письменное соглашение о порядке пользования жилым помещением, согласно которому истец пользуется жилой комнатой площадью 7,0 кв.м. и частью нежилых помещений площадью 2 кв.м.. Данное соглашение вместе с другими документами вначале были приняты сотрудником ответчика П., а потом изъяты из учетного дела и порваны в присутствии представителя истца по их мнению за ненадобностью. Позднее ответчик оценил данные документы как не имеющее юридического значения.

01.12.2016 года Постановлением Администрации Шалинского городского округа истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

07.03.2017 года истец подал ответчику заявление (рапорт) с намерением участвовать в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы России «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории граждан-участников ведомственной целевой программы: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС по Шалинскому городскому округу (далее Ведомственная целевая программа).

26.03.2018 года Постановлением Администрации Шалинского городского округа истец был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и Постановлением истцу было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

После обращения истца в Прокуратуру Шалинского района Свердловской области и согласно ее решению истец был восстановлен в своих правах и 11.07.2018 года Постановлением № 465 Администрации Шалинского городского округа был включен в состав участников целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

29.08.2019 года Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее-Министерство) истец был внесен в сводный список участников Ведомственной целевой программы в категории граждан-участников: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС по Шалинскому городскому округу Свердловской области и является получателем Сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Соответственно в бюджет Свердловской области на 2020 год заложены средства получателям Сертификатов на приобретение жилья, список которых был сформирован в 2019 году.

На 27 февраля 2020 года, на момент сбора документов для получения сертификата, по вышеуказанному адресу были зарегистрированы: единоличный собственник К.В.П., наниматель-гражданин Н.Е.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын-наниматель Н.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., снялся с учета по причине призыва ДД.ММ.ГГГГ в ряды вооруженных сил РФ сроком на 12 месяцев, где сейчас и находится и по приходу из армии намерен вновь зарегистрироваться по месту жительства по вышеуказанному адресу.

26 июня 2020 года истец был извещен ответчиком о том, что в отношении него были вынесены следующие постановления:

-    Постановление № 418 от 23.06.2020 года о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;

-    Постановление № 419 от 23.06.2020 года о лишении истца права на участие в
Ведомственной целевой программе в категории граждан-участников: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС Шалинскому городскому округу Свердловской области.

Истец считает, что снятие его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не правомерно и не законно и лишение его права на участие в ведомственной целевой программе нарушает его право быть обеспеченным доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ в категории граждан-участников; граждан, подвергшихся радиационному воздействию впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановление № 418 вынесено с нарушением ч.2 ст.56 ЖК РФ, поскольку: не содержит ссылки на обстоятельство, являющееся основанием для снятия с учета в качестве нуждающегося; вынесено единолично главой администрации Шалинского городского округа без рассмотрения составом жилищной комиссии, принявшей постановку на учет; нет указаний на документы с датами и фактами, подтверждающими наличие обнаружения недостоверности в предоставленных истцом сведениях для вынесения вышеуказанного постановления в месячный срок. Основания снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства в Постановлении №418 отсутствует. Считает, что снятие его с учета стало результатом его жалоб на действия исполнителей ответчика и Министерства.

Истец не является членом семьи К.В.П., единоличного собственника помещения (неблагоустроенной квартиры) по адресу: <адрес>. Истцу была предоставлена регистрация по месту жительства. Истец находился в зарегистрированном браке с гН.Л.В., с К.В.П. был заключен договор найма комнаты в квартире. Истец пенсионер, проживает на собственные пенсионные средства, он не состоит в зарегистрированном браке с собственником, бюджет у них раздельный, между единоличным собственником жилого помещения и истцом имеется договоренность о порядке пользования и проживания в указанном жилом помещении. Первоначально был заключен договор о найме временным жильцом комнаты в квартире, позднее заключено соглашение о порядке пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу.

Истец вправе проживать по месту жительства по своему выбору и дабы не нарушать закон договорился с К.В.П. о регистрации по указанному адресу.

С учетом заключенного Соглашения о порядке пользования жилым помещением, и в силу ст. 209 ГК РФ собственник жилого помещения - К.В.П., вправе распоряжаться принадлежащим ей имуществом: она намерена продать жилое помещение по адресу: <адрес> уехать. Истец против продажи указанного жилого помещения не возражает, требований к ней по предоставлению иного жилого помещения для проживания не предъявляет. Жилое помещение не благостроенное, удобства на улице, без водо- и газоснабжения, без водоотведения, отопление печное, содержание данного жилого помещения очень физически трудоемко, моральных и имущественных прав на данное жилое помещение истец считает, что не имеет, поэтому намерен воспользоваться и реализовать свои права как нуждающийся в улучшении жилищных условий и быть обеспеченным доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами. Истец собственным жильем государством не наделен, участия в приватизации не принимал, государством и муниципальными ведомствами вселен в вышеуказанную жилую площадь не был, обещанным благоустроенным жильем для участников ликвидаторов Чернобыльской АЭС не был обеспечен, участия в каких либо целевых ведомственных государственных программах не принимал, субсидий и Сертификатов на приобретение, улучшение, строительство жилых помещений не получал, недвижимого имущества в порядке наследования или дарения не получал, земельным участком не наделялся, право на участие в государственных программах по улучшению жилищных условий не реализовывал и право на получение собственного жилья не использовал.

Правовыми основаниями иска указаны ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 56, 52, 49, 51 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании истец Н.Е.Т., и его представитель по доверенности П.О.Е. участия не принимали, надлежащим образом извещенные о дате, времени, месте судебного заседания не явились, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца, в котором исковые требования поддержали полном объеме (л.д.219).

В судебном заседании третье лицо К.В.В. участия не принимала, надлежащим образом извещенная о дате, времени, месте судебного заседания, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, и ходатайство, в котором исковые требования истца поддержала, указала, что она в зарегистрированном браке не состоит, является собственником неблагоустроенного жилого помещения по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Истец снимал комнату в вышеуказанном жилом помещении, а после снятия с регистрации по предыдущему месту жительства в <адрес> был зарегистрирован по указанному месту жительства с целью получения пенсии и для предотвращения наложения штрафа за отсутствие регистрации по месту жительства в установленный законом срок. До регистрации истца по месту жительства между ней и истцом имелась договоренность о том, что истец никоим образом не будет претендовать на имеющееся жилье, тем более получение в собственность или ограничение ее прав. С истцом с момента регистрации по месту жительства имелась и имеется договоренность о порядке пользования жилым помещением, письменное соглашение о котором заключено 16.02.2015. Соглашение имеет силу и в настоящее время, изменений или дополнений к указанному соглашению между сторонами не подписывалось и не имеется. Данное соглашение Администрацией Шалинского городского округа принято не было, и было заявлено, что оно не является юридически значимыми в данном деле, с чем она не согласна, поскольку данное право закреплено гражданским и жилищном кодексом РФ. Ей в силу возраста и здоровья, уже достаточно сложно содержать жилое помещение без удобств, она намерена продать указанную квартиру и приобрести жилье с удобствами и переехать в другой регион на постоянное место жительства. Регистрация и проживание истца в квартире накладывает на нее как на собственника ограничения и невозможность на распоряжение принадлежащим ей имуществом, на продажу квартиры, считает, что истец является нуждающимся в жилом помещении и имеет на это все основания (л.д.222,228,229).

Представители ответчика Администрации Шалинского городского округа по доверенности С. и К. в судебном заседании участия не принимали, надлежащим образом извещенные о дате, времени, месте судебного заседания направили возражения на иск, в которых указали, что против иска возражают, в обоснование указали, что Администрацией Шалинского городского округа в соответствии с письмом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 13.04.2020 о предоставлении учетного дела Н.Е.Т. для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата, администрацией Шалинского городского округа учетное дело было предоставлено в Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>. Рассмотрев представленные документы, Министерство строительства и развития инфраструктуры направило в адрес администрации Шалинского городского округа письмо от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации права граждан на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета». В письме Министерства развития инфраструктуры Свердловской области указало, Н.Е.Т. сохранил право пользования жилым помещением, а заключенные договоры найма жилья с К.В.П. не имеют правового значения. Полагают, что принятые постановления администрации Шалинского
городского округа от 23.06.2020№ 418 «О снятии граждан с учета в
качестве нуждающихся в жилых помещениях»; от 23.06.2020 №419 «Об
исключении граждан из списка граждан – участников основного
мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», основывались на следующих фактах: Н.Е.Т. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, имеете право на меры социальной поддержки, предусмотренные для категории граждан, указанных в пункте 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( далее -Закон). В частности, согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 Закона гражданам, и указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Закон устанавливает, что нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий является одним из обязательных условий возникновения права граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, на реализацию жилищных прав на льготных основаниях. Из документов учетного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Н.Е.Т. был вселен в жилое помещение - квартиру общей
площадью 52.9 кв.м. по адресу: <адрес> находившуюся
в ведении государственного жилищного фонда (областное государственное учреждение <данные изъяты>

Всего в квартире на тот момент были зарегистрированы два человека: К.В.П. и сын Н.Д.Е., что подтверждается письмом МО МВД России «Шалинский» от 13.04.2020. 16 февраля 2015 указанная квартира на основании Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Закон №1541-1) была передана в единоличную собственность К.В.П. с сохранением права пользования квартирой Н.Е.Т., и проживавшим в квартире их несовершеннолетним сыном Н.Д.Е., как давшими согласие на приватизацию, о чем было указано в договоре о передаче жилого помещения в собственность от 28.01.2015 г. При таких данных, Н.Е.Т. в момент приватизации квартиры К.В.П. в соответствии с частями 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации имели равные с К.В.П. права пользования этим жилым помещением. Данное обстоятельство является юридически значимым, поскольку, давая К.В.П. согласие на приватизацию квартиры, без которого она в силу статьи 2 Закона № 1541-1 была бы невозможна, он сохранил бессрочное право пользования этим жилым помещением. Предоставленные договоры найма жилого
помещения, заключенные между Н.Е.Т. и К.В.П., не имеют юридического значения. Исходя из вышеизложенного, администрацией Шалинского городского округа было принято решение о снятии Н.Е.Т. с учета в качестве нуждающегося, повлекшее за собой исключение из списка граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Возражают против удовлетворения ходатайства о приобщении
документов, поступивших в Администрацию Шалинского городского округа
18.11.2020г. - договора аренды жилого помещения от 01.01.2013г., заключенного между Н.Е.Т. и К.В.П., так как ранее эти документы в Администрацию не предоставлялись, как и Соглашение об определении порядка пользования жилым помещением от 16.02.2015г. между К.В.П. и Н.Е.Т.. Полагают, что указанные документы были составлены позднее с намерением восстановить Н.Е.Т. в списках получателей ГЖС. По поручению истца – К.В.П. неоднократно посещала Администрацию Шалинского ГО, однако о наличии указанных документов ранее Администрации не сообщала; администрации было неизвестно о наличии данных документов. Обстоятельствами, указывающими на то, что Н.Е.Т. является членом семьи К.В.П., является следующее: в заявлении о приватизации жилья К.В.П. в МУГИСО Н.Е.Т. указан в качестве члена семьи - муж (копия заявления имеется в учетном деле, представленном в суд; в представлении прокурора <адрес> от 29.05.2018г. указано, что Н.Е.Т. выехал добровольно из жилого помещения по адресу: <адрес> по причине создания новой семьи.; согласно информации, полученной    из отдела монетизации Администрации Шалинского городского округа, Н.Е.Т., проживая по адресу: <адрес> пользуется компенсацией на оплату коммунальных услуг (монетизацией льгот по оплате расходов ЖКХ). Следовательно, можно сделать вывод о том, что
К.В.П. и Н.Е.Т. ведут общее хозяйство, проживая по
указанному адресу; К.В.П. и Н.Е.Т. имеют общего ребенка – Н.Д.Е..

По факту снятия с учета Н.Е.Т. в августе 2020 прокуратурой Шалинского района проводилась проверка, нарушений в сфере жилищного
законодательства не выявлено. Протестов надзорного органа в части принятия спорных постановлений ответчика в связи с их незаконностью не приносилось.

Истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и решением администрации Шалинского городского округа включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (Постановление от 11.07.2018 года № 465). Однако, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 52,9 квадратных метров, по договорам найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (аналогичный) предоставленная К.В.П. в пользование Н.Е.Т. в целом виде, то есть всей общей площадью жилого помещения -52,9 квадратных метров.

Кроме того, в квартире зарегистрированы на момент принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2018 году - 3 человека (К.В.П. - заявитель; Н.Е.Т. - муж; Н.Д.Е. -сын); в момент снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ - 2 человека: К.В.П. и Н.Е.Т.. То есть, на трех человек общая площадь жилого помещения превышает учетную нормы и составляет на каждого - 17,63 квадратных метров (52,9 : 3), а на двоих человек - 26,45 квадратных метров (52,9 : 2).

Таким образом, ответчиком было принято решение о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как жилое помещение, где постоянно проживает и зарегистрирован истец, превышает учетную норму площади жилого помещения, являющуюся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека (постановление Администрации Шалинского городского округа от 27.06.2014 года № 584 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения»). Обращают внимание суда на то обстоятельство, что истец и К.В.П. состоят в фактических брачных отношениях, имеют совместного ребенка (Н.Д.Е.), занимаются совместным воспитанием ребенка, ведут общее хозяйство, что противоречит изложенным в исковом заявлении доводам о том, что истец не является супругом К.В.П..

Из всех представленных суду документов видно, что Н.Е.Т. указан как муж К.В.П., она его зарегистрировала в данном жилом помещении. Договоры найма жилого помещения, заключенные между Н.Е.Т. и К.В.П., в период постановки и снятия с учета в Администрацию не предоставлялись, письменных доказательств обратного истцом не представлено.

На основании изложенного, считают, что принятые Администрацией постановления от 23.06.2020 года № 418 и № 419, соответствуют действующему жилищному законодательству, просят в иске отказать в полном объеме (л.д.198-207).

Суд с учетом ч.ч.4,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, введена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, участники, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право один раз на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. При этом законодатель отметил, что в данном случае для предоставления жилья необходимо соблюдение условия о нуждаемости в жилом помещении.

Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Правовой механизм обеспечения жильем таких граждан закрепляется указанными Правилами, предусматривающими добровольное участие в подпрограмме на условиях, указанных в ней, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданами, отвечающими требованиям, указанным в пункте 5 этих Правил, и изъявившими такое желание (пункты 2 и 6).

Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина-участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пп. «б» п. 18 Правил).

Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии их желания принять участие в подпрограмме.

Учитывая изложенное, установление фактической нуждаемости истца в жилом помещении является одним из существенных обстоятельств, подлежащих выяснению при разрешении настоящего дела.

Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях граждан, в том числе категории, к которой относится истец, определяются нормами жилищного законодательства.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Так, в частности, согласно пунктам 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Частью 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Н.Е.Т. является участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986г. и имеет право на компенсацию и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.д.8, 55).

С 25.06.2013 по настоящее время истец Н.Е.Т. зарегистрирован и проживает вместе с К.В.П. по адресу: <адрес>, общей площадью 52,9 кв.м., принадлежащей на праве единоличной собственности К.В.П. на основании договора бесплатной передачи квартиры в собственность граждан от 28.01.2015, в которой истец Н.Е.Т. и Н.Д.Е. отказались от участия в приватизации, но сохраняют право пользования. До указанной даты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Н.Е.Т. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, указанная квартира была ему предоставлена на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Исполнительным комитетом Железнодорожного Совета депутатов трудящихся на состав семьи пять человек. В числе документов, предоставленных при заключении договора передачи квартиры в собственность граждан, содержится заявление Н.Е.Т. об исключении последнего из числа участников приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>. (л.д.61-69,44-45,46-47,50,74-76,77-78,110).                            

Согласно справке <адрес> поселковой администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, зарегистрированы К.В.П., Н.Д.Е., Н.Е.Т. (.<адрес>).    

Из справки Шалинской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа от 19.05.2020, справки МО МВД России «Шалинский» от 20.05.2020 видно, что по адресу: <адрес>, общей площадью 52,9 кв.м. зарегистрированы К.В.П., Н.Е.Т. (л.д.70,71).

Из свидетельства о расторжении брака видно, что брак между Н.Е.Т. и Н.Л.В. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112).    

Постановлением Администрации Шалинского городского округа от 23.06.2020 № 418 Н.Е.Т. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, руководствуясь письмом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 19.06.2020 «О реализации права граждан на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (л.д.117).

Постановлением Администрации Шалинского городского округа от 23.06.2020 № 419 Н.Е.Т. исключен из списка граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» указано, что основанием принятия данного решения стали абзац 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на основании постановления Администрации Шалинского городского округа от 23.06.2020 № 418 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (л.д.48-49).

С заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий истец обратился к ответчику 03.11.2016, постановлением Администрации Шалинского городского округа от 01.12.2016 Н.Е.Т. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.10)

Согласно ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Так как истец Н.Е.Т. на момент приватизации спорного жилого помещения имел равное право пользования этим помещением с К.В.П. положения ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в данной ситуации не могут быть применены, и он сохраняет бессрочное право пользования указанным жилым помещением. Договор найма жилого помещения от 01.01.2020, в котором с 2013 по месту жительства зарегистрирован истец, заключённый между истцом Н.Е.Т. и К.В.П. по этим основаниям правового значения для дела не имеет.

На период признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий 01.12.2016 и на момент приятия ответчиком оспариваемых постановлений от 23.06.2020 № 418 и № 419 Н.Е.Т. был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы жилого помещения на территории Шалинского городского округа, установленной постановлением Администрации Шалинского городского округа от 27.06.2014 № 84, которая составляет 15 кв.м. площади на одного человека (л.д.205), то есть на момент признания его нуждающимся в улучшении жилого помещения на него приходилось 17, 6 кв.м с учетом троих зарегистрированных в квартире, на момент принятия оспариваемых постановлений на него приходилось 26,45 кв. с учетом того, что в квартире было зарегистрировано два гражданина, что также превышает учетную норму. То есть, истец не имел права быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и быть поставленным на учет, что впоследствии было выявлено ответчиком. Кроме того, сделка по приватизации квартиры, в которой зарегистрирован истец, состоялась 28.01.2015, однако от участия в ней истец отказался, что свидетельствует об ухудшении истцом своих жилищных условий, с целью дальнейшего получения льгот на получение жилья от государства как участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.                         

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Поскольку Н.Е.Т. обеспечен жилой площадью более учетной нормы, ответчиком обоснованно приняты оспариваемые постановления, № 418 от 23.06.2020 о снятии ситца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, и вытекающее из первого, постановление № 416 от 23.06.2020 об исключении из списка граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». По указанным причинам оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика восстановить его в списки лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании ответчика восстановить истца в списках участников Ведомственной целевой программы в категории граждан – участников: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС по Шалинскому городскому округу Свердловской области, не имеется.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Н.Е.Т. к Администрации Шалинского городского округа о признании незаконными Постановления Администрации Шалинского городского округа от 23.06.2020 № 418 о с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а так же Постановления Администрации Шалинского городского округа от 23.06.2020 № 419 об исключении из списка, обязании восстановить в список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и список участников ведомственной целевой программы по обеспечению жильем, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 14.12.2020.

Председательствующий судья     С.Н. Миронова

2-463/2020 ~ М-423/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нифонтов Евгений Трофимович
Ответчики
Администрация Шалинского городского округа
Другие
Палешева Ольга Евгеньевна
Кузнецова Валентина Петровна
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Судья
Миронова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
shalinsky--svd.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2020Передача материалов судье
01.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее