Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Вороновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по исковому заявлению Беляева А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Самарской области о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения в командировке в СКР
У С Т А Н О В И Л:
Беляев А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Самарской области, в котором просил обязать ответчика произвести ему перерасчет выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения в командировке в СКР из расчета один день за три, в период с дата. по дата. В обоснование заявленных требований указал, что он, являясь сотрудником органов внутренних дел, в период с дата. по дата. во исполнение Указа Президента от 20.01.1997г. № 23с «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северо-Кавказском регионе РФ» принимал участие в выполнении служебно-боевых задач (контртеррористических операциях) по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории СКР. В соответствии с Постановлением Правительства № 135-9 от 27.02.2001г. сотрудники, принимавшие участие в боевых действиях, имеют право на льготное исчисление выслуги лет за дни участия для назначения пенсии из расчета один за три. Факт непосредственного участия истца в боевых действиях подтвержден решением мирового судьи судебного участка №... Октябрьского районного суда г. Самары от дата., которым с ГУВД Самарской области в пользу истца взыскана денежная компенсация за участие в боевых действиях, а также засчитан весь срок нахождения в командировке с дата. по дата. в срок службы в специальном звании на льготных условиях- из расчета один за три. Указанный период в льготном исчислении не был засчитан ответчиком в стаж его службы в органах внутренних дел при назначении пенсии по выслуге лет. Выслуга лет истца в льготном исчислении составила ***, однако ответчиком назначена пенсия за выслугу лет, составляющую ***.
В судебном заседании Беляев А.В. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители ГУ МВД России по Самарской области по доверенности–ФИО1, ФИО2, в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на исковое заявление, просили суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. В обоснование возражений на иск указали, что пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Требования истца об обязании произвести ему перерасчет выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения в командировке в СКР из расчета один день за три, в период с дата. по дата. неправомерны, поскольку данная льгота применима лишь для сотрудников, фактически принимавших непосредственное участие в контртеррористических мероприятиях, что должно подтверждаться соответствующими приказами командиров (начальников) воинских частей. В данном случае указанными приказами командиров части подтверждается факт непосредственного участия истца в контртеррористических мероприятиях в периоды: с дата. по дата., с дата. по дата., с дата. по дата., с дата. по дата., которые были приняты к зачету в стаж в льготном порядке исчисления как один день за три, иных доказательств участия истца в контртеррористических мероприятиях не представлено. Полагают, что решение мирового судьи судебного участка №... Октябрьского районного суда г. Самары от дата. не имеет преюдициального значения для разрешения вопроса об исчислении истцу выслуги лет для назначения пенсии, поскольку данным решением вопрос пенсионного обеспечения сотрудника не разрешался, решение мирового судьи касается только исчисления выслуги лет для присвоения истцу «специального звания» и не затрагивает его пенсионные права.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно выписке из приказа начальника ГУ МВД России по Самарской области по личному составу №... от дата. полковник полиции Беляев А.В. был уволен со службы в органах внутренних дела на основании п.4 ч.2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с дата. На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составила ***, в льготном исчислении- ***.
Заключением начальника ЦФО ГУ ИВД России по Самарской области №... от дата. о назначении пенсии за выслугу лет *** Беляеву А.В. установлена выслуга лет, дающая право на получении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в календарном исчислении – ***; в льготном исчислении – ***.
Приказом начальника ГУ МВД России по Самарской области по личному составу от дата. №... внесены изменения в приказ начальника ГУ МВД России по Самарской области по личному составу №... от дата. в части указания выслуги лет сотрудника, а именно: выслуга лет в льготном исчислении составила вместо ***.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не общий или специальный трудовой стаж, а выслуга на военной службе.
В соответствии с п. "а" части первой Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу ст. 18 данного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 (под. е) Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня: время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
На основании под.в п.4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии со статьей 3 данного Федерального Закона контртеррористическая операция - это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Согласно статьи 17 указанного Закона контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.
Из материалов дела следует, что согласно справке №..., выданной *** *** Беляев А.В. в период с дата. по дата. находился в служебной командировке в составе объединенной группы войск на территории СКР и принимал участие в выполнении служебно-боевых задач (контртеррористической операции) по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории СКР.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Установлено, что при расчете выслуги лет *** Беляеву А.В. в расчет выслуги лет для назначения пенсии были приняты из расчета один день за три периоды непосредственного участия Беляева А.В. в контртеррористических операциях на территории СКР, в частности, с дата. по дата. (на основании приказа начальника ГУВД по Самарской области по личному составу №... от дата.), с дата. по дата. (на основании приказа начальника ГУВД по Самарской области по личному составу №... от дата.), с дата. по дата. (на основании приказа начальника ГУВД по Самарской области по личному составу №... от дата.), с дата. по дата. (на основании приказа начальника ГУВД по Самарской области по личному составу №... от дата.).
Остальное время нахождения истца в служебной командировке в СКР в названный период времени не засчитано в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, поскольку само по себе нахождение истца в служебной командировке в Чеченской Республике не может расцениваться как участие в контртеррористических операциях, если они не связаны с непосредственным участием истца в специальных мероприятиях по пресечению террористической акции, обеспечению безопасности физических лиц, обезвреживанию террористов, минимизации последствий террористической акции.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Самары от дата. удовлетворен иск Беляева А.В. к ГУВД Самарской области о взыскании выплат за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в размере *** рублей.
Решением мирового судьи судебного участка №... Октябрьского районного суда г. Самары от дата. с ГУВД Самарской области в пользу истца взыскана денежная компенсация за участие в боевых действиях, а также засчитан весь срок нахождения в командировке с дата. по дата. в срок службы в специальном звании на льготных условиях- из расчета один за три.
Суд не может принять ссылку истца на указанные судебные акты как доказательства, имеющие преюдициальное значение для разрешения данного спора.
На момент вынесения указанных судебных актов действовал Указ Президента РФ от 07 июня 2000 года N 1054 "О льготных условиях исчисления службы в специальных званиях" (утративший силу с 9 июля 2007 года), согласно которому с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
Вместе с тем, вопрос о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии истцу по вышеуказанным требованиям истца не рассматривался, а установлен факт участия истца в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе для взыскания компенсационных денежных выплат и включения данного срока службы в выслугу лет в специальном звании.
Цель обращения истца с настоящими требованиями отлична от вышеуказанных обращений в судебные органы, спорные правоотношения истца и ответчика регулируются специальными правовыми актами по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, устанавливающими порядок расчета выслуги лет для назначении пенсии. Иное толкование и применение указанных норм законодательства приведет к нарушению его требований, что недопустимо.
Непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях может быть подтверждено только определенными средствами доказывания - представлением суду копий, выписок из приказов о непосредственном участии истца в проведении контртеррористических операций.
В то же время допустимые доказательства, свидетельствующие о непосредственном участии истца в спорные периоды в контртеррористических операциях на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что расчет выслуги лет для назначения пенсии истцу был произведен ответчиком в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства и перерасчету не подлежит.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Беляева А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Самарской области о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения в командировке в СКР.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Беляева А.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья (подпись) Е.А. Митина