Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2207/2018 ~ М-2246/2018 от 18.10.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2018 года                                                                               г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Курченко И.В.,

при секретаре Сладковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело по иску Кольцова Александра Сергеевича, Шубякиной Ольги Сергеевны к Администрации г. Тулы, Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Кольцов А.С., Шубякина О.С. обратились в суд с иском к Администрации г. Тулы, МИЗО ТО о признании права собственности на земельный участок, обосновывая свои требования тем, что они (соистцы) являются сособственниками <адрес>. Согласно архивной справке о земельном участке в инвентарном деле по земельному участку имеются следующие сведения:

на первичный технический учет домовладение было принято 31.10.1939 с площадью земельного участка 1200 кв.м, владельцем указан Кольцов В.К. По данным технической инвентаризации домовладение находится на земельном участке площадью 2080 кв.м. В материалах инвентарного дела содержится заключение инвентарного бюро от 05.09.1949 о праве владения строениями, согласно которому площадь земельного участка составила 2080 кв.м. На основании заключения было вынесено решение Исполкома Новотульского п/с от 21.11.1949. По данным последней технической инвентаризации 29.03.2011 домовладение расположено на земельном участке площадью 2080 кв.м.

Кадастровым инженером ООО «Тулземкадастр» по заданию соистцов произведена геосъемка, посчитана площадь 2054 кв.м и изготовлен межевой план для внесения данных о границах земельного участка в ЕГРН. В результате межевания земельный участок имеет площадь 2054 кв.м. МИЗО ТО данный межевой план не был согласован в виду наличия объекта незавершенного строительством.

Просили признать право собственности на земельный участок площадью 2054 кв.м по вышеуказанному адресу по ? доли за каждым в границах, указанных в межевом плане, составленном кадастровым инженером ФИО7

Соистцы Кольцова А.С., Шубякина О.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивают.

Представитель ответчика – МИЗО ТО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика – Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение суда просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица – ФИО9, ФИО10, ФИО8, Т.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. ФИО8, Т.А., ФИО9 представили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие. Иные лица об уважительности причин неявки суду не сообщили.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Кольцов А.С. и Шубякина О.С. являются сособственниками по ? доли <адрес> на основании свидетельств о праве на наследство по закону.

Согласно архивной справке о земельном участке в инвентарном деле по земельному участку имеются следующие сведения:

- на первичный технический учет домовладение было принято ДД.ММ.ГГГГ с площадью земельного участка 1200 кв.м, владельцем указан ФИО6 По данным технической инвентаризации домовладение находится на земельном участке площадью 2080 кв.м. В материалах инвентарного дела содержится заключение инвентарного бюро от ДД.ММ.ГГГГ о праве владения строениями, согласно которому площадь земельного участка составила 2080 кв.м. На основании заключения было вынесено решение Исполкома Новотульского п/с от ДД.ММ.ГГГГ. По данным последней технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ домовладение расположено на земельном участке площадью 2080 кв.м.

Кадастровым инженером ООО «Тулземкадастр» по заданию соистцов произведена геосъемка, посчитана площадь 2054 кв.м и изготовлен межевой план для внесения данных о границах земельного участка в ЕГРН. В результате межевания земельный участок имеет площадь 2054 кв.м. МИЗО ТО данный межевой план не был согласован в виду наличия объекта незавершенного строительством.

В ходе рассмотрения дела по существу споров о разделе земельного участка не установлено. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.

Принцип международной защиты прав человека, в том числе имущественных прав, закреплен в части 3 ст. 46 Конституции РФ. Одним из межгосударственных судебных органов по защите прав и свобод человека является Европейский Суд по правам человека, практика которого в сфере защиты земельных прав затрагивает и Российскую Федерацию.

Частью 2 ст. 9 Конституции РФ определено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с частью 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, земельных, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).

Статьей 3 ГПК РФ определено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, и суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Статьей 9 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Правилами ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел.

Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ защиты его прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, в частности путем признания права, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Гражданским кодексом РСФСР, утвержденным Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР» и введенным в действие с 01 января 1923 года, было установлено, что земля является исключительно собственностью государства и соответственно не может быть предметом частного оборота, в связи с чем, владение земельным участком тогда допускалось только на правах пользования. Право застройки по своему юридическому смыслу являлось срочным землепользованием (статьи 21 и 53 Гражданского кодекса РСФСР).

Согласно ст. ст. 2 и 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», утвержденного Законом СССР от 14 марта 1949 года (утратил силу в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1988 года № 8502-XI), отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование, при этом данным Указом для граждан, проживающих в сельской местности, не изменялось действующее тогда законодательство о порядке отвода и размерах земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (п.п. 1, 2, 3 Постановления Совмина СССР от 26 августа 1948 года № 3211 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов").

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01 февраля 1949 года «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» (утратил силу в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1964 года) признаны утратившими силу нормы статей 71 - 84 Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР» и введенного в действие 01 января 1923 года, положениями которых до этого регламентировались предоставление и пользование земельных участков на праве застройки, которое ранее по своему смыслу являлось срочным землепользованием.

В условиях существования исключительной собственности государства на землю главным объектом считались расположенные на земельном участке здания или сооружения, за которыми в случае их отчуждения следовало землепользование, в связи с чем, земельные участки на праве бессрочного (постоянного) пользования выполняли служебную роль при возведенном здании или сооружении, при отчуждении которых земельные участки следовали их правовой судьбе, то есть переходили к новому собственнику здания, поскольку земельный участок рассматривался в качестве принадлежности к главной вещи, которой являлся жилой дом с постройками хозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом «б» ст. 5 и ст. 6 Положения о земельных распорядках в городах, утвержденного Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1925 года, все городские земли и водные пространства, в пределах городской черты, не подвергавшиеся изъятию, предоставляются... в пользование отдельным лицам не иначе, как на основании действующих законов и особых постановлений ВЦИК и СНК РСФСР, или постановлений местных исполнительных комитетов, или на основании арендных договоров, заключаемых органами исполнительных комитетов по местному хозяйству с землепользователями.

Пунктом 10 раздела 2 Общих начал землепользования и землеустройства, утвержденных Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 года (утратил силу в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1969 года № 3909-VII), предусмотрено, что земля предоставляется в трудовое пользование без установления наперед определенного срока.

Земельный участок изначально предоставлялся ФИО6 на праве бессрочного (постоянного) пользования, поскольку в то время иные права на земельные участки не предполагались, в связи с чем, он лично, а после его смерти и его наследники, владели спорным земельным участком исключительно на праве бессрочного (постоянного) пользования, который в течение всего периода переходил к ним в порядке правопреемства.

Правомерное использование земельного участка заключается в извлечении и потреблении полезных свойств земельного участка в зависимости от его целевого назначения, что ранее осуществлялось и осуществляется по настоящее время собственниками жилого дома путем эксплуатации спорного земельного участка при его фактическом использовании с истечением длительного периода времени и при отсутствии на то каких-либо обоснованных претензий со стороны компетентных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих контроль по использованию земель на территории города Тулы.

Правилами ст. 7 Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года № 374-I (признан недействующим Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации») предусмотрено, что до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.

В соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 года, в отношении земельных участков, которые выделялись ранее и не являлись объектами гражданского права, правоудостоверяющими документами являлись, прежде всего, выданные государственные акты и решения соответствующих компетентных органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии – земельно-шнуровые и похозяйственные книги –, другие удостоверяющие права граждан на земельные участки документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.

В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и изданием Постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с момента введения их в действие данный Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю фактически утратил силу.

В письме Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 1987 года № 20-15-1-4/Е-9808Р разъяснено, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения. Таким образом, в указанных нормативных актах, принятых после отвода спорного земельного участка, для решения вопроса о праве на землю речь идет практически о любых документах, удостоверяющих право граждан на земельные участки.

Диспозицией ст. 37 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года № 1103-I (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2287), действующей в редакции на момент заключения договора купли - продажи от 05 марта 2001 года и утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельный кодекс Российской Федерации", предусмотрено, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю. В случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.

Согласно ст. 216 Гражданского кодекса РФ вещным правом наряду с правом собственности, в частности, является право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с частью 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Частью 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Статья 271 Гражданского кодекса РФ содержит положения о том, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

В соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости, в силу с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, в связи с чем, при возникновении правомерного пользования земельным участком или находящимся на нем жилым домом, возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка согласно правилам, установленным ст. ст. 35, 39.20 Земельного кодекса РФ.

Согласно части 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что следует из части 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.

В силу требования части 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Согласно части 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

При этом образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ).

В силу требования части 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В статье 25 Земельного кодекса РФ (в ред. от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ) закреплено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 01 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Часть 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ (в ред. от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ) гласит, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ (в ред. от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

К соистцам при переходе права собственности по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом на основании свидетельств о праве на наследство по закону перешло и право пользования земельным участком с декларированной площадью 2080 м2 в соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года № 1103-I, действующей в редакции на момент заключения договора купли - продажи от 05 марта 2001 года и прохождения процедуры государственной регистрации перехода права собственности (14 марта 2001 года).

Согласно части 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Диспозицией части 1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

В силу требования части 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 214-ФЗ) оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

Положением части 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) регламентировано, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Согласно части 9 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исходя из части 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Из анализа действующих положений части 1 ст. 35, части 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) и части 2 ст. 271 Гражданского кодекса РФ в их совокупности следует, что эти правовые нормы не отменяют и не ограничивают переход к новому собственнику жилого дома всех прав на земельный участок прежнего пользователя, включая и право на бесплатную приватизацию земельного участка, перешедшего к нему на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем, лицо, к которому перешло право собственности на жилой дом, вправе требовать оформления прав собственности на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание или сооружение.

Приватизация гражданами земельных участков на добровольной и безвозмездной основе означает не что иное, как передача в частную собственность ранее предоставленных им земельных участков и находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст. 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 года № 33/839, спорный земельный участок под жилым домом 21 по <адрес> распложен в территориальной зоне Ж-1, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами с объектами обслуживания населения, связанных с проживанием граждан.

Согласно п.п. 9.1. и 9.2. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Требованиями норм действующего земельного законодательства наложен запрет на приватизацию только тех земельных участков, которые фактически относятся к землям общего пользования, то есть уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 части 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утратила силу с 01 января 2017 года согласно Федеральному закону от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с частью 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в ред. от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ) при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.

Положением ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регламентировано, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения и описание местоположения объекта недвижимости.

Статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, одним из которых является вступившее в законную силу судебное решение, а также межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Правилами части 4 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (Письма Минэкономразвития России от 05 апреля 2017 года № ОГ-Д23-3931; от 18 апреля 2017 года № ОГ-Д23-4496; от 20 апреля 2017 года № Д23и-2207).

Спорный земельный участок допустимо отнести к категории ранее учтенных земельных участков, к которой относятся все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном законом порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", по которым вне зависимости от места хранения документов имеются соответствующие решения о предоставлении земельного участка.

Согласно межевому плану, подготовленному 08.06.2017 кадастровым инженером ООО "Тулземкадастр" ФИО7 в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, на котором расположен жилой <адрес>, размер площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 2054 м2, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли под домами индивидуальной жилой застройки. Границы земельного участка площадью 2054 м2 по периметру определены ограждением, установленным более 15 лет и оставленным на месте без изменения, то есть отвечают требованиям земельного законодательства. Помимо всего этого указаны сведения уточненные координаты X и Y характерных точек границ уточняемого земельного участка.

Суд принимает во внимание те обстоятельства, что собственники жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являющиеся правопредшественниками соистцов, сведения о которых имеются в исследованных судом документах, правомерно пользовались спорным земельным участком с находящимся на нем жилым домом с надворными постройками, возведенным до 1939 года, который не являлся самовольным строением, ни государство, ни органы местного самоуправления никогда не предъявляли к ним требования об освобождении спорного земельного участка, что, по мнению суда, свидетельствует о признании правомерности владения и пользования земельным участком со стороны самого государства.

Об истребовании испрашиваемого земельного участка из чужого незаконного владения никогда каким-либо компетентным органом не заявлялось, что дает суду основания расценивать изложенное как согласие соответствующих государственных и муниципальных органов на пользование собственниками жилого дома, в частности истцом по делу, земельным участком. Целевое назначение земельного участка при его использовании не изменилось.

Одновременно в ходе рассмотрения дела судом не установлено каких-либо обстоятельств, препятствующих истцу в признании права собственности на него, им представлены все необходимые для этого документы; третьи лица не претендуют на вышеуказанный земельный участок, спор по границам отсутствует, а потому и нет оснований для отказа в бесплатной приватизации спорного земельного участка, установленных законом.

Более того, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок не может представляться в частную собственность в материалах дела не содержится, и ответчиками суду не представлено, земельный участок находится в зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами, граничит с земельными участками иных домовладельцев кадастрового квартала, в том числе ранее сформировавших их (земельных участков) границы, что затрудняет предоставление и использование спорного земельного участка в иных, кроме как для эксплуатации жилого дома целях, объектов общего использования на данном земельном участке нет, границы сформированы по фактичному землепользованию, существующему на местности более 15 лет, прежние собственники жилого дома своих прав на приватизацию испрашиваемого спорного земельного участка не использовали, материалами дела подтверждается, что земельный участок используется собственниками в целях его непосредственного назначения.

Наряду с переходом к соистцам права собственности на жилой дом к ним в обязательном порядке перешло не только право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2054 м2, но и право на однократную бесплатную приватизацию этого земельного участка, до сих пор которое не было реализовано собственниками данного жилого дома. Соистцы ранее имели возможность реализации права на однократную бесплатную приватизацию земельного участка согласно части 1 ст. 37 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года № 1103-I (действующей в редакции на момент заключения договора купли - продажи от 05 марта 2001 года), наряду с чем, по настоящее время сохраняется за ними указанное право применительно к требованиям части 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, введенного в действие с 30 октября 2001 года.

Таким образом, анализ собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что права и законные интересы других лиц, а также требования земельного и градостроительного законодательства не нарушены, а потому суд полагает, что исковые требования соистцов о признании права общей долевой собственности на земельный участок обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кольцова Александра Сергеевича, Шубякиной Ольги Сергеевны удовлетворить в полном объеме.

Признать за Кольцовым Александровичем и Шубякиной Ольгой Сергеевной право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2054 м2, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли под домами индивидуальной жилой застройки, в границах точек с координатами:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

согласно межевому плану, подготовленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО "Тулземкадастр" в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                    И.В. Курченко

2-2207/2018 ~ М-2246/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кольцов Александр Сергеевич
Шубякина Ольга Сергеевна
Ответчики
Администрация г.Тулы
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Другие
Лучнина Татьяна Юрьевна
Степанова Татьяна Александровна
Бабушкин Игорь Владимирович
Степанов Владислав Олегович
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Курченко Ирина Владимировна
Дело на странице суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
18.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2018Передача материалов судье
19.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2018Судебное заседание
13.11.2018Судебное заседание
22.11.2018Судебное заседание
11.12.2018Судебное заседание
20.12.2018Судебное заседание
25.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее