Решение по делу № 2-1205/2012 ~ М-1135/2012 от 31.10.2012

Дело № 2-1205/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка          28 ноября 2012 года

    Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Мень О.А.,

с участием прокурора <адрес> ФИО6,

истца ФИО1

при секретаре Рамазановой Э.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, Правительству <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

    Иск мотивировал тем, что Прокуратурой <адрес> на постоянной основе проводятся проверка исполнения законодательства регламентирующего защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В прокуратуру <адрес> поступило обращение от ФИО1 об оказании помощи в получении жилого помещения, т.к. он не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить его интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2003 году ФИО1 поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации <адрес>. В настоящее время ФИО1 не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст.5,8 ч.1 абз. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Таким образом, в силу положений действующего жилищного законодательства ФИО1, имеет право на внеочередное предоставление жилья, подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищном фондах. Учитывая, что ФИО1 обратился в прокуратуру района с заявлением о защите его прав, прокурор считает необходимым обратиться в суд с заявлением в защиту прав. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, абз. 2 ч.3 ст.131 ГПК РФ, ст.49 ч.3, ст. 57 ЖК РФ, ст.27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

Прокурор <адрес> ФИО6 в судебном заседании на иске настаивал, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в судебном заседании на иске настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменные возражения на иск, согласно которым, администрация района не согласна с требованиями прокурора в части размера предоставляемого жилого помещения (не менее 33 кв.м.), указывает, что в ст.8 ФЗ № 159-ФЗ устанавливается гарантия обеспечения жилой площадью именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе.

Представитель ответчика Правительства Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, в отзыве по иску просит в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в его отсутствии, представил письменные возражения на иск, согласно которым, администрация района не согласна с требованиями прокурора в части размера предоставляемого жилого помещения (не менее 33 кв.м.), указывает, что в ст.8 ФЗ № 159-ФЗ устанавливается гарантия обеспечения жилой площадью именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на жилищный учет в возрасте до 18 лет. Жилищный фонд Пермского края не сформирован, в случае удовлетворения судом исковых требований исполнение решения не представляется возможным. Кроме того, Согласно методике норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 33 кв.м. принимается лишь для расчета размера субвенций и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

В соответствии со ст. 1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статья 8 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ч.6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

На основании ст. 6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно п.2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -П, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

Законом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что мать ФИО7 на основании решения Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении ФИО1, отец ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО1 остался без попечения родителей (л.д.8-9,12-14).

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО1 установлено попечительство, опекуном назначена ФИО9 (л.д. 15).

На основании представленных документов, суд считает установленным факт, что в соответствии с федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 относится к лицам, оставшимся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончил обучение в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Козьмяшинская основная общеобразовательная школа». (л.д.18-20)

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) поставлен на учет в администрации Бедряжинского сельского поселения в очередь нуждающихся в жилом помещении, в категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей (л.д.10).

В собственности ФИО1 нет объектов недвижимого имущества, данные обстоятельства подтверждаются уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , и справкой ЦТИ Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Коме того, суду представлены доказательства о том, что жилое помещение в котором зарегистрирован ФИО1 ни за кем на праве собственности не зарегистрировано, что подтверждается справкой ГУП «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ .

В материалах дела представлены справки ЦТИ Пермского края и от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и , подтверждающее отсутствие прав на недвижимое имущество у отца и матери ФИО1ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.60-69)

В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения – статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом и членами его семьи жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Правительства Пермского края указал, что Правительство исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей перед администрацией Чернушинского муниципального района, освоено в полном объеме. Считает, что жилое помещение должно быть предоставлено размером не менее нормы, установленной соответствующим муниципальным образованием, предоставление помещения площадью 33 кв.м. не соответствует действующему законодательству.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика администрации Чернушинского муниципального района указал, что не согласен с требованиями прокурора в части размера предоставляемого жилого помещения, не менее 33 кв.м., считает, что жилое помещение должно быть предоставлено размером не менее нормы, установленной в Чернушинском муниципальном районе.

В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района, и суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения.

Суд считает доводы представителей ответчиков о размере предоставляемого жилого помещения необоснованными по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».

Частью 3 статьи 9 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства) с учетом членов их семей. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.

Решением Земского собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления установлена в Чернушинском муниципальном районе 15 квадратных метров на одного человека.

Суд считает, что применению к рассматриваемым отношениям подлежит Закон Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края. Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства).

Поскольку ст.8 закона №159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в большем размере, чем следует из ч. 5 ст.57 ЖК РФ, суд исходит из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -ПК.

Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -ПК, предусмотревшим указанный прокурором размер жилой площади, подлежащий предоставлению.

С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанности по предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, находящегося в черте Чернушинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Пермской <адрес>, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд Пермского края, в течение месяца с момента оглашения решения.

Судья                             О.А. Мень

2-1205/2012 ~ М-1135/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мерзлякова О. С.
Ответчики
Администрация чернушинского муниципального района
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Мень Ольга Александровна
Дело на странице суда
chernush--perm.sudrf.ru
31.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2012Передача материалов судье
02.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.11.2012Предварительное судебное заседание
28.11.2012Судебное заседание
05.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее