Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Кинельского районного суда Васев Н.И.
При секретаре Морозовой Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой И.М к администрации городского округа Кинель о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
У с т а н о в и л :
Анисимова И.М. просит признать за ней и ее сыном ФИО1 право собственности в равных долях в порядке приватизации на жилое помещение, состоящее из одной комнаты общей площадью <данные изъяты>.м., по адресу : <адрес>
В судебном заседании представитель истца ФИО5, представляющий интересы истца и законного представителя по доверенности просил удовлетворить иск, указав, что истица проживает постоянно в жилом помещении размером <данные изъяты>.м. общей площади, по адресу: <адрес>. В данное жилое помещение вселилась в ДД.ММ.ГГГГ. Другим жильем не располагает.
В настоящее время она проживает в данной комнате вместе с несовершеннолетним сыном. ДД.ММ.ГГГГ. ей было направлено обращение в администрацию г.о. Кинель с просьбой передать в порядке приватизации указанное жилое помещение. Администрация г.о. Кинель в ответе отказала ей в приватизации занимаемого жилого помещения.
Здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>А, принято в собственность муниципального образования г.о. Кинель в соответствии с постановлением администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно выписки из реестра муниципальной собственности г.о.Кинель № от ДД.ММ.ГГГГ. здание указанного общежития включено в реестр муниципальной собственности г.о. Кинель на основании договора дарения (пожертвования) имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 2 ноября 2000 года № 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего, его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обусловливает возможность приватизации таких помещений.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и само общежитие было передано в муниципальную собственность после этой даты, применяются нормы Жилищного Кодекса.
Передача <адрес> в муниципальную собственность повлекла за собой утрату его статуса как общежития и у граждан, занимающих в этом доме жилые помещения, в которые они были вселены прежним собственником ОАО «РЖД» имеется право приобрести их в собственность в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ. №№.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
С учетом изложенного, считает, что занимаемое истцом жилое помещение <адрес>, который использовался в качестве общежития, принадлежал государственному предприятию ОАО РЖД и был передан в ведение органов местного самоуправления муниципальному образованию г.о.Кинель, может быть приватизировано на общих основаниях, т.к. согласно ст.ст. 2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Однако, ответчик нарушает указанные нормы права и мое право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Согласно справки ГУП <адрес> «ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ» городской филиал <адрес>, право на приватизацию истица не использовала.
Согласно справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, на имеющиеся объекты недвижимого имущества, расположенные на территории <адрес> в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации ее права на такие объекты.
Согласно данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого помещения № №, расположенного по адресу: <адрес>А составляет <данные изъяты>
Представитель администрации городского округа Кинель ФИО6. иск не признала, указав, что действительно истице была в ДД.ММ.ГГГГ. была предоставлена комната № площадью <данные изъяты>.м., законность проживания в данной комнате истца и ее семьи они не оспаривают.
Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (ст.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закон о приватизации)).
Согласно ст.2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условия, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 4 Закона о Приватизации жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
Здание общежития ст.Кинель, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Муниципального образования городской округ Кинель на основании Договора дарения имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. серия №.
Согласно п. 1.1 вышеуказанного договора дарения Даритель (ОАО «РЖД») безвозмездно передает в муниципальную собственность городского округа <адрес> объект «здание общежития ст.Кинель». После принятия здания общежития муниципальным образованием статус общежития снят не был, оно и на сегодняшний день является общежитием, что подтверждается следующими фактами:
- в здании общежития существует пропускная система, имеется должность вахтера и коменданта общежития;
- жильцы общежития производят оплату коммунальных услуг, в том числе за услугу по содержанию мест общего пользования в муниципальном общежитии, утвержденные постановлением администрации городского округа Кинель № от ДД.ММ.ГГГГ. стоимость данной услуги определена исходя из затрат на выплату заработной паты уборщикам мест общего пользования и вахтеров.
Таким образом, здание общежития, расположенное по адресу: Самарская область, <адрес>, сохраняет признаки общежития.
В соответствии со статей 62 Жилищного кодекса Российской Федерации «предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартиртирном доме. Частью 1 ст. 673 ГК РФ также определено, что «объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Из чего следует, что в случае, если объект не обладает признаками изолированного помещения( в данном случае не имеет в своем составе места общего пользования),то он может являться предметом договора социального найма, а значит подлежать приватизации.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает иск удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из паспорта, Анисимова И.М. была зарегистрирована в комнате № в общежитии <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ,
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ открытое акционерное общество «Российские железные дороги подарило муниципальному образованию городской округ <адрес> здание общежития <адрес>, назначение- жилое здание, <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № этажей и земельный участок площадью <данные изъяты>.м., занимаемый объектом и необходимый для его использования, относящийся к категории «Земли населенных пунктов.
Объект и земельный участок расположены по адресу : <адрес>. Объект принадлежит дарителю на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. № №, выданным Управлением Росреестра.
Выпиской из реестра подтверждено, что объект недвижимости – здание общежития <адрес>, расположенное по указанному выше адресу, является муниципальной собственностью и включено в реестр муниципального имущества со статусом специализированного жилищного фонда
Данный договор зарегистрирован в управлении Росреестра ДД.ММ.ГГГГ., номер регистрации №
На основании данной записи и договора, собственнику- муниципальному образованию городской округ Кинель было выдано ДД.ММ.ГГГГг. свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект права- здание общежития ст. Кинель.
В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № установлено, что при рассмотрении споров по аналогичным правоотношениям подлежит применению ч.1 ст.7 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия Закона).
Жилищный кодекс Российской Федерации, урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), вместе с тем не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации.
В связи с этим, к отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежат применению положения статьи 7 Вводного закона, как регулирующей сходные отношения.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), Жилищный кодекс Российской Федерации не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации. В связи с этим к отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежат применению ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса, как регулирующая сходные отношения
Учитывая, что на момент передачи здания общежития в муниципальную собственность истец на законных основаниях занимал жилое помещение, истец впервые обратился с требованием о приватизации и ранее своего права не использовал и в соответствием ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ, имеет право приобрести его в свою собственность
По сведениям паспортов и справки зав. общежитием, в данной комнате проживают Анисимова И.М. и ее сын ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд
Решил :
Признать за Анисимовой И.М и ФИО1 право общей долевой собственности в равных долях каждому в порядке приватизации на жилое помещение, состоящее из одной комнаты общей площадью <данные изъяты> по адресу : <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья - подпись