Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1382/2015 ~ М-1354/2015 от 05.10.2015

Дело № 2-1382/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шарыпово                              22 октября 2015 года

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Гаврицкой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Ковшовой О.В.,

с участием:

прокурора - помощника Шарыповского межрайонного прокурора Бессоновой Е.С.,

представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Гужева Я.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах <данные изъяты>инвалида ФИО2 к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала о возложении обязанности по обеспечению <данные изъяты>инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах <данные изъяты>инвалида ФИО2 к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала о возложении обязанности по обеспечению <данные изъяты>инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение, ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что ФИО2 является <данные изъяты>инвалидом, нуждается в реабилитационном мероприятии - санаторно-курортном лечении. ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО2ФИО6 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако до настоящего времени ФИО6 путевкой не обеспечен, что нарушает его права и создает угрозу здоровью.

    В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Бессонова Е.Е. поддержала иск по тем же основаниям.

Законный представитель ФИО2ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Гужев Я.А (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает. Поскольку ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена ФИО2 исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по инвалидности (ч.1 ст.39). В соответствии во ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45 Конституции РФ).

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р “О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду” к реабилитационным мероприятиям отнесено санаторно-курортное лечение.

Согласно пунктам 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Как следует из п.5 ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п.3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.

Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО2 является <данные изъяты>инвалидом (справка серии МСЭ - от ДД.ММ.ГГГГ).

Из справки на получение путевки от ДД.ММ.ГГГГ (форма №070/у) следует, что ФИО2 рекомендовано санаторно-курортное лечение.

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО2ФИО6 обратилась в Филиал ГУ - Красноярское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов.

Заявление ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением.

Согласно электронной очереди Красноярского регионального отделения ФСС РФ регистрационный номер очереди ФИО2 (имеющего СНИЛС ) -

В <данные изъяты> году путевка на санаторно-курортное лечение ФИО2 предоставлена не была.

Из содержания вышеприведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Поскольку заявление ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении санаторно-курортной путевки в <данные изъяты> году было рассмотрено Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером , следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена ФИО2 исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

Не предоставление ребенку-инвалиду ФИО2 путевки на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, а также как отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Шарыповского межрайонного прокурора в интересах ребенка-инвалида ФИО2 к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала о возложении обязанности по обеспечению <данные изъяты>-инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шарыповского межрайонного прокурора действующего в интересах <данные изъяты>инвалида ФИО2 к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала о возложении обязанности по обеспечению <данные изъяты>инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 октября 2015 года.

Решение в окончательной форме составлено 26 октября 2015 года.

Председательствующий:                          И.Н. Гаврицкая

2-1382/2015 ~ М-1354/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Любченко Иван Сергеевич
Шарыповский межрайонный прокурор
Ответчики
Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Филиал № 13 ГУ "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Гаврицкая И.Н.
Дело на странице суда
shargor--krk.sudrf.ru
05.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2015Передача материалов судье
06.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2015Подготовка дела (собеседование)
22.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2015Судебное заседание
26.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2015Дело оформлено
01.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее