Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1536/2021 от 11.11.2021

УИД 59RS0005-01-2021-006044-95

Судья Симонова Н.Б.

Дело № 7-2773/2021 / 12-1536/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 7 декабря 2021 г. в г. Перми жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Новая Семья" О. на постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новая Семья",

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2021 г. общество с ограниченной ответственностью "Новая Семья" (далее по тексту – ООО "Новая Семья") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник О. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывает, что все предусмотренные законодательством меры по предотвращению распространения коронавируса ООО "Новая Семья" осуществляет. Кроме того, на фото не зафиксирован факт обслуживания покупателя без маски. Считает назначенное наказание несоразмерным совершенному административному правонарушению.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО "Новая Семья", извещенный надлежаще, участия не принимал.

Защитник О. в судебном заседании настаивала на доводах жалобы, указав на несогласие с назначенным административным наказанием и наличие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса влечет административную ответственность.

В силу части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Пермском крае распоряжением председателя Правительства Пермского края № 5-рпп от 14 марта 2020 г. для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края введен режим функционирования "Повышенная готовность" и установлен региональный уровень реагирования с 00.00 часов 15 марта 2020 г.

На основании пункта "а.2" статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 2 апреля 2020 г. утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее по тексту - Правила поведения № 417), которые направлены на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Положениями пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. установлено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва; в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. издан Указ Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г. "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" (далее по тексту - Указ Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г.).

На основании пункта 12.4 Указа Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г. руководители организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом обязаны соблюдать санитарные требования, выполнять противоэпидемические мероприятия, установленные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, а также предписания, выданные должностными лицами Роспотребнадзора, методические рекомендации Роспотребнадзора по организации работы по профилактике COVID-19.

В соответствии с пунктом 12.6 Указ Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г. руководители организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом обязаны при выполнении работ (оказании услуг) и реализации товаров физическим лицам организовать (обеспечить) использование указанными лицами средств индивидуальной защиты (масок) и социальное дистанцирование при нахождении в торговом объекте или ином месте выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия у указанных лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать в допуске на торговые объекты и иные места выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора "О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования".

Положениями статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. предусмотрена обязанность организации планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты организации от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статьи 28 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. в случае невыполнения законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ООО "Новая Семья" в торговом объекте - магазине "***", расположенном по адресу: ****, 28 июля 2021 г. в 18.10 час. в нарушение пунктов 12.4, 12.6 Указ Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г. при выполнении работ (оказании услуг) и реализации товаров физическим лицам не организовало использование указанными лицами средств индивидуальной защиты (масок).

Ранее ООО "Новая Семья" привлекалась к административной ответственности по частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми по делу об административном правонарушении № 5-2189/2020 от 7 декабря 2020 г., вступило в законную силу 12 января 2021 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием на составления в отношении ООО "Новая Семья" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО "Новая Семья" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2021 г., актом от 28 июля 2021 г., фотоматериалами, постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ от 7 декабря 2020 г. и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Оценив все добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ судья районного суда пришел к правильному выводу о доказанности вины ООО "Новая Семья" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, а его действиям дана верная юридическая оценка по указанной норме КоАП РФ, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, совершенные повторно.

Выводы судьи районного суда о наличии в действиях ООО "Новая Семья" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются верными, не согласиться с которыми судья краевого суда оснований не усматривает.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Несмотря на доводы жалобы защитника об отсутствии в действиях ООО "Новая семья" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, судьей районного суда установлены верно, полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении и получившими надлежащую оценку в постановлении, не согласиться с которой оснований у судьи краевого суда не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена КоАП ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Новая Семья" имелась возможность для соблюдения правил поведения, за нарушение которых частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ООО "Новая Семья" всех зависящих мер для соблюдения правил поведения, не представлено, в связи с чем юридическое лицо обосновано привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Судья краевого суда не находит оснований полагать об отсутствии вины привлекаемого юридического лица.

Доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения привлекаемым юридическим лицом правил поведения не представлено.

Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения ООО "Новая Семья" к административной ответственности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу об административном правонарушении доказательств.

Ссылка заявителя жалобы на принятие ООО "Новая семья" мер по ненасильственному соблюдению мер, исполнение которых возложено на организации торговли не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного юридическому лицу.

В соответствии с пунктом 7.2 Указа Губернатора Пермского края № 121 от 20 августа 2020 г. (в редакции по состоянию на 28 июля 2021 г.) физические лица, находящиеся на территории Пермского края обязаны использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также в других общественных местах при участии в массовых мероприятиях, разрешенных в соответствии с настоящим Указом.

Учитывая наличие принятого Губернатором Пермского края Указа № 121 от 20 августа 2020 г. "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) и возможность привлечения виновных в несоблюдении правил поведения лиц к административной ответственности, любое появление физического лица в общественном месте без маски имеет признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Роспотребнадзор разъяснил правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования. В частности, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей.

Учитывая изложенное, не может быть признана состоятельной ссылка защитника на отсутствие оснований для допуска физических лиц в магазин без средств индивидуальной защиты.

Ссылка защитника на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих обслуживание покупателей без средств индивидуальной защиты, является необоснованной, поскольку опровергается материалами дела, в том числе фотоматериалами и актом от 28 июля 2021 г., составленным главным специалистом Б. и подписанной и.о. гл.кассира В. без каких либо замечаний.

Довод жалобы о том, что кассиром предложено покупателю надеть маску и после того как покупатель надел маску, покупателя обслужили не может быть принят во внимание, поскольку опровергается материалами дела. В частности из акта от 28 июля 2021 г. и фотоматериалов следует, что покупатель обслуживался без средств индивидуальной защиты.

Доводы жалобы о суровости назначенного административного наказания являются несостоятельными.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Административное наказание назначено ООО "Новая семья" в соответствии со статьями 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, является справедливым и соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оснований полагать о суровости назначенного административного наказания судья краевого суда не усматривает.

С учетом того, что допущенное административное правонарушение, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, оснований для признания совершенного ООО "Новая семья" административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судьей краевого суда не усматривается.

Ссылка на возможность привлечения к административной ответственности физических лиц не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного привлекаемому лицу и не является основанием для отмены обжалуемого постановления.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления жалоба не содержит и данных оснований не установлено судьей краевого суда.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Новая семья" допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2021 г. оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Новая Семья" О. - без удовлетворения.

Судья: подпись.

12-1536/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Новая Семья"
Другие
Овсянникова Лариса Александровна
Крылов Сергей Владимирович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Статьи

ст.20.6.1 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--perm.sudrf.ru
11.11.2021Материалы переданы в производство судье
07.12.2021Судебное заседание
07.12.2021Вступило в законную силу
07.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее