подлинник
Дело № 2-850/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2014 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,
при секретаре Евсеевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Янковского Р.Р. к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
истец Янковский Р.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору специализированного найма, мотивируя свои требования тем, что истец относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, мать – ФИО13 умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец – ФИО14 умер ДД.ММ.ГГГГ До достижения совершеннолетнего возраста Янковский Р.Р. находился на полном государственном обеспечении. Администрация <адрес> отказала ему в постановке на учет как нуждающегося в получении жилого помещения, поскольку за Янковским Р.Р. закреплено жилое помещение. Истец не может проживать по месту его регистрации в аварийном доме по адресу <адрес>. До настоящего времени жилого помещения не получил, постоянного места жительства и жилья в собственности и пользовании не имеет, вынужден проживать на съемной квартире. Истец полагает, что администрация <адрес> в нарушение действующего законодательства по достижении им (Янковским Р.Р.) совершеннолетнего возраста ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставила. В связи с чем, истец просит обязать администрацию <адрес> предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди в черте населенного пункта <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании истец Янковский Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, пояснив, что в отдел опеки и попечительства обратился ДД.ММ.ГГГГ г., где ему разъяснили о необходимости сбора документов, ранее не обращался с письменными заявлениями, также письменных отказов не получал.
Представитель ответчика администрации г. Канска Колмакова В.А. исковые требования не признала, пояснив, что администрация г. Канска не нарушала жилищных прав Янковского Р.Р., постановка на учет осуществляется только на основании заявления, однако Янковский с таким заявлением в орган опеки и попечительства не обращался. В настоящее время истец не достиг возраста 23 лет, в связи с чем, имеет возможность обратиться в досудебном порядке с заявлением о предоставлении ему жилья.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства МКУ «Управление образования администрации г. Канска» Огонькова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что исковые требования Янковского Р.Р. не поддерживает.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представлено письменное возражение на исковые требования, согласно которым просил рассмотреть дело в его отсутствие. По существу заявленных требований указал, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по их заявлению в письменной форме. Янковский Р.Р. или его законные представители до наступления совершеннолетия в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» не обращались, в Министерство образования и науки Красноярского края документы Янковского Р.Р. не поступали, соответственно, в список формируемый Министерством образования и науки Красноярского края, Янковский не был включен. Также отсутствуют сведения об обращении Янковского в органы местного самоуправления по месту жительства (работы, учебы) с заявлением о постановке на учет с целью получения жилого помещения по категории детей-сирот (предоставлении жилого помещения). Таким образом, до настоящего времени, Янковский Р.Р. как лицо, относящееся к категории детей-сирот, не был признан в соответствии с законодательством, нуждающимся в жилом помещении (право не установлено) и поставлен на соответствующий учет в орган местного самоуправления либо включен в список детей-сирот, формируемый министерством образования и науки Красноярского края, которые подлежат обеспечению жильем. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Янковского отказать, так как исковые требования противоречат действующему законодательству, регулирующему вопросы обеспечения (предоставления) жильем лиц, отнесенных в соответствии с законом к категории детей-сирот, а истцом не предоставлены доказательства нарушения принадлежащего ему права на обеспечение жилым помещением (л.д. 38-40).
Третье лицо Марина Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заказной корреспонденцией.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя органа опеки и попечительства МКУ «Управления образования администрации г. Канска», представителя Министерства образования и науки Красноярского края, третьего лица Мариной Н.С., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с учетом представленных ходатайств.
Суд, заслушав истца Янковского Р.Р., представителя ответчика администрации г. Канска Колмакову В.А., считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 указанного Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно ст. <адрес> «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ № 12-961(в ред. ДД.ММ.ГГГГ г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях. В соответствии с п. 5 Закона формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования.
В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона поступившие в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - комиссия), на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме. Порядок формирования, состав и порядок деятельности комиссии определяются <адрес>. Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал.
Решение о включении в список (об отказе во включении в список) лиц принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии.
Включение в список осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан. Предоставление жилых помещений лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации г. Канска № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 назначена попечителем несовершеннолетнему Янковскому А.Р. ДД.ММ.ГГГГ рождения, в связи с тем, что мать несовершеннолетнего ФИО16 умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец – ФИО17 умер ДД.ММ.ГГГГ За несовершеннолетним Янковским Р.Р. закреплено право пользования жилым помещением по адресу <адрес> (л.д. 6).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ опекун (попечитель) Бауэр Н.С. в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей опекуна (попечителя) несовершеннолетних Янковского Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Янковского А.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, которые определены в государственное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 7).
Согласно справке ООО «Тепложилобслуживание» от ДД.ММ.ГГГГ Янковский Р.Р. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д.48), которое находится в удовлетворительном состоянии у несовершеннолетних Янковского Р.Р. и ФИО18 есть отдельная комната, что подтверждается актами контрольного обследования жилья (л.д.49; 55) актами обследования материально-бытовых условий (50; 52; 54), актами обследования материально-бытового и семейного положения (л.д. 53).
Янковский Р.Р. зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по адресу: <адрес>, № признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок отселения до 2016 года (л.д.19-20).
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем, суд полагает установленным факт несоблюдения Янковским Р.Р. порядка обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, который носит заявительный характер, поскольку предоставление жилого помещения возможно при условии письменного обращения в соответствующие органы для принятия на учет в качестве нуждающегося. Янковский Р.Р. в настоящее время нуждающимся не признан, с данным заявлением в администрацию г. Канска, отдел опеки и попечительства МКУ «Управление образования администрации г. Канска» не обращался, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Истцом Янковским Р.Р. не представлено доказательств нарушения его прав. Суд полагает, что избранный способ защиты направлен не на восстановление прав истца, а направлен на реализацию права получения жилого помещения во внеочередном порядке. Препятствий для обращения в досудебном порядке с заявлением о постановке на учет, в судебное заседание Янковским Р.Р. не представлено.
На основании изложенного, с учетом исследованных обстоятельств, исковые требования Янковского Р.Р. к администрации г. Канска не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Янковского Р.Р. к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору специализированного найма – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья К.Г. Теплякова