Дело № 2- 600/2014 <данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
г.Ковылкино 19 августа 2014 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Зориной С.А.,
при секретаре судебного заседания Тишковой О.В.,
с участием представителя истца <ФОВ> - <ЧВВ>, действующего на основании доверенности от 08.02.2013г.,
представителя ответчика - Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия - <БЛР>., действующей на основании доверенности от 20.01.2014г.,
представителя ответчика - Закрытого акционерного общества «Мордовский бекон» - <ПДД>, действующего на основании доверенности от 24.01.2013г.,
представитель третьего лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» <ПЛВ>, действующей на основании доверенности от 28.01.2013г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФОВ> к Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Закрытому акционерному обществу «Мордовский бекон» о признании недействительным решения органа местного самоуправления и обязании органа местного самоуправления совершить установленные законом действия.
установил:
<ФОВ> обратилась в суд с вышеназванным иском указав, что Решением малого Совета Ковылкинского районного Совета депутатов от 6 мая 1992г. переданы бесплатно в общую долевую собственность земельные участки сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>» площадью <n> га, в том числе <n> га пашни и <n> га пастбищ (Приложение № к решению). Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Ковылкинского района и г. Ковылкино выдал свидетельства о праве собственности и государственные акты всем собственникам земли. На основании указанного решения граждане в количестве <n> человек и в том числе истица <ФОВ> приобрели право собственности на земельные доли, равные <n> доле в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью <n> кв.м, с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства. В сведения государственного кадастра недвижимости внесены сведения о <n> собственниках указанного земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» она приобрела у других участников общей долевой собственности на основании договоров купли - продажи право собственности на <n> долей в праве общей долевой собственности на вышеназванный земельный участок.
Согласно статье 13.1 указанного ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» она в июне 2013г. заказала кадастровому инженеру <ГНА> проект межевания земельного участка.
Кадастровый инженер подготовила проект межевания земельного участка и 14 июня 2013г. разместила в газете Ковылкинского муниципального района РМ «Голос Примокшанья» извещение о необходимости согласования проекта межевания земельных участков, выделяемых в счет земельных долей общей площадью: <n> га из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В извещении было предложено всем заинтересованным лицам подавать возражения в течение 30 дней с даты опубликования извещения.
В течение 30 дней возражения на проект межевания земельного участка кадастровому инженеру не поступили и в судебном порядке не рассматривался спор о размере и местоположении границ спорного земельного участка.
19 ноября 2013г. кадастровый инженер подала в ФГБУ «ФКП Россреестра по РМ» заявление о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка. Решением от 5 декабря 2013г. ФГБУ «ФКП Россреестра» по РМ приостановило осуществление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, на том основании, что границы участка пересекают границы двух земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Как следует из кадастровой выписки от 12.12.2013г. на земельный участок с кадастровым №, сведения об этом участке были внесены в государственный кадастр недвижимости только 27.11.2013г., то есть, на 19 ноября 2013г., сведения об этом участке отсутствовали в кадастре.
Следовательно, работники ФГБУ «ФКП Россреестра» по РМ получив от двух кадастровых инженеров практически одновременно заявления о постановке на кадастровый учет участков, границы которых пересекаются, отказывают в кадастровом учете именно <ГНА>, и ставят на учет другой участок по заявлению кадастрового инженера <МЮЗ> При этом отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка, на который полностью подтверждены права собственности <ФОВ> и имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности. На кадастровый учет поставлен земельный участок, единственным правоподтверждающим документом на который является постановление Администрации Ковылкинского муниципального района о согласовании схемы размещения земельного участка.
Согласно ст. 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:
1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;
3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обязан предоставлять бесплатно сведения, необходимые для подготовки проекта межевания земельных участков, в том числе сведения, запрошенные им из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, при наличии следующих условий:
1) принятие общим собранием решения о подготовке проекта межевания земельных участков;
2) принятие общим собранием решения о лице, указанном в подпункте 6 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
3) заключение договора на подготовку проекта межевания земельных участков.
Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, предоставляются бесплатно в месячный срок уполномоченному общим собранием лицу на основании его заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие наступление условий, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
В случае расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на межселенной территории полномочия органа местного самоуправления поселения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляет орган местного самоуправления муниципального района.
Следовательно, ответчик Администрация Ковылкинского муниципального района РМ была обязана выполнить до 1 июля 2013г. все вышеуказанные действия и тем самым обеспечить для собственников долей в праве общей долевой собственности проведение кадастровых работ и выдел в счет их долей земельного участка. Администрация Ковылкинского муниципального района обязана была провести общее собрание собственников земельного участка с кадастровым № с внесением в повестку дня этого собрания вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона, а именно:
1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе, если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.
А также об обеспечении подготовки проекта межевания земельного участка с кадастровым № и об обеспечении проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Тем самым законодатель обязал орган местного самоуправления первоначально разрешить вопросы, по выделу земельных участков в частную собственность, и только после полного установления всех частных собственников на земельные участки, начинать совершать сделки с оставшимися в их распоряжении землями. В нарушение указанных обязанностей Администрация действует исключительно в собственных интересах и незаконно изымает из частной собственности земельный участок площадью <n> кв.м. и передает этот участок в аренду ЗАО «Мордовский бекон». 21.10.2013г. Администрация издала Постановление № об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образованных из состава земель государственная собственность на которые не разграничена. При этом, подготовка указанной схемы и межевого плана на данный земельный участок производится по заказу ЗАО «Мордовский бекон» и им же оплачивается. То есть налицо заведомо явный выгодоприобретатель. ЗАО «Мордовский бекон» показывает нанятому им кадастровому инженеру земли, якобы свободные от прав третьих лиц, но обработанные <ФОВ> или ее доверителями и вводит тем самым кадастрового инженера в заблуждение. Глава Администрации Клиновского сельского поселения Ковылкинского муниципального района также точно знает, что указанные на схеме земли обрабатываются собственниками долей, но незаконно без замечаний согласовывает указанную схему.
11 февраля 2014г. Администрация Ковылкинского муниципального района РМ издала незаконное Постановление № о передаче в аренду ЗАО «Мордовский бекон» земельного участка с кадастровым № площадью <n> кв.м., тем самым лишила собственности участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №. Таким образом ответчики нарушили право собственности как ее, <ФОВ>, так и остальных собственников, и незаконно лишили ее права выделить в счет земельных долей земельный участок площадью <n> кв.м., согласно проекту межевания земельного участка (земельный участок № на листе проекта №).
В связи с изложенным просит признать недействительными:
- Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района от 21 октября 2013г. № об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образованных из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
- Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района от 11 февраля 2014г. № о передаче в аренду ЗАО «Мордовский бекон» земельного участка с кадастровым № площадью <n> кв.м.
- Обязать Администрацию Ковылкинского муниципального района провести в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу общее собрание собственников земельного участка с кадастровым № с внесением в повестку дня этого собрания вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона, а именно:
1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером №;
2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на
земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.
В судебное заседание истица <ФОВ>, ее представитель <СЕИ>, действующая на основании ордера № от 07.07.2014г. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суда суд не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца - <ЧВВ>, действующий на основании доверенности от 08.02.2013г., исковые требования <ФОВ> полностью поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия - <БЛР> исковые требования не признала, суду пояснила, что схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образованных из состава земель государственная собственность на которые не разграничена, соответствует государственному акту, выданному колхозу «<данные изъяты>», переданный в аренду ЗАО «Мордовский бекон» земельный участок с кадастровым номером № не затрагивает земли пайщиков данного хозяйства, в связи с чем считает исковые требования <ФОВ> не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ЗАО «Мордовский бекон» <ПДД>, исковые требования <ФОВ> не признал, считает их необоснованными, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» <ПЛВ> относительно удовлетворения исковых требований <ФОВ> возразила, суду пояснила, что сведения в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <n> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, были внесены на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 18 ноября 2013 года, поданного в электроном виде. К заявлению был приложен межевой план также в электронном виде от 18 ноября 2013 года, подготовленный ООО «Гипрозем». В состав этого межевого плана включено обжалуемое постановление № от 21.10.2013г. В распоряжении филиала ФГБУ «ФКП Росеестра» по Республике Мордовия имеется сканированная копия Государственного акта на право собственности на землю №, который является единственным документом, выданный колхозу «<данные изъяты>», Ковылкинского района, в соответствии с которым проводилась приватизация земель, принадлежащих этому колхозу. В акте схематично отражены принадлежащие колхозу земли, а также земли других собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, земли запаса, земли населенных пунктов, расположенных в границах земель, представленных по этому Государственному акту, то есть земли постороннего пользования. При проведении пространственного анализа, формируемый, многоконтурный земельный участок заявителя, т.е. администрации Ковылкинского муниципального района, ложится на земли, отмеченные на Государственном акте, как земли других собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, то есть земли, принадлежащие Ковылкинскому районному Совету народных депутатов и отмечены цифрой - 4. Спорный земельный участок с кадастровым номером № сформирован на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в неразграниченной государственной собственности, а не на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в общедолевой собственности дольщиков колхоза «<данные изъяты>».
Представленные администрацией Ковылкинского муниципального района для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости документы, были проверены специалистом органа кадастрового учета, в соответствии со сроками, установленными действующим законодательством для рассмотрения заявлений, поданных в электроном виде, то есть 10 рабочих дней. Оснований для приостановления либо отказа, предусмотренных ст.ст. 26, 27 Закона «О кадастре» не было. В связи с чем 27 ноября 2013 года было вынесено решение № о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования <ФОВ> не подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим.
Из материалов дела следует, что истице <ФОВ> на праве общей долевой собственности колхоза «<данные изъяты>» принадлежит земельная доля (пай) земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <n> га. На основании свидетельств о государственной регистрации права, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, по Республике Мордовия на основании договоров купли - продажи на праве собственности принадлежит <n> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь <n> кв.м., адрес объекта: <адрес>
Согласно кадастровой выписке от 28.06.2013г. земельный участок с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земли СХПК «<данные изъяты>». Почтовый адрес Ориентира: <адрес>, относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства. Площадь составляет <n> кв.м. Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В списке правообладателей указанного земельного участка, приложенном к данной кадастровой выписке, указана <ФОВ>, вид права - общая долевая собственность, размер доли: <n> (свидетельство о гос.рег. права от 04.07.2009г. серия №); <n> ( свидетельство о гос.рег. права от 21.04.2009г. серия №); <n> ( свидетельство о гос.рег. права от 05.05.2009г. серия №); <n> ( свидетельство о гос.рег. права от 05.05.2009г. серия №), <n> (свидетельство о гос.рег. права от 04.05.2009г. серия №); <n> (свидетельство о гос.рег. права от 28.04..2009г. серия №); <n> (информационное взаимодействие от 04.09.2010г. № №.). Итого: <n>.
Как следует из материалов дела, подтверждается копией проекта межевания земельных участков, (заказчик <ФОВ>), сведениями содержащимися в газете «Голос Примокшанья» от 14 июня 2013 года, кадастровым инженером <ГНА> по заявлению <ФОВ> изготовлен проект межевания, согласно которому количество выделяемых земельных долей составляет - <n>, подтвержденные свидетельствами о государственной регистрации права. Площадь выделяемого земельного участка из земельного участка с кадастровым номером №, составляет <n> кв.м. 14 июня 2013 года в газете «Голос Примокшанья» кадастровым инженером <ГНА> было размещено извещение о необходимости согласования проекта межевания земельных участков, выделяемых в счет земельных долей общей площадью: <n> га из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В течение 30 дней возражений на проект межевания земельного участка кадастровому инженеру не поступили.
14 ноября 2013 года, <ФОВ> получила в ООО «Земельное кадастровое бюро» межевой план, изготовленный кадастровым инженером <ГНА> 16 сентября 2013 года, что подтверждается пояснения <ГНА>, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, сообщением кадастрового инженера <ГНА> и сведениями, содержащимися в журнале учета выдачи документов. Затем 19 ноября 2013 года <ФОВ> обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, предоставив на бумажном носителе данный межевой план. О возможной приостановке или отказе <ФОВ> была предупреждена. Причину длительного не представления межевого плана в ФГБУ «ФКП Росреестра» для постановки объекта на кадастровый учет, с 16 сентября по 14 ноября 2013 года, представитель истицы - <ЧВВ> пояснить не смог. Каких - либо препятствий этому в судебном заседании не установлено.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия от 05.12. 2013г. № приостановлено осуществление кадастрового учета. В обоснование решения указано, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, а именно: при проверке на соответствие сведениям ГКН (в том числе графического отображения) выявлено пересечение границам образуемых путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № земельных участков, в отношении которых представлено заявление о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, границ ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами № ( контура №,№), №. При этом в решении указано, что возможными причинами пересечения границ является кадастровая ошибка, допущенная ранее при проведении кадастровых работ в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами №, №, либо кадастровая ошибка, допущенная кадастровым инженером <ГНА> при проведении кадастровых работ в связи с образованием земельных участков. Осуществление кадастрового учета приостановлено на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером № следует, что Решением филиала ФГБУ «ФКП Росеестра» по Республике Мордовия от 17 октября 2013 года № проведен государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Образуемый путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земли СХПК «<данные изъяты>». Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, и следует из пояснений участвующих в деле лиц, спора по объекту недвижимости с кадастровым номером №, не имеется. Спор касается объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Так, истица <ФОВ> оспаривая постановление администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 21.10.2013г. № об утверждении схемы расположения земельных участков указывает, что в нарушение Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Администрация действует исключительно в собственных интересах и незаконно изымает из частной собственности земельный участок площадью <n> кв.м. и передает этот участок в аренду ЗАО «Мордовский бекон». Тем самым нарушив право собственности <ФОВ> выделить в счет земельных долей земельный участок площадью <n> кв.м.( земельный участок № на листе проекта №).
Данный довод суд находит необоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч.1 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
На основании ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что вновь образованные земельные участки должны быть поставлены на кадастровый учет.
Согласно подпунктам 2,6 п.1 ст.22 данного Федерального закона в числе прочих для постановки на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка необходимо предоставить: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка); копию документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
При этом межевой план должен содержать сведения о местоположении границ образуемого земельного участка, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, что следует из п.п.17 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Следовательно, при формировании земельного участка межевой план должен соответствовать схеме расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории предусмотрены только при образовании земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном ст.ст.30, 34. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Решением малого Совета Ковылкинского районного Совета народных депутатов от 6 мая 1992 года « О приватизации земель в сельскохозяйственных предприятиях Ковылкинского района» во исполнение Указа Президента Мордовской ССР от 20 января 1992г. № 9 «О реорганизации колхозов и совхозов» переданы бесплатно в коллективно - долевую собственность реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий земельные участки из расчета среднерайонной нормы с учетом качества земель, согласно приложения 1. Земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи земли в собственность коллективов сельскохозяйственных предприятий, передать в районный фонд перераспределения земель согласно приложению 2.
Из приложения 1 видно, что колхозу «<данные изъяты>» передано в коллективно-долевую форму собственности <n> га.( <данные изъяты>).
Согласно приложению 2, земли, передаваемые в фонд перераспределения земель колхоза «<данные изъяты>» составили - <n> га( <данные изъяты>.)
В соответствии с указанных решением колхозу «<данные изъяты>» выдан Государственный акт серии № с приложением чертежа границ земельных участков колхоза «<данные изъяты>» и экспликации предоставляемых земель.
Из указанного акта видно, что колхозу «<данные изъяты>» предоставляется всего <n> га, в т.ч. в собственность <n> га, коллективно- долевую собственность - <n> га, из них бесплатно <n> га, в границах, указанных на чертеже, для ведения сельского хозяйства.
Из экспликации к ату видно, что коллективно- долевая собственность составляет <n> га, из них сельхозугодий <n> га, пашни <n>., пастбищ- <n> га, лесов - <n>, под водой <n>, других земель - <n>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 21.10.2013 года № утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образованных из состава земель государственная собственность на которые не разграничена. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>:
- кадастровый квартал №, земельный участок общей площадью <n> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного использования. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно кадастровой выписке от 12 декабря 2013 года №, многоконтурный земельный участок с кадастровым номером №, номер кадастрового квартала №, Местоположение: <адрес>, площадью <n> кв.м. внесен в государственный кадастр недвижимости 27 ноября 2013 года.
Как следует из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером №, заявление кадастрового инженера <МЮЗ> о постановке на учет указанного объекта недвижимости поступило в филиал ФГБУ «ФКП Росеестра» по Республике Мордовия в электронном виде 18 ноября 2013 года. К заявлению приложен межевой план, также в электронном виде от 18.11.2013г., и оспариваемое постановление №.
Из кадастровой выписки от 12 декабря 2013 года № усматривается, что многоконтурный земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного назначения. Площадь <n> кв.м. Граница земельного участка состоит из <n> контуров. Список учетных номеров контуров границы земельного участка приведен на листе №. Разделы №, № и № содержат сведения о границах земельного участка с учетными номерами №, №,№ в соответствии с запросом о предоставлении сведений.
Согласно пояснениям представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» <ПЛВ> следует, что при проведении пространственного анализа, формируемый, многоконтурный земельный участок кадастровым инженером <МЮЗ>, графически ложится на земли, отмеченные на Государственном акте, как земли других собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, то есть земли, принадлежащие Ковылкинскому районному Совету народных депутатов и отмечены цифрой - 4.
В ходе судебного заседания был подробно исследован кадастровый план территории <адрес>, чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании колхоза «<данные изъяты>», содержащихся в Государственном акте на право собственности на землю, в соответствии с которым проводилась приватизация земель, принадлежащих колхозу «<данные изъяты>», и где схематично отражены земли данного сельскохозяйственного предприятия, а также земли других собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, земли запаса, земли населенных пунктов, расположенным в границах земель, предоставленных по Государственному акту.
При сравнении чертежа границ земель колхоза «<данные изъяты>», в котором земли, принадлежащие Ковылкинскому районному Совету народных депутатов и схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образованных из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, плана земельного участка с кадастровым номером №, видно, что многоконтурный земельный участок с указанным кадастровым номером имеет одинаковые контуры и графически ложится на земли, отмеченные на Государственном акте, как земли других собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, то есть земли, принадлежащие Ковылкинскому районному Совету народных депутатов, а не на земли, находящиеся в общедолевой собственности колхоза «<данные изъяты>».
Из пояснений свидетеля <Свидетель> следует, что схема расположения спорного земельного участка была подготовлена исходя из сведений, содержащихся в Государственном акте. В том случае, если контуры не только спорного, но любого другого формируемого земельного участка, не совпадали бы с данными, содержащимися в Государственном акте хозяйства, межевание было бы приостановлено.
Из пояснений свидетеля <БВФ>, работающего <данные изъяты> следует, что схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образованных из состава земель государственная собственность на которые не разграничена, была с ним согласована и им подписана.
Согласно Приказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от 22 февраля 2013 года № П/032 «Об утверждении сокращенного срока рассмотрения заявлений о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, поданных в электронном виде, в филиалах федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», директорам филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации приказано с 1 марта 2013 года обеспечить рассмотрение заявлений о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, поданных в электроном виде, в срок не более 10 рабочих дней с даты получения заявления вместе с документами в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для постановки на кадастровый учет. Сохранить действующий порядок в филиалах ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации, где срок рассмотрения заявлений о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, поданных в электроном виде, составляет менее 10 рабочих дней с даты получения заявления вместе с документами, необходимыми в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для постановки на кадастровый учет.
Кадастровым инженером <МЮЗ> были представлены для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости документы, подготовленные по заявлению администрации Ковылкинского муниципального района, в электронном виде 18.11.2013г., оснований для приостановления либо отказа, предусмотренных ст.ст. 26, 27 Закона «О кадастре» не установлено. В связи с чем 27 ноября 2013 года было вынесено решение № о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, то есть в соответствии со сроками, установленными вышеуказанным Приказом.
Представителем истицы <ЧВВ> в обоснование доводов истицы о том, что границы земельного участка запасов района площадью <n> га, указанные в приложении к Государственному акту не совпадают с границами, указанными в межевом деле на земельный участок с кадастровым №, представлена схема отдельно обрабатываемых участков ООО «<данные изъяты>» <адрес> <n> цикл 2009 года. Однако данная схема отражает в основном сведения о севообороте на период <дата> указанного хозяйства, тогда как Государственный акт на право собственности на землю, № является единственным документом, выданным колхозу «<данные изъяты>», в соответствии с которым проводилась приватизация земель, принадлежащих указанному хозяйству, в котором имеется чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании колхоза «<данные изъяты>» с подробным их описанием, а также экспликация земель, предоставленным данному колхозу.
Исходя из добытых по делу доказательств, достаточных для разрешения спора, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером № сформирован на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в неразграниченной государственной собственности, а не на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося в общедолевой собственности дольщиков колхоза «<данные изъяты>», поэтому исковые требования <ФОВ> о признании недействительным указанного постановления № от 21 октября 2013 года об утверждении схемы расположения земельных участков, удовлетворению не подлежат.
Переходя к требованиям <ФОВ> о признании недействительным постановления № от 11.02.2014г. о предоставлении ЗАО «Мордовский бекон» земельного участка в аренду, суд также находит их необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяется на основании закона и в установленном порядке. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемым его целевым назначением.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ч.1, 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002г.№ 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех лет до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Нарушение установленной законом процедуры предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду влечет недействительность распоряжения органа местного самоуправления и ничтожность соответствующей сделки (статья 168 ГК РФ).
Как следует из материалов дела 03 декабря 2013 года ЗАО «Мордовский бекон» обратилось с письмом в администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о предоставлении в аренду сроком на <n> лет для выращивания зерновых культур земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <n> кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>
Из копии постановления № от 11.02.2014г. видно, что в целях реализации прав граждан и юридических лиц на землю, в соответствии со ст.29, пп.1 п.1 ст.30, п.6 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Уставом Ковылкинского муниципального района, и учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного использования обратилось одно лицо, администрация Ковылкинского муниципального района постановила, предоставить ЗАО «Мордовский бекон» земельный участок в аренду сроком на <n> года, для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью <n> кв.м.
Во исполнение указанного постановления между администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и ЗАО «Мордовский бекон» заключен договор аренды земельного участка № от 11.02.2014г. Из содержания данного договора следует, что ЗАО «Мордовский бекон» администрацией Ковылкинского муниципального района передан в аренду земельный участок, из земель сель земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью <n> кв.м. Договор подписан обеими сторонами. В приложении 1 содержится расчет арендной платы, в приложении 2 - план земельного участка, в приложении 3 - акт приема - передачи земельного участка.
Принимая во внимание, что нарушений установленной законом процедуры предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в аренду, судом не установлено, то оснований признавать недействительным постановление № от 11.02.2014 года о администрации Ковылкинского муниципального района о предоставлении в аренду ЗАО «Мордовский бекон» сроком на <n> года земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером не имеется, поэтому требования <ФОВ> в этой части удовлетворению также не подлежат.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям.
Дополнительных доказательств сторонами не представлено, за отсутствием таковых.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования <ФОВ> к Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Закрытому акционерному обществу «Мордовский бекон» о признании недействительными:
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района от 21 октября 2013г. № об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образованных из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района от 11 февраля 2014г. № о передаче в аренду ЗАО «Мордовский бекон» земельного участка с кадастровым № площадью <n> кв.м.;
Обязании Администрацию Ковылкинского муниципального района провести в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу общее собрание собственников земельного участка с кадастровым № с внесением в повестку дня этого собрания вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: подпись.
<данные изъяты>: судья Ковылкинского
районного суда Республики Мордовия: С.А.Зорина
Секретарь: