Дело № 2-916/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Предеиной Н.Л.,
при секретаре судебного заседания Дорофеевой Л.А.,
с участием представителя истца Корнюхиной З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 16 апреля 2012 года гражданское дело по иску Шульги П.М. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о перерасчете пенсии, возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с учетом индексации, взыскании судебных расходов,
установил:
Истец предъявил в суд иск к ответчику о возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 период работы с 28.06.1993 года по 1.02.1994 года в качестве подземного горнорабочего на "организация обезличена"», период прохождения военной службы с 16.04.1979 года по 16.05.1981 года, а также периодов обучения на курсах с отрывом от производства с 16.01.1981 года по 18.02.1981 года, с 22.10.1984 года по 2.01.1985 года, с 12.02.1990 года по 14.02.1990 года, с 7.02.1994 года по 9.02.1994 года, с 15.01.1996 года по 16.01.1996 года, произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента ... с ..., взыскании недоплаты пенсии в суде в сумме ..., индексации в размере ..., судебных расходов в сумме ....
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем трудовой пенсии по старости с ... в соответствии п.п.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 п.2 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Считает, что период его работы с 28.06.1993 года по 1.02.1994 года в качестве подземного горнорабочего на "организация обезличена", период прохождения военной службы с 16.04.1979 года по 16.05.1981 года, а также периодов обучения на курсах с отрывом от производства с 16.01.1981 года по 18.02.1981 года, с 22.10.1984 года по 2.01.1985 года, с 12.02.1990 года по 14.02.1990 года, с 7.02.1994 года по 9.02.1994 года, с 15.01.1996 года по 16.01.1996 года, подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1. С учетом оспариваемых периодов его специальный стаж составит .... Соответственно, стажевый коэффициент по специальному стажу должен составить - ....
Истец, ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила требования в части включения в специальный стаж периода прохождения военной службы с 15.04.1981 года по 12.04.1983 года, возложения обязанности на ответчика выплатить истцу недоплату пенсии с ... по день рассмотрения дела в суде с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Шульга П.М., ... г.р., является получателем трудовой пенсии по старости с ... в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст. 28.1 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».
На 1.01.2002 года стаж истца для определения пенсионного капитала составил: общий трудовой стаж - ..., стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 - ..., стаж работы в РКС - ....
Как следует из материалов пенсионного дела при исчислении размера пенсии истцу ГУ УПФР в г. Воркуте с ... применялся стажевый коэффициент по общему стажу..., с отношением неполного имеющегося стажа к требуемому ....
Решением Воркутинского городского суда от 29 октября 2007 года на ГУ УПФ в г.Воркуте, вступившим в законную силу, возложена обязанность на ГУ Управление Пенсионного фонда в г.Воркуте установить Шульге П.М. стажевый коэффициент ... по специальному стажу с .... Взыскана недоплата с учётом индексации.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что период прохождения военной службы с 15.04.1981 года по 12.04.1983 года, а также периодов обучения на курсах с отрывом от производства с 16.01.1981 года по 18.02.1981 года, с 22.10.1984 года по 2.01.1985 года, с 12.02.1990 года по 14.02.1990 года, с 7.02.1994 года по 9.02.1994 года, с 15.01.1996 года по 16.01.1996 года не учтены ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1. Период работ истца с 28.06.1993 года по 1.02.1994 года в качестве подземного горнорабочего на ...» отсутствует в таблице трудовой деятельности, не учтён ни в общий, ни специальный стаж.
Проверив расчет размера пенсии, суд считает его неверным, доводы истца о перерасчете трудовой пенсии, заслуживающими внимания, по следующим основаниям.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно п. 2 ст. 28.1 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 « О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:
а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Согласно раздела 1 «Горные работы» подраздела 1 «Подземные работы» Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на льготное назначение пенсии имеют все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.
Правилами подсчета и подтверждения страхового стаж для установления трудовых пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж является трудовая книжка установленного образца.
Постановлением Минтруда РФ и ПФ РФ от 27.02.2002 N 16/19па, утвержден Перечень документов, необходимый для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 5 Перечня, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящего Перечня, должны быть приложены документы подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Таким образом, законодательством установлено, что документы подтверждающие стаж на соответствующих видах работ дополнительно представляются лишь в необходимых случаях.
Из трудовой книжки, следует, что истец в период с 28.06.1993 года по 1.02.1993 года работал в качестве горнорабочего подземного по ремонту горных выработок в Малом Предприятии «Нордекс».
Следовательно, занятость в подземных условиях истца в оспариваемый период подтверждается записями в трудовой книжке, сведения в которую внесены на основании приказов.
Характеристика работ по профессии «горнорабочий» предусмотрена разделом "Общие профессии горных и горнокапитальных работ" "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 4. (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 17.07.1985 N 225/15-87). Из характеристики работ «горнорабочего» следует, что работы производятся в подземных условиях.
Также должность горнорабочий подземный предусмотрена Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, что свидетельствует о том, что работа в указанных должностях протекает в подземных условиях.
При таких обстоятельствах суд считает, что период работы истца с 28.06.1993 года по 1.02.1993 года в качестве горнорабочего подземного МП «Нордекс» подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1, без истребования дополнительных документов, поскольку занятость полный рабочий день в подземных условиях подтверждается записями в трудовой книжке.
В материалах пенсионного дела имеется справка ГУ УПФ в г.Воркуте от 9.02.2006 года № 09-6117/73-18, согласно которой "организация обезличена"» за период с 28.06.1993 года по 1.02.1994 года не производило перечисление и начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением Управления Пенсионного фонда по г.Воркуте, от 14.04.1999 года № 279, предприятие "организация обезличена"» отнесено к категории «условно» не осуществляющее деятельность.
По сообщению Архивного управления, документы по "организация обезличена"» на хранение не поступали.
Суд считает, что неперечисление страховых взносов не может являться основанием для исключения из стажа оспариваемого периода по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения п. 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ, признаны противоречащими Конституции РФ, так как контекст данной статьи позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или частично страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Однако все иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, указаны в статье 11 комментируемого Закона. Вместе с тем Постановлением Верховного Суда положение ст. 10 о закреплении обязанности всех работодателей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд признано не противоречащим Конституции РФ, так как оно направлено на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.
Как указал Конституционный Суд РФ, федеральный законодатель не предусмотрел достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П признаны противоречащими Конституции РФ пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В соответствии со ст. 2 Закона № 173-ФЗ, страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эта норма является постулатом и несет основной правовой смысл данного понятия.
Необходимо иметь в виду, что при определении пенсионных прав застрахованных граждан значение имеет общий трудовой стаж, который не идентичен страховому стажу и рассчитывается по иным правилам.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу указанного Закона, его ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом в п. 4 данной правовой нормы установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
В пункте 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, определено, что "в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, учитываемая в календарном порядке...".
В соответствии с п. 9 статьи 30 применяется порядок исчисления и подтверждения стажа (в том числе специального), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002 года.
Исчисление общего трудового стажа производится в календарном порядке с учетом Положения о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190.
В этой связи периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке (порядок был установлен нормами Положения от 04.10.1991), после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
До 01.01.2002 года пенсионное обеспечение граждан осуществлялось в соответствии с Законом от 20.11.1990 года N 340-1. При включении в общий трудовой стаж периодов работы необходимо обращать внимание на факт заключения именно трудового договора. Если указанные лица, выполняли работы на основании трудового договора, в подсчет общего трудового стажа могут быть приняты периоды до 01.01.2002 года включительно, поскольку в соответствии со ст. 89 указанного Закона периоды работы граждан, осуществлявших трудовую деятельность на основании трудового договора, не ставились в зависимость от уплаты страховых взносов в ПФР, так как работа по трудовому договору (контракту) в качестве рабочих и служащих включалась в подсчет общего трудового стажа независимо от факта уплаты страховых взносов в ПФР.
В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
В силу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Анализ вышеуказанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что включение при назначении пенсии гражданам в стаж тех или иных периодов не ставится в зависимость от перечисления взносов работодателем, контроль за правильностью исчисления и уплатой которых, в силу закона, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, не перечисление работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не может ущемлять права истца в области пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца о включении периода работы в "организация обезличена"» с 28.06.1993 года по 1.02.1994 года в стаж на соответствующих видах работ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Продолжительность периода составляет: ....
Период прохождения истцом военной службы также подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 по следующим основаниям.
Из военного билета следует, что истец проходил службу в Вооруженных силах в период с 15.04.1981 года по 12.04.1983 года.
Период, предшествующий военной службе с 22.12.1980 года по 3.04.1981 года в качестве подземного крепильщика и непосредственно следующий за ней с 28.05.1983 года по 25.06.1986 года в качестве горнорабочего подземного, подземного горнорабочего по ремонту горных выработок учтён ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, на период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР (с 15.04.1981 года по 12.04.1983 года) действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Принимая во внимание, что после периода военной службы следует период работы, учтенный в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Из материалов пенсионного дела следует, что истец обучался на курсах с отрывом от производства с 16.01.1981 года по 18.02.1981 года, с 22.10.1984 года по 2.01.1985 года, с 12.02.1990 года по 14.02.1990 года, проходил техминимум с 7.02.1994 года по 9.02.1994 года, с 15.01.1996 года по 16.01.1996 года. Указанные периоды ответчиком учтены в таблице трудовой деятельности как учёба.
Из представленных по запросу суда приказов, лицевых счетов по начислению заработной платы следует, что за оспариваемые периоды истцу выплачивалась заработная плата, сохранялось место работы.
Суд считает, что периоды обучения на курсах с отрывом от производства и техминимума также подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 27, 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50 утверждены Правила безопасности в угольных шахтах. Указанные Правила распространяются на все организации, осуществляющие свою деятельность на угольных шахтах, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и обязательны для всех инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией угольных шахт, конструированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств, надзорных и контролирующих органов, аварийно-спасательных служб, а также лиц сторонних организаций, чья работа связана с посещением шахт.
Пунктами 3, 17, 20 Правил установлено, что рабочие и служащие обязаны соблюдать инструкции по охране труда, разработанные на основании требований настоящих Правил и устанавливающие правила выполнения работ, безопасной эксплуатации оборудования и поведения в горных выработках, производственных помещениях и на строительных площадках шахты. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, обязательно проведение инструктажа по безопасности труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания первой помощи пострадавшим.
Рабочие, занятые на горных работах, должны иметь профессиональное образование, соответствующее профилю выполняемых работ, должны быть обучены безопасным приемам работы, знать сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, места расположения средств спасения и уметь пользоваться ими. Иметь инструкции по безопасному ведению технологических процессов, безопасному обслуживанию и эксплуатации машин и механизмов. Рабочие не реже чем каждые шесть месяцев должны проходить повторный инструктаж по безопасности труда и не реже одного раза в год - проверку знания инструкций по профессиям. Результаты проверки оформляются протоколом с записью в журнал инструктажа и личную карточку рабочего.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и технического инструктажа на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, как работника угольной промышленности.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы истца, и техминимума являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
Продолжительность оспариваемых периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ с 16.01.1981 года по 18.02.1981 года, с 22.10.1984 года по 2.01.1985 года, с 12.02.1990 года по 14.02.1990 года, с 7.02.1994 года по 9.02.1994 года, с 15.01.1996 года по 16.01.1996 года, составляет ....
С учетом включения в стаж оспариваемых периодов работы, военной службы, обучения на курсах повышения квалификации стаж истца на соответствующих видах работ для определения пенсионного капитала составит: ... (стаж на соответствующих видах работ по данным пенсионного дела) ... дня (период работы с ... по ...) + ... (служба в армии) + ... (курсы повышения квалификации) = ... дня.
При этом требования истца о перерасчете пенсии по специальному стажу ..., рассчитанному исходя из стажа на соответствующих видах работ судом признаны обоснованными, поскольку продолжительность специального стажа, для определения пенсионного капитала на 1 января 2002 года составляет ... дня, при требуемом стаже, установленном пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ..
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ в закон 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2010г. были введены ст.ст. 30.1, 30.2 и 30.3.
В силу ст. 30.1 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Валоризация начального пенсионного капитала, рассчитанная исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ, с учетом оспариваемых периодов и военной службы - ....
Расчет пенсии на дату назначения пенсии с учетом стажевого коэффициента ... составит:
0,65*1,7*1671= 1846,46 руб.- начальный размер пенсии
...
...
... страховая часть на ....
Итого размер пенсии на ... должен был составить ... руб.
В дальнейшем выплата пенсии истцу должна была производиться исходя из данного размера.
Из материалов пенсионного дела следует, что в период с ... по март 2012 года выплата пенсии истцу производилась в меньшем размере.
Таким образом, требования истца о перерасчете пенсии и возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с ... по март 2012 года обоснованны.
Также суд считает подлежащими удовлетворению требования истца об индексации недоплаты пенсии, поскольку несвоевременно выплаченные суммы пенсии, подлежащие выплате истцу, частично утратили свою покупательскую способность.
Согласно представленной истцом квитанции от ..., истец произвел оплату в кассу ИП «Пахмутов Д.А.» за предоставление юридических услуг: составление расчета пенсии, ведение дела по взысканию сумм пенсии - ...
С учетом конкретных обстоятельств дела: степени сложности иска, объема оказанных истцу услуг, суд считает возможным определить размер расходов в размере ...
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ....
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть Шульге П.М. периоды работы с 28 июня 1993 года по 1 декабря 1994 года в качестве подземного горнорабочего в "организация обезличена"», периодов обучения на курсах повышения квалификации, прохождения технического инструктажа с 16 января 1981 года по 18 февраля 1981 года, с 22 октября 1984 года по 2 января 1985 года, с 12 февраля 1990 года по 14 февраля 1990 года, техминимума с 7 февраля 1994 года по 9 февраля 1994 года, с 15 января 1996 года по 16 января 1996 года в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть Шульге П.М. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 15 апреля 1981 года по 12 апреля 1983 года в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Воркуте установить Шульге П.М. стажевый коэффициент ... по специальному стажу с ... и бессрочно.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми выплатить Шульге П.М. недоплату пенсии за период с ... по ....
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми выплатить Шульге П.М. индексацию недоплаты пенсии за период с ... по ... с применением индексов роста потребительских цен в Республике Коми.
Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте в пользу Шульги П.М. расходы по оплате услуг представителя в сумме ....
Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере ....
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Н.Л. Предеина