Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7290/2011 ~ М-6910/2011 от 03.10.2011

Дело № 2-7290/2/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» октября 2011 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Лаврешиной С.А.

при секретаре Бутенко О.В.

с участием прокурора Швецовой М.С., представителя ответчика – Министерства по природопользованию и экологии РК Клюквина Ю.Н., действующая по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству по природопользованию и экологии РК о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Иск заявлен по тем основаниям, чтов результатепроверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в квартале 123 выдел 8 Пригородного лесничества на землях лесного фонда располагается несанкционированная свалка мусора размером 20 на 3 метра. На основании ст.45 ГПК РФ ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство по природопользованию и экологии РК ликвидировать данную несанкционированную свалку мусора.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку мусора в течение месяца с момента принятия судом решения, учитывая погодные и климатические условия.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств, подтверждающих уважительную причину неявки в судебное заседание, не представил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявил. В прошлом судебном заседании представитель данного ответчика Бондаренко М.О., действующая по доверенности, исковые требования, заявленные к Администрации Петрозаводского городского округа, не признала, пояснив об отсутствии доказательств, подтверждающих факт нахождения свалки на территории городского поселения.

Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК в судебном заседании исковые требования, заявленные к Министерству, не признала, пояснив, что согласно пп.4 п.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, Министерство как орган государственной власти РК, осуществляет переданные РФ полномочия в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводство лесов на указанных землях. Данные полномочия в соответствии с ч.3 ст.83 ЛК РФ осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 283, контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области лесных отношений, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства. Письмом от 02.04.2009 г. № ББ-05-27\2013 Федерального агентства лесного хозяйства разъяснило, что в соответствии с ч.3 ст.83 Лесного кодекса РФ расходование средств из федерального бюджета, предоставляемым по ликвидации последствий загрязнения или захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, а также бытовым и строительным мусором, не предусмотрено. Свалка, указанная в исковом заявлении, находится на землях лесного фонда на территории Петрозаводского городского округа, границы которого определены в соответствии с Законом Р.К. от 01.11.2004 г. № 813-ЗРК «О городских, сельских поселения в Республике Карелия». Утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. К полномочиям Министерства относится решение вопросов в части охраны и защиты лесного фонда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст.4 вышеуказанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Согласно требованиям статьи 51 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Таким образом, наличие несанкционированной свалки нарушает права населения на благоприятную окружающую обстановку.

Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в квартале 123 выдел 8 Пригородного лесничества на землях лесного фонда располагается несанкционированная свалка мусора размером 20 на 3 метра.

Данные обстоятельства подтверждаются соответствующим актом осмотра ГУ РК «Прионежское центральное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, чертежом лесонарушения в квартале Пригородного лесничества, заявлением ГУ РК «Прионежское центральное лесничество» о факте несанкционированной свалки.

Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территория, на которой расположена свалка, находится в границах Петрозаводского городского округа.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей сред вы границах городского округа; организация сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 39 Устава Петрозаводского городского округа к вопросам местного значения Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативно-правовыми актами Петрозаводского городского Совета.

Наличие несанкционированной свалки на территории Петрозаводского городского округа свидетельствует о том. Что Администрация органа местного самоуправления не организовала вывоз отходов производства и потребления со свалки, расположенной по указанному выше адресу, не заключила договор на вывоз отходов с организацией, занимающейся вывозом отходов производства и потребления, в правоохранительные органы о выявлении лиц, виновных в организации свалки Администрация Петрозаводского городского округа также не обращалась.

Таким образом, поскольку установленная проверкой прокуратуры несанкционированная свалка нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, во внесудебном порядке вопрос не урегулирован, свалка располагается на территории Петрозаводского городского округа, поэтому орган местного самоуправления обязан принять меры к ликвидации данной свалки.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводство лесов на указанных землях.

Согласно п.1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 г. №206-П, Министерство по природопользованию и экологии РК осуществляет следующие полномочия РФ в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ: организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях.

В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Ст.2 Правил Санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, предусматривает, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и ионного негативного воздействия).

Согласно п.п. «б» ч. 3 Правил, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с п.39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством РФ требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Учитывая, что установленная проверкой прокуратуры несанкционированная свалка расположена в том числе на землях лесного фонда, и в силу действующего законодательства Министерство по природопользованию и экологии РК обеспечивает охрану и защиту земель лесного фонда, то судом обязанность по ликвидации несанкционированной свалки также возлагается и на данного ответчика по настоящему гражданскому делу.

При этом срок для ликвидации свалки суд считает необходимым установить в пределах месяца, учитывая в настоящее время погодные и климатические условия в районе установления несанкционированного загрязнения окружающей среды.

В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.42 Конституции Российской Федерации, поскольку наличие несанкционированных свалок влечет за собой загрязнение природной среды, и в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству по природопользованию и экологии РК о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство по природопользованию и экологии РК ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в квартале 123 выдел 8 Пригородного лесничества на землях лесного фонда, в срок до 21.11.11 г.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: С.А.Лаврешина

Решение суда в окончательной форме принято: 26.10. 2011г.

2-7290/2011 ~ М-6910/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство по природопользованию и экологии РК
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Савина С.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
03.10.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2011Передача материалов судье
05.10.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2011Судебное заседание
20.10.2011Судебное заседание
21.10.2011Судебное заседание
14.12.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2011Дело оформлено
03.01.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее