Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-2844/2013 ~ М-3245/2013 от 28.08.2013

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«29» октября 2013 года г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Епифановой С.А.,

с участием помощника прокурора Колмаковой С.А.,

при секретаре Алексеевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Пасечник М. А. об установлении публичного сервитута,

у с т а н о в и л :

Прокурор Тамбовского района Тамбовской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Пасечник М.А. об установлении публичного сервитута.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка обращения заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по вопросу законности предоставления земельного участка Пасечник М.А. общей площадью 6924 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и район, <адрес>, <адрес>. Проведённой проверкой установлено, что согласно решению мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ и определения мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ за Пасечник М. А. признано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 6924 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Специалистами Управления Росприроднадзора по <адрес> с выездом на место проверены факты по вопросу нарушения водоохранного режима и препятствия свободному доступу граждан к водному объекту <адрес>. В ходе проведения рейдовой проверки в водоохраной зоне <адрес> в 80.0 метрах от строящегося мостового перехода было установлено, что владелец земельного участка Пасечник М.В. установила деревянное ограждение до уреза воды и в береговой полосе общего пользования <адрес> на землях, примыкающих к ее земельному участку, а также выставила три аншлага с надписью «Частная собственность, Находиться на территории запрещено», что препятствует свободному доступу граждан к водному объекту <адрес> и являются нарушением ч.ч.4,6,8 ст.6 Водного кодекса РФ. За выявленные нарушения в отношении Пасечник М.В. было возбуждено производство об административном правонарушении по ч.1 ст.8.13 КоАП РФ и выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Согласно ч.1, ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. В соответствии с ч.8 ст.27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Так, в нарушение вышеуказанного законодательства, согласно плану границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тамбовского района были согласованы границы земельного участка общей площадью 6924 кв.м. с кадастровым номером: 68:203564001:90, расположенного в береговой полосе общего пользования водного объекта <адрес> с ограничением в пользовании: прибрежная зона общего пользования - 20 м. Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ существующих ограничений не зарегистрировано. По результатам проверки установлен факт нарушения водоохранного режима и препятствия свободному доступу граждан к водному объекту общего пользования <адрес>. Порядок ограничения прав на землю строго урегулирован ст.56 Земельного кодекса РФ. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Пункт 2, часть 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусматривает, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения. Согласно ч.4 ст.97 Земельного кодекса РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Земельный кодекс РФ предусматривает право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). При этом, согласно ч.2, ч.3 п. 10 ст.23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичный сервитут может устанавливаться для свободного доступа к прибрежной полосе. Требования прокурором заявлены в интересах неопределенного круга лиц, которые вправе пользоваться береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства. На основании изложенного просит суд установить публичный сервитут для свободного доступа к прибрежной зоне общего пользования в 20 метрах в границах смежеств от точек 5 до 11 на земельном участке, собственником которого является Пасечник М. А., расположенном по адресу: <адрес>, в северной части кадастрового квартала с кадастровым номером ; внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ а именно, зарегистрировать существующие ограничения права в виде публичного сервитута.

В судебном заседании помощник прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмакова С.А. поддержала заявленные требования и дала аналогичные пояснения.

В судебном заседании представитель ответчицы Пасечник М.А. по доверенности Булгаков О.В. исковые требования не признал, поскольку установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний, что является обязательной досудебной процедурой. Кроме того, временные ограждения, установленные ранее, в настоящее время демонтированы.

Представитель третьего лица Администрации Татановского с/с по доверенности Попов А.Н. в судебном заседании пояснил, что оставляет рассмотрение вопроса по существу заявленных требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Тамбовской области по доверенности Шарандина Н.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора; кроме того, из заявленных требований не ясно, каким образом судебное решение может быть исполнено.

Представитель администрации Тамбовского района Тамбовской области по доверенности Сизов С.В., привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора; ввиду отсутствия технической документации не представляется возможным исполнить судебное решение; кроме того, временные ограждения, установленные ранее, в настоящее время демонтированы.

Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Согласно заявлению руководителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области просит рассмотреть данный иск без участия представителя филиала.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что земельный участок общей площадью 6924 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Пасечник М.А. на основании решения мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ и определения мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Указанные судебные акты вступили в законную силу, запись о регистрации права собственности на земельный участок внесена в ЕГРП.

В силу п.2 ст.23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Указанная норма является императивной, не подлежащей расширительному толкованию. Установление публичного сервитута на основании судебного решения законом не предусмотрено.

Определением Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 № 680-О-О, разъяснено, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, и осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего судебного решения.

Таким образом, в отличие от частного сервитута, который устанавливается гражданским законодательством, публичный сервитут устанавливается законом или нормативно-правовым актом, следовательно, решение суда не может являться основанием публичного сервитута. Установление публичного сервитута возможно на основании нормативного правового акта Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, нормативного правового акта органа местного самоуправления и не относится к компетенции суда.

Пунктом 2 ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний, что является обязательной досудебной процедурой.

Из материалов дела следует, что истцом данная процедура не соблюдена. Какой-либо правовой акт об установлении публичного сервитута либо об отказе в нем органом в настоящее время не издан, публичные слушания не проводились. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении досудебного порядка урегулирования настоящего спора, предусмотренного приведенными выше нормами закона, а потому в силу ст.222 ГПК РФ данное обстоятельство является основанием для оставления искового заявления прокурора без рассмотрения».

Прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области не представлены доказательства обращения в иные органы власти, органы местного самоуправления с требованием об установлении публичного сервитута и отказа в удовлетворении указанных требований, который подлежал бы оспариванию в судебном порядке, не представлены доказательства проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.

С учётом вышеизложенного, руководствуясь положениями ст.222 ГПК РФ суд находит исковое заявление прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Пасечник М.А. об установлении публичного сервитута подлежащим оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Руководствуясь ст.ст.222, 224,225 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Исковое заявление прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Пасечник М.А. об установлении публичного сервитута подлежащим оставить без рассмотрения.

На определение может быть подана частная жалоба в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный в течение 15 дней.

Председательствующий - С.А. Епифанова

2-2844/2013 ~ М-3245/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
Истцы
Прокурор Тамбовского района
Ответчики
Пасечник Марина Анатольевна
Управление Росреестра по Тамбовской области
Другие
Администрация Тамбовского района
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Администрация Татановского сельсовета
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Епифанова Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
sud22--tmb.sudrf.ru
28.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2013Передача материалов судье
02.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2013Подготовка дела (собеседование)
25.09.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2013Предварительное судебное заседание
22.10.2013Судебное заседание
28.10.2013Судебное заседание
29.10.2013Судебное заседание
06.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее