Дело № 2-61/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2017 года г.Урень
Уренский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Крутовой О.В.
при секретаре Буяновой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Уренский", Главному Управлению внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к МО МВД РФ "Уренский", ГУ Внутренних дел РФ по Нижегородской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., указывая, что с 08 мая 1991 года по 09 ноября 2009 года он проходил службу в органах внутренних дел. На основании приказа ГУВД по Нижегородской области №1331 лс от 09.11.2009г. уволен из органов внутренних дел в звании капитана, выслуга лет в органах внутренних дел составляет 20 лет 05 месяцев 04 дня.
Проходя службу в органах внутренних дел, на основании приказа №1 от 07.02.2003 года решением жилищно-бытовой комиссии Уренского РОВД, он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет. Данный факт подтверждается выпиской из сведений о сотрудниках отдела внутренних дел Уренского района нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью по состоянию на 01.01.2004 год.
О том, что ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ему стало известно в феврале 2003 года от председателя жилищно-бытовой комиссии ФИО3
На момент увольнения из органов внутренних дел, ФИО1 полагал, что состоит на очереди на улучшение жилищных условий, так как иных сведений ему сообщено не было.
Для реализации своего права на получение социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в МО МВД России «Уренский» с заявлением о выдаче справки подтверждающий факт нахождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в очереди на улучшение жилищных условий. Согласно ответа начальника МО МВД России «Уренский» №С16 от 09.12.2015г., о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке у МО МВД России «Уренский» информации нет. В отсутствие данной информации, реализация права истца на получение единовременной выплаты на приобретение жилищных условий у ФИО1 отсутствует.
ФИО1 полагает, что отсутствие сведений в МО МВД России «Уренский» о том, что в период службы в органах внутренних дел он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет, нарушает права истца на жилье.
На основании изложенного, истец ФИО1 просит:
1. Признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий;
2. Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области и Межмуниципальный отдел Министерства Внутренних дел РФ «Уренский» предоставить единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.
3.Признать его поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту прохождения службы до 01.03.2005 г.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, показал, что с 08 мая 1991 года по 09 ноября 2009 года он проходил службу в органах внутренних дел, часть периода работал во вневедомственной охране. 09.11.2009г. был уволен из органов внутренних дел, выслуга составила более 20 лет. На основании приказа №1 от 07.02.2003 года решением жилищно-бытовой комиссии Уренского РОВД, он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет, т.к. проживал в общежитии, состав его семьи был: он, жена и дочь. Своего жилого помещения на тот момент у него не было. 22.05.2003 г. его семья приобрела жилой дом по адресу:<адрес>, и сразу же в данный дом они переехали. 29.08.2005 г. у него родился сын, площади жилого помещения было недостаточно, поэтому он продолжал являться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Полагал, что до настоящего времени состоит на учете в отделе полиции на обеспечение жильем. О том, продолжает ли он состоять на данном учете, он не интересовался, каких-либо документов не предоставлял, заявления не писал, т.к. думал, что о каком-либо изменении в очередности и необходимости предоставления дополнительных документов, ему сообщат. Лишь 12.11.2015 года он обратился в МО МВД России «Уренский» с заявлением о выдаче справки, подтверждающий факт его нахождения в период с 07.02.2003 года по 09.11.2009 года в очереди на улучшение жилищных условий, но ему ответили, что таких данных у МО МВД России «Уренский» нет. В настоящее время он состоит на очереди по улучшению жилищных условий в местной администрации, как сотрудник органов внутренних дел, имеющий выслугу более 20 лет. О том, что нарушено его право, он узнал в декабре 2015 года, когда получил ответ из отдела полиции «Уренский» на свое обращение.
Представитель истца – адвокат ФИО4, действующая по ордеру № 44843 от 12.01.2017 г., исковые требования истца поддерживает.
Представитель ответчика - Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, из письменных возражений следует, что с заявленными требованиями не согласен, т.к. ФИО1 с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты в ГУ МВД Росси по Нижегородской области не обращался.
Представитель Межмуниципального отдела Министерства Внутренних дел РФ «Уренский» - ФИО5, действующая по доверенности от 12.01.2017 г. № 336, с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что отсутствуют доказательства принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, судьбой очередности он на протяжении всего периода службы не интересовался, никаких уважительных причин, по которым он на протяжении 12 лет до периода 2015 г. не обращался за защитой своих прав, им не предоставлено. В архиве МО МВД «Уренский» не имеется никаких данных о том, что ФИО1 состоял в очереди по улучшению жилья. Письменный документ – Индивидуальный учет сотрудников Уренского района, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилищной площадью на 01.01.2004 г. она нашла в нижнем ящике письменного стола в отделе полиции, сама его заверила. Пояснить имеющуюся в нем информацию, не может.
ФИО5 считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данными требованиями.
Свидетель ФИО6 показал, что он работал вместе с ФИО1, во вневедомственной охране Уренского РОВД до 2003 г. У них своего жилья не было. Их ставили на очередь как нуждающихся в улучшении жилищных условий, каждый год составляли ведомости и отправляли в Администрацию района и МВД. Он сам раза 3 раза писал заявление в жилищную комиссию.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации также закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
На основании ч.1 ст.6 ФЗ от 19.07.2011 года №247 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» - Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 ч. 2 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
На основании статей 14, 52 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Поскольку, по ранее действующему жилищному законодательству учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся как по месту жительства, так и по месту работы (службы), то граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма по месту работы (службы), сохраняют право состоять на данном учете.
В целях совершенствования порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Постановление Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
Как следует из п. п. 10, 11 Правил, заявителю принадлежало право выбора обращения в исполнительный комитет Советов народных депутатов или к должностным лицам по месту работы.
Согласно п. 12 указанных Правил, для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов, перечень которых также предусмотрен Правилами. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений.
П.13. Поступившее заявление гражданина тщательно проверяется на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (приложение N). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
Истец ФИО1 утверждает о том, что на основании приказа №1 от 07.02.2003 года решением жилищно-бытовой комиссии Уренского РОВД, он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и был поставлен на учет.
В 2003 году действовал ЖК РСФСР.
Согласно ст.30 ЖК РСФСР Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В силу ст.31 ЖК РСФСР - Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Для признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет как нуждающегося по месту работы (службы) необходимо соблюдение ряда условий предусмотренных ЖК РСФСР, а также правилами постановки на учет, для подтверждения нуждаемости.
Из системного толкования действовавших на тот период времени норм жилищного законодательства следует, что постановка на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения носила заявительный характер, при этом заявителю принадлежало право выбора обращения в исполнительный комитет Советов народных депутатов, или к должностным лицам по месту работы. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту работы - совместным решением местной администрации и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, жилищно-бытовой комиссии.
Согласно ч.2 ст.6 ФЗ РФ от 29.12.2004 года №189 «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» - Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" - п.п.15,16,17,18,19 - Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов; принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме; на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет; исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников, предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Согласно Приказу МВД РФ от 24.05.2003 года N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел" постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществлялась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом, согласно которым списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределении жилой площади должны были ежегодно утверждаться на заседаниях жилищно-бытовых комиссии ОВД и вывешиваться в доступном для ознакомления месте; перечень документов, предоставлявшихся сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий. устанавливался на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; в соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса РСФСР списки вновь принятых на учет сотрудников направлялись в установленные сроки в органы местного самоуправления для осуществления контроля (п.п. 2, 4 и 5 Положения).
Истец полагает, что для восстановления его права на получение жилья с 2003 года достаточно его заявления, факт наличия которого, по его мнению, подтвержден показаниями свидетеля, а также письменным доказательством - Индивидуальным учетом сотрудников Уренского района, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилищной площадью на 01.01.2004 г., в котором под номером № 3 указана фамилия ФИО1
Между тем, как следует из указанных выше нормативных актов, для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий недостаточно только заявления сотрудника органов внутренних дел. Гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Доказательств признания истца в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет нуждающихся не имеется. Суду не представлено доказательств обращения истца в период с 2003 года до 01.03.2005 г. с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органы местного самоуправления и о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Не имеется и доказательств соблюдения истцом порядка постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в качестве сотрудника органов внутренних дел.
Письменное доказательство - Индивидуальный учет сотрудников Уренского района, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилищной площадью на 01.01.2004 г., не содержит каких-либо сведений о подаче истцом заявления о постановке истца в очередь на улучшение жилищных условий в период с 2003 г. по 01.03.2005 г.
Принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и подтверждение такой нуждаемости носит заявительный характер и предусматривает ежегодное подтверждение нуждаемости путем предоставления соответствующих документов. Однако, истцом доказательств того, что он ежегодно с 2003 года совершал действия, направленные на реализацию права на улучшение жилищных условий путем предоставления соответствующих документов, не представлено.
Кроме того, установлено, что на основании договора купли-продажи от 22.05.2003 г. семья истца приобрела жилой дом по адресу:<адрес>, общей площадью 47,6 кв.м. Право собственности на данный дом был оформлен на жену истца – ФИО7
Доказательств того, что с учетом имеющегося у семьи истца ФИО1 в собственности данного жилого помещении, нормы учетной площади и количества членов его семьи(он, жена и дочь), истец на период 01.01.2004 г. и на 01.03.2005 г., действительно, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и имел право состоять на учете, им также не предоставлено.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа истцу в удовлетворении иска.
Ответчик заявляет о том, что по данному спору истцом пропущен срок исковой давности.
Истец ФИО1 заявил, что, по его мнению, срок на обращение в суд за разрешением спора им не пропущен, поскольку о нарушении своих прав он узнал после того, как получил ответ из МО МВД «Уренский» 09.12.2015 г.
ч. 1 ст. 196 ГК РФ устанавливает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Кодекса.
В силу положений п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 г. N 18, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии со ст.200 ГК РФ - 1. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
2. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Судом установлено, что с 08.05.1991 г. по 09.11.2009 г. истец проходил службу в МО МВД России «Уренский» Нижегородской области, по его утверждению, он обратился в заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2003 году. Однако, после этого, он не интересовался дальнейшей судьбой своего заявления о постановке на очередь и состоянием очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий вплоть до увольнения, с рапортом о восстановлении в очереди не обращался, что им не оспаривалось, обратился в МО МВД России «Уренский» с целью уточнения своего состояния в очереди лишь после увольнения со службы - в декабре 2015 г., то есть, через 12 лет после предполагаемой им постановки на учет, и через 6 лет с момента его увольнения. При этом, срок исковой давности, по мнению суда, должен исчисляться с момента увольнения истца, т.е. с 09.11.2009 г., а не с момента получения ответа на обращение истца в МО МВД России «Уренский» с декабря 2015 г., как полагает истец, поскольку течение срока исковой давности начинается не только со дня, когда лицо узнало, но и со дня, когда лицо должно было узнать о нарушении своего прав. О нарушении своих прав ФИО1 должен был узнать в момент увольнения со службы, т.е. 09.11.2009 г.
В связи с чем, суд считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями.
Ходатайства о восстановления указанного срока истцом не заявлялось.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что исковые требования истца ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Расходы истца по делу следует отнести на него же.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Уренский", Главному Управлению внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г. - отказать.
Расходы истца по делу отнести на него же.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Уренский районный суд.
Судья: О.В.Крутова
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2017 года.
Судья О.В.Крутова