Решение по делу № 2-753/2018 ~ М-391/2018 от 16.03.2018

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                        16 мая 2018 года

Ломоносовский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Мелешковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова Александра Кузьмича, Петровой Ольги Кирамовны, Борисовой Анны Александровны, действующей также в интересах несовершеннолетнего сына Борисова Арсения Артемовича, к ФГКУ «Войсковая часть 61240» о признании нуждающимися в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ФГКУ «Войсковая часть 61240» о признании их нуждающимися в жилом помещении и об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование требований истцы указали, что Петров А.К. и Петрова О.К. являются бывшими военнослужащими, имеют общую продолжительность военной службы Петров А.К. - более 36 лет, Петрова О.К. - более 21 года.

Петров А.К. - ДД.ММ.ГГГГ, а Петрова О.К. - ДД.ММ.ГГГГ уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста.

Во время прохождения службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ Петров А.К. обратился в жилищную комиссию войсковой части 61240 с заявлением о принятии на учет его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Петров А.К. и члены его семьи были приняты на учет с последующим распределением и предоставлением им 2-х комнатной квартиры, общей площадью 56,6 кв.м.

Однако ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено, Петров А.К. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в связи с установлением сведений об отчуждении имевшегося в собственности Петрова А.К. недвижимого имущества.

ДД.ММ.ГГГГ Петрову А.К. и членам его семьи для временного проживания было предоставлено служебное жилье: квартира, площадью 71,30 кв.м, по адресу: <адрес>, из которого они впоследствии были выселены без предоставления другого помещения на основании вступившего в законную силу решения Ломоносовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что до настоящего времени истцы не обеспечены жильем, Петров А.К. и Петрова О.К. обратились к ответчику с заявлениями о признании их нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако в удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на то, что в настоящее время Петров А.К. и Петрова О.К. служащими войсковой части не являются.

Полагая данный отказ незаконным, истцы просят суд признать за ними право на улучшение жилищных условий, то есть нуждающимися в жилом помещении и обязать ответчика поставить истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Истец Петров А.К., действующий за себя, а также в интересах истцов Борисовой А.А. и Борисова А.А. по доверенности <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ, истец Петрова О.К., а также представитель Петрова А.К. – адвокат Баженова Ж.А., представившая ордер от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержали исковые требования по доводам и основаниям в нем изложенным, просили иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФГКУ «Войсковая часть 61240» Гусева В.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражала против исковых требований, просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Ответчики Борисова А.А., являющаяся также законным представителем Борисова А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом, их интересы в судебном заседании представлял представитель по доверенности, не сообщили о причинах неявки, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому суд находит возможным рассмотреть дело без их участия, в соответствии с положениями ч.3 и 4 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Петров А.К. проходил военную службу по контракту в войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.57). Петрова О.К. проходила военную службу по контракту в войсковой части ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.58).

Борисова А.А. военную службу по контракту в войсковой части не проходила, трудовыми отношениями не связана (л.д.60).

Согласно решению Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , имеющему для разрешения настоящего спора преюдициальное значение, Петрову А.К. было отказано в полном объём в удовлетворении заявления к руководителю и жилищной комиссии федерального государственного казенного учреждения «войсковая часть 61240» об оспаривании решения от 17.03.2015г. (протокол ) о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.50-55).

Данным решением суда также установлено, что на момент принятия Петрова А.К. на жилищный учет он не имел в собственности каких-либо жилых помещений, проживал в служебной квартире, а ранее принадлежащая ему доля в жилом помещении подарена сыну Алексею, который там проживает в настоящее время и на жилое помещение по линии военного ведомства не претендует.

Также имеющаяся у Петрова А.К. в <адрес> на праве собственности доля в квартире в период ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждала факт обеспечения его жильем сверх учетной нормы до ДД.ММ.ГГГГ., приходящаяся на него и трех членов его семьи, принятых на учет ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Петров А.К. и члены его семьи в принудительном порядке были выселены из служебного жилого помещения в закрытом военном городке по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес> на основании решения Ломоносовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу (л.д.9-12).

По утверждению истцов, в настоящее время они не имеют в собственности и не используют по найму какого либо жилого помещения.

Согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Петров А.К., Петрова О.К., Борисова А.А. и несовершеннолетний Борисов А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.24) были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>, Ломоносовский <адрес> <адрес> (л.д.20,59).

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Частями 2 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно абзацу 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что для реализации права на обеспечение жилым помещением, гражданин, уволенный с военной службы, должен на момент увольнения быть признан нуждающимся в жилом помещении.

При этом решение о признании нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, принимается только в отношении гражданина-военнослужащего (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), то есть в период прохождения военной службы.

Ответом Управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. в ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ Петровой О.К. о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, разъяснено, что для рассмотрения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Петровой О.К. необходимо обратиться в жилищную комиссию органа безопасности по последнему перед увольнением месту военной службы (л.д.13).

Ответом ФГКУ «Войсковая часть 61240» от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ П-22 в ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ вх.№ П-22 Петровой О.К. о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Петровой О.К. отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в связи с тем, что на момент обращения с вышеуказанным заявлением заявитель не имеет статус военнослужащего, на момент увольнения с военной службы в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состояла (л.д.14).

Аналогичный отказ исх.№ П-23 от ДД.ММ.ГГГГ последовал и в адрес Петрова А.К. на его обращение вх.№ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Таким образом, ФГКУ «Войсковая часть 61240» отказывая истцам в принятии их на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма исходило из того, что Петров А.К. и Петрова О.К. в период прохождения военной службы не были признаны нуждающимся в жилом помещении, а также утратили статус военнослужащего, в связи с чем, по мнению суда, правомерно посчитало отсутствующими правовые основания для принятия истцов на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Оценивая мотивы ФГКУ «Войсковая часть 61240» для отказа Петрову А.К. и Петровой О.К. в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, суд полагает их основанными на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 1 части 1 статьи 51, статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами.

Положениями действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилого помещения за счет средств федерального бюджета, предусмотрено такое обязательное условие, как признание на момент увольнения гражданина с военной службы нуждающимся в жилых помещениях, при этом решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях должно приниматься в период прохождения указанным гражданином военной службы.

При этом довод истцов о возможности принятия ответчиком решения о признании их нуждающимися в жилых помещениях независимо от увольнения с военной службы основаны на ошибочном толковании норм права.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, обязанность по организации учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, в соответствии с которой правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ.

Пунктом 11 вышеназванной Инструкции предусмотрено право уволенных военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Доказательств принятия истцов в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях в материалах дела не имеется.

Таким образом, из материалов гражданского дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ФГКУ «Войсковая часть 61240» отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению Петрова А.К. и Петровой О.К. о признании их нуждающимся в жилом помещении, поскольку на момент обращения к ответчику они утратили статус военнослужащего, на момент увольнения с военной службы не были признаны нуждающимися в жилом помещении, ранее - в период прохождения военной службы на законных основаниях были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, а значит, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Петрова Александра Кузьмича, Петровой Ольги Кирамовны, Борисовой Анны Александровны, действующей также в интересах несовершеннолетнего сына Борисова Арсения Артемовича, к ФГКУ «Войсковая часть 61240» о признании нуждающимися в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья:                            А.С. Смирнов

2-753/2018 ~ М-391/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петров Александр Кузьмич
Петрова Ольга Кирамовна
Борисов Арсений Артемович
Борисова Анна Александровна
Ответчики
ФГКУ "Войсковая часть 61240"
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
lomonosovsky--lo.sudrf.ru
16.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2018Передача материалов судье
21.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.04.2018Предварительное судебное заседание
16.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2019Дело оформлено
10.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее