РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10.07.2020 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Маркитановой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-2270/2020 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Литовкиной М.В. о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Литовкиной М.В., ссылаясь на то, что в соответствии с представленной налоговому органу информацией Литовкина М.В. является собственником имущества, соответственно, является плательщиком налога на имущество физических лиц, кроме того, имеет в собственности земельный участок, и, в соответствии со ст.388 НК РФ, Законом РФ от 11.10.1991г. №738-1 «О плате за землю» является плательщиком земельного налога. Должнику направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество и земельного налога. По состоянию на дата налогоплательщик имеет задолженность: по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений размере 129 рублей; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере 7 226 рублей; налогу на имущество физических лиц, взимаемы по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 г. в размере 1846 рублей. На основании ст.69 НК РФ должнику отправлено требование об уплате налога, со сроком исполнения - до дата. В нарушение ст. ст. 44 и 45 НК РФ указанные требования налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены. В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени по земельному налогу в размере 01 руб.89 коп. и пени по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 132 руб. 60 коп. Судебный приказ от дата., вынесенный в порядке, установленном главой 11.1КАС РФ, по заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара о взыскании с Литовкиной М.В. обязательных платежей, был отменен дата. Однако задолженность и пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц на общую сумму 9 335руб. 49 коп. не погашены.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Литовкиной М.В. задолженность по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений размере 129 рублей пени в размере 01 руб. 89 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере 7 226 рублей, пени в размере 105 руб. 62 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемы по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 г. в размере 1846 рублей, пени в размере 26 руб. 98 коп., а всего -9 335 руб. 49 коп.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика- ФИО4 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, заявил о пропуске обращения административного истца в суд.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 45 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Пунктами 1, 2 ст. 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) является, в том числе, здание, строение, сооружение, помещение.
На основании п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Судом установлено, что в 2017г. у Литовкиной М.В. находились в собственности объекты недвижимости, признаваемые объектами налогообложения земельным налогом и налогом на имущество.
Из материалов дела следует, что административному ответчику было направлено налоговое уведомление №... от дата об уплате земельного налога за 2017 г. в размере 129 руб., налога на имущество за 2017 г. в размере 7 226, предоставлен срок для уплаты налога - до дата.
Установлено, что в сроки, указанные в налоговом уведомлении, указанные налоги не оплачены налогоплательщиком, в связи с чем, ИФНС Росси по Октябрьскому району г. Самары налогоплательщику выставлено требование №... об уплате налога по состоянию на дата на общую сумму 9201 руб., сроком исполнения – до дата.
Данное требование Литовкиной М.В. также не исполнено, доказательства обратного в дело не представлены.
Согласно п. 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, определением мирового судьи судебного участка № 33 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от дата судебный приказ №... от дата о взыскании с Литовкиной М.В. задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц был отменен на основании заявления должника.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения административного истца в суд с настоящим административным иском дата
Возражения административного ответчика о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд судом отклоняются, поскольку указанный срок налогоплательщик исчисляет с момента истечения срока уплаты налога (дата.), что противоречит положениям ст. 48 НК РФ, в соответствии с которыми налоговый орган обращается за взысканием налога в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В данном случае срок исполнения требования об уплате налога был установлен до дата., к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с Литовкиной М.В. налоговый орган обратился в пределах шестимесячного срока (дата.), кроме этого, соблюден шестимесячный срок обращения в суд после вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа от дата.).
Доводы административного ответчика об оплате спорной задолженности также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку представленные чеки по операции Сбербанк онлайн подтверждают уплату налогов за 2018г., что отражено также в карточке «расчеты с бюджетом» налогового органа, в то время как спорным налоговым периодом является 2017г.
При указанных обстоятельствах заявленные требования ИФНС о взыскании с Литовкиной М.В. суммы налогов суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.п. 1,2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Принимая во внимание, что налогоплательщиком своевременно не исполнены обязанности по уплате налогов, налоговым органом правомерно были начислены пени за неуплату налога.
Таким образом, поскольку в установленный требованием об уплате налога срок и на момент разрешения спора административный ответчик не произвел погашение задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, суд приходит к выводу о взыскании с Литовкиной М.В. задолженности по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017г. размере 129 рублей, пени в размере 01 руб. 89 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере 7 226 рублей, пени в размере 105 руб. 62 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 г. в размере 1846 рублей, пени в размере 26 руб. 98 коп., а всего -9 335 руб. 49 коп.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Литовкиной М.В. удовлетворить.
Взыскать с Литовкиной М.В., проживающей по адресу: адрес в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары сумму задолженности по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017г. размере 129 рублей, пени в размере 01 руб. 89 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере 7 226 рублей, пени в размере 105 руб. 62 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 г. в размере 1846 рублей, пени в размере 26 руб. 98 коп., а всего -9 335 руб. 49 коп.
Взыскать с Литовкиной М.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 24.07.2020 г.
Судья (подпись) Е.А. Митина
Копия верна.
Судья секретарь