Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2010 г. г. Выкса
Выксунский городской суд в составе председательствующего судьи Д.Н. Корокозова, с участием истца Жаркова А.А., его представителя, представителя ответчика, при секретаре Ермаченковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Жаркова А.А. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Выксунскому району Нижегородской области» о признании права на досрочную пенсию
у с т а н о в и л:
Жарков А.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Выксунскому району Нижегородской области о признании права на получение досрочной пенсию по старости в связи с выполнением работ с тяжелыми условиями труда, мотивируя свои требования тем, что при оценке его пенсионных прав было необоснованно отказано в зачете в специальный стаж периодов работы с хххх г. по хххх г. в должности Х, а также с хххх г. по хххх г. в должности Х, в связи с чем просит признать отказ незаконным, включить указанные периоды в специальный стаж, признать за ним право на получение досрочной пенсии по старости в связи с выполнением работ с тяжелыми условиями труда и обязать УПФР назначить ему пенсию с момента обращения за ней – с хххх г.
В судебном заседании Жарков А.А. свои требования поддержал и пояснил, что хххх года он обратился в УПФ РФ по Выксунскому району с заявлением о назначении пенсии по старости. Ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа. Период работы с хххх г. по хххх г. в должности Х не оценивался, хотя он отражен в трудовой книжке, работал в указанное время на данном предприятии в период прохождения производственной практики. Период работы с хххх г. по хххх г. в должности Х не был включен в льготный стаж. С решением УПФ о не включении данного периода в льготный стаж он не согласен, поскольку в указанный период фактически выполнял те же работы, что и ранее, когда судно находилось в составе Каспийского рыболовного флота. В дальнейшем экипаж судна приняли в члены колхоза, при этом ни должность, ни характер выполняемой работы – обслуживание установки по охлаждению (рефрижератора) при осуществлении килечного лова в открытом море не изменилась.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного Фонда РФ по Выксунскому району на основании доверенности от хххх года № Х – П. в судебном заседании исковые требования Жаркова А.А. признала частично, пояснила суду, что период работы с хххх г. по хххх г. в должности подлежит включению в специальный стаж по Списку Х. Пояснила, что период работы истца с хххх г. по хххх г. в должности Х. не был включен в специальный стаж работы, поскольку документально не были подтверждены принадлежность судна, характер выполняемых работ тип и назначение судна.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Жаркова А.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 27 ФЗ РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 данного Федерального закона, на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев работы мужчинам. Согласно п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж о не менее 25 лет.
Как установлено судом, хххх г. Жарков А.А. обратился в УПФ РФ по Выксунскому району за назначением ему досрочной трудовой пенсии по старости, но ему было отказано в этом. Отказ мотивирован тем, что специальный стаж Жаркова А.А. составляет всего ххх лет, и не подлежит зачёту период его работы с хххх г. по ххх г. в должности Х.
Согласно п.2 ст. 27 Федерального Закона ""О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" № 173-ФЗ, Правительству РФ предоставлено право утверждать списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст. 27 Закона, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. В соответствии со Списком № 2 «Производств работ, профессий, должностей, и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость, в которых дает право на пенсию по возврату на льготных условиях» предусмотрена должность 23200000-14341 «Машинисты холодильных установок, обслуживающие аммиачно - холодильные установки».
В соответствии с копией трудовой книжки, Жарков А.А. с хххх г. по хххх г. в должности Х, данный период работы истца при оценке его пенсионных прав не был учтен, подлежит включению в специальный стаж (3 месяца 18 дней).
Согласно записей в трудовой книжке Жарков А.А. с хххх г. по хххх г. работал …, а с хххх г. по хххх г. …. Данные периоды работы зачтены ему в специальный стаж согласно п.п.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях». После этого хххх г. по приказу Х он был откомандирован в порядке перевода по ст.29 п.5 КЗоТ РСФСР в колхоз им.С.М.Кирова, где был принят в порядке перевода из управления КРХФ в качестве рефмоториста, принят в члены колхоза; был уволен хххх г. по собственному желанию, исключен из членов колхоза.
Указанный период работы не включен в специальны стаж согласно акту проверки Х по тем основаниям, что не возможно определить принадлежность судна к той или иной службе, должность Жаркова и характер выполняемых работ, тип и назначение судна, т.к. не были по запросу представлены работодателем – колхозом им. С.М.Кирова подтверждающие документы.
При этом по первичным документам архивного отдела (книга учета расчетов по оплате труда) установлено, что в хххх г. Жарковым отработано х человеко-дней, в хххх г. – Х человеко-дней, Х человеко-часов, в хххх г. Х человеко-дней, Х человеко-часов, в хххх г. Х человеко-дней, в хххх г. Х человеко-дней, Х человеко-часов, хххх г. Х человеко-дней, Х человеко-часов. В периоды с хххх г., с хххх г., с хххх г. по хххх г. факт выполнения работы не подтвержден. Доказательств фактического выполнения работ и их характера за указанный период истцом не представлено и в судебном заседании, в связи с чем отказ органа пенсионного фонда зачесть указанные периоды в специальный стаж признается судом обоснованным и в данной части исковых требований Жаркову А.А. следует отказать.
Однако отказ засчитать в специальный стаж, дающий право на оформление досрочной пенсии по старости по п.п.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», периоды работы Жаркова А.А. с хххх г. по хххх г., с хххх г. по хххх г., с хххх г. по хххх г. суд считает необоснованным.
Трудовая книжка является основным документом при назначении пенсии по старости за период работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Если в трудовой книжке внесена запись на основании приказа о том, что работник принят на работу по профессии, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то эта запись может служить достаточным подтверждением постоянной записи работника на работе, дающей право на указанную пенсию.
Как следует из записей в трудовой книжке Жаркова А.А. Х он был принят с хххх г. Данный период работы зачтен ему в специальный стаж согласно п.п.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях». После этого хххх г. по приказу Х он был откомандирован в порядке перевода по ст.29 п.5 КЗоТ РСФСР в Х. При этом фактически не менялся ни характер его работы, ни должность, ни само судно. Согласно справки №Х от хххх г. Жарков А.А. действительно с хххх г. по хххх г. работал в должности Х.
Согласно акта проверки специального трудового стажа №Х от хххх г. Жарков А.А. работал в подразделении Х.
Согласно справке №Х от хххх г. Х является судном морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке, транспортировке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле и не относится к судам служебно-вспомогательным, портовым, постоянно работающим в акватории порта, разъездным, пригородным, внутригородского сообщения.
Согласно архивной справке №Х от хххх г. заработная плата Жаркова А.А. за хххх г. составила Х рублей., за хххх г. Х рублей., за хххх г. – Х рублей, за хххх г. – Х рублей, за хххх г. – Х рублей., за хххх г. – Х рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, на основании приведенных выше доказательств подлежит установлению, что в период с хххх г. по хххх г., и с хххх г. по хххх г. Жарков А.А. фактически работал в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), занимаясь килечным ловом в открытом море.
Статьей 39 ч. 1, 2 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 03.06.2004 г. «По делу о поверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 28, пунктов 1 и 2 статьи Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области…», определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление ля некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). В настоящее время указанные отношения регулируются ст. 27 указанного ФЗ РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «периоды, выполняющейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условий выполнения в эти периоды нормы рабочего времени…».
При включении Жаркову А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, периодов с хххх г. по хххх г., а также хххх г. по хххх г., и с хххх г. по хххх г., общая продолжительность специального стажа Х лет. В связи с чем на основании п.п. 2 п.1 ст. 27 ФЗ РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку Жарков А.А. достиг возраста 55 лет, проработали на работах с тяжелыми условиями труда более половины от 12 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж не менее 25 лет, трудовая пенсия ему может быть назначена с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 данного Федерального закона, на 4 года из расчета на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев работы мужчинам.
Право на досрочную трудовую пенсию у истца возникает с момента обращения в УПФ РФ с заявлением, т.е. с хххх г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Жаркова А.А. удовлетворить частично.
Признать отказ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Выксунскому району Нижегородской области» в назначении Жаркову А.А. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по Выксунскому району Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку №2 Жаркову А.А. период работы с хххх г. по хххх г. в должности Х, а также включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу в плавсоставе периоды работы с хххх г. по хххх г. включительно и с хххх г. по хххх г. включительно в должности Х.
Признать за Жарковым А.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением работ с тяжелыми условиями труда и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по Выксунскому району Нижегородской области назначить Жаркову А.А. досрочно трудовую пенсию по старости со дня обращения - хххх г.
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы с хххх г. по хххх г., с хххх г., с хххх г. по хххх г. в должности Х Жаркову А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение 10 дней.
Судья - Корокозов Д.Н.