Дело №2а-1502/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.02.2017 г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
при секретаре |
А.А. Куценко |
с участием: представителя административного истца |
Е.В. Веретенникова, действующего на основании доверенности от 30.12.2016 |
административного ответчика |
Т.М. Матьякубова |
прокурора |
А.П. Филатовой |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Карелия к гражданину Республики Узбекистан Матьякубову Т.М. продлении срока пребывания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел России по г. Петрозаводску,
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее – административный истец, Министерство) обратилось в суд с административным иском к гражданину Республики Узбекистан Матьякубову Т.М. (далее – административный ответчик, мигрант) о продлении срока пребывания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел России по г. Петрозаводску (далее – специальное учреждение) по ранее принятому решению о реадмиссии до его исполнения, но не более чем на 3 месяца, то есть до 08.05.2017 включительно, по тем основаниям, что до настоящего времени государство его национальной принадлежности не предоставило проездные документы, необходимые для исполнения решения о реадмиссии.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал.
Матьякубов (Матьякупов) Т.М. не возражал против продления срока содержания, доводы, указанные в административном исковом заявлении, не оспаривал.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Матьякубов (Матьякупов) Т.М., личность которого установлена в порядке, предусмотренном ст. 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), гражданства Российской Федерации не имеет, является гражданином республики Узбекистан.
Мигрант, судимый приговором Рузского районного суда Московской области от 06.05.2009 по п. «в» ч. 3 ст. 132 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освобожден 08.11.2016 по отбытии срока наказания и по решению территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, от 31.10.2016 помещен с 08.11.2016 в специальное учреждение.
Распоряжением Министерства юстиции РФ № 2811-рн от 10.06.2014 принято решение о нежелательности пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации сроком до 08.11.2026. На основании данного распоряжения должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции 24.10.2016 принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии мигранта.
По решению Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08.11.2016 мигрант был помещен в специальное учреждение сроком на 3 месяца, то есть до 08.02.2017 включительно.
Сотрудниками Министерства до неоднократно (30.09.2016 и 21.11.2016) и без неоправданных задержек принимались меры по получению в консульском учреждении Республики Узбекистан проездных документов (свидетельства о возвращении), притом что ответ имел место лишь на последнее обращение.
Действительного документа, выданного государством национальной принадлежности мигранта, на основании которого возможна его реадмиссия, не имеется, его получение полностью находится в компетенции властей Узбекистана.
Ответ на вышеуказанные запросы получен компетентными органами Российской Федерации 25.01.2017 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон.
В соответствии со статьей 32.2 Закона № 115-ФЗ:
– передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на основании решения о реадмиссии (пункт 1);
– если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, может содержаться в специальном учреждении; в обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность (пункт 2);
– доставку иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (пункт 3);
– помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на основании решения руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя, а в остальных случаях – только на основании решения суда (пункты 4 и 5);
– содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии (пункт 6).
Порядок разрешения требований, являющихся предметом судебного разбирательства, урегулирован главой 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В судебном заседании обстоятельств, препятствующих как выезду мигранта за пределы Российской Федерации, так и его возвращению в государство национальной принадлежности не установлено, о наличии таковых административный ответчик не сообщил, соответствующих доказательств не представил.
С учетом изложенного, установленных по делу обстоятельств, того факта, что законность и обоснованность распоряжения Министерства юстиции РФ, принятого в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 25.10 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», так и решения о реадмиссии до настоящего времени в судебном порядке не оспорена, обстоятельств, препятствующих как выезду административного ответчика за пределы Российской Федерации, так и его возвращению государство его национальной принадлежности, не имеется, учитывая, что фактическая возможность для передачи государству его национальной принадлежности в настоящее время не имеется, учитывая обстоятельства совершенного административным ответчиком преступления, относящегося к категории особо тяжких против половой неприкосновенности малолетнего, наличие реальной угрозы общественного порядка, правам и законным интересам иных лиц, а также в целях обеспечения исполнения решения о реадмиссии, истечение в 24:00 час. 08.02.2017 срока по ранее принятому решению о помещении мигранта в специальное учреждение, исключительности настоящего случая, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о продлении срока его пребывания в специальном учреждении.
Министерством без неоправданной задержки принимались как меры по установлению национальной принадлежности административного ответчика, так и по получению в консульских учреждениях проездного документа (свидетельства на возвращение, иного документа, удостоверяющего личность), а также осуществлялся контроль за получением информации.
Отсутствие необходимых документов, выдача которых находится целиком и полностью в компетенции властей Республики Узбекистан, препятствует реадмиссии мигранта.
Поскольку нахождение административного ответчика в специальном учреждении связано с ограничением его свободы, суд, принимая во внимание необходимость обеспечения судебного контроля за законностью и обоснованностью действий Управления по реадмиссии мигранта, в целях недопущения его чрезмерного пребывания в условиях специального учреждения вследствие неоправданных задержек осуществления процедуры реадмиссии, полагает необходимым, с учетом сведений об отсутствии в настоящее время проездных документов (свидетельства о возвращении), а также билетов, необходимых для реализации процедуры реадмиссии, что требует существенных временных затрат на их получение и приобретение, учитывая, что срок содержания административного ответчика в специальном учреждении по ранее принятому судебному решению истекает, продлить срок его пребывания в специальном учреждении до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 3 месяца, то есть до 07.05.2017 включительно.
Определяя дату истечения трехмесячного срока, суд учитывает разъяснения, содержащиеся п. 3.3 Обзора практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 18.01.2017.
При этом также принимаются во внимание, что в силу взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 2, пункта 2 статьи 10, абзаца второго пункта 2 статьи 32.2, пункта 4 статьи 35.1 Закона № 115-ФЗ (ст. 10, абз. 2 п. 2 ст. 32.2 Закона № 115-ФЗ,), мигрант, не имеющий документов, удостоверяющих его личность, подлежит содержанию в специальном учреждении до его передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
С учетом обстоятельств дела, необходимости реального исполнения решения суда, срока, на который размещается административного ответчика в специальное учреждение, суд, применительно к положениям части второй статьи 188 КАС РФ, полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, поскольку вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным интересам и невозможности его исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 269, 296, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Продлить срок пребывания гражданину Республики Узбекистан Матьякубову Т.М., <данные изъяты> в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел России по г. Петрозаводску, до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 3 месяца, т.е. до 07.05.2017 включительно.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме изготовлено 06.02.2017.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 16.02.2017.