дело № 2-85/2012
Решение
Именем Российской Федерации
03 апреля 2012 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Н.И. Шниткиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воденникова С.А. к Администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании права собственности на квартиру в жилом доме, расположенную по адресу: <адрес>,
установил:
Воденников С.А. обратился в Шебалинский районный суд с требование к Администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании права собственности на квартиру в жилом доме, общей площадью <данные изъяты>, состоящую <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>. Свое требование мотивировал тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником земельного участка, на котором расположена квартира. Поскольку квартира в реестре муниципальной собственности Шебалинского района не значится, не является государственным имуществом Республики Алтай, а также отсутствуют ограничения (обременения) прав на нее, право собственности на данную квартиру, являющуюся самовольной постройкой, возможно признать в судебном порядке на основании ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика Администрации МО «Шебалинский район» Самойлова Н.А. направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании истец исковое требование поддержал, ссылаясь на то обстоятельство, что приобрел право собственности на квартиру по договору купли-продажи с Горно-Алтайским леспромхозом.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы, суд считает иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ следует, что гражданские права возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как установлено в судебном заседании, квартира жилой площадью <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес> приобретена Воденниковым С.А. на основании договора купли-продажи, заключенного с <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность. В данном случае письменная форма договора соблюдена, поскольку между сторонами составлен письменный документ, имеющийся в материалах дела.
В соответствии со ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих сведений в договоре, условие о недвижимом имуществе, подлежащим передаче, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Одновременно статьей 555 ГК РФ установлено, что договор продажи недвижимости считается незаключенным, если в нем отсутствует согласованное сторонами условие о цене недвижимого объекта.
В договоре, заключенном между <данные изъяты> и Воденниковым С.А. указан адрес отчуждаемого объекта недвижимости – <адрес>. Остаточная стоимость квартиры на день заключения договора составила 14181 <данные изъяты> – за указанную сумму жилое помещение было передано в собственность покупателя.
Таким образом, заключенный между сторонами договор соответствовал предъявляемым к договорам продажи недвижимости требованиям, а потому не может считаться недействительным. Между тем в договоре неверно указана жилая площадь квартиры – <данные изъяты>, в то время как в соответствии с выпиской из единого реестра капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ квартира № в жилом доме №, расположенном по <адрес>, имеет фактическую площадь <данные изъяты>, из которой размер жилой площади – <данные изъяты>.
Согласно выписке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № полезная площадь квартиры также составляет <данные изъяты>, жилая – <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Допущенные в договоре купли-приватизации ошибки в указании площади квартиры не изменяют его содержания, не относятся к числу существенных условий договора продажи недвижимости, не влияют на индивидуализацию жилого помещения, переданного в собственность Воденникова С.А.
Справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что квартира, расположенная <адрес>, действительно принадлежит Воденникову С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и приобретена им на основании договора купли-продажи квартиры в жилом доме, заключенном с <данные изъяты> и зарегистрированном Администрацией МО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ На имеющейся в материалах дела копии договора купли-продажи имеется печать <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов.
На основании выписки из реестра муниципального имущества <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № судом установлено, что спорная квартира в реестре муниципального имущества Шебалинского районного муниципального образования не состоит.
Письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № подтверждается, что в реестре государственного имущества Республики Алтай объекты недвижимости, относящиеся у жилому фонду и расположенные на территории Шебалинского района, отсутствуют.
Воденников С.А. является собственником земельного участка, на котором расположенная жилая квартира, его право зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно техническому заключению <данные изъяты>, утвержденному <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. №, квартира в жилом доме <адрес>, может быть узаконена Воденниковым С.А.
Таким образом, поскольку заключенный истцом договор купли-продажи квартиры не противоречил действующему на тот момент законодательству, на сегодняшний день отсутствуют притязания на объект недвижимости со стороны третьих лиц, суд считает право собственности Воденникова С.А. на квартиру, расположенную <адрес>, возникшим.
Вместе с тем, оценивая приведенные истцом в исковом заявлении доводы о признании права собственности на самовольную постройку, суд отмечает следующее.
На основании ч. 1 ст. 196, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, при этом в мотивировочной части решения обязательно указываются законы, которыми руководствовался суд.
В ходе производства по делу факт самовольного строительства квартиры на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, не нашел своего подтверждения. Напротив, достоверно установлено, что право собственности Воденникова С.А, на жилое помещение возникло не по первоначальному, а по производному основанию – в результате приобретения права у бывшего собственника имущества.
Поэтому, не выходя за рамки предъявленных истцом требований, суд самостоятельно определил подлежащие выяснению обстоятельства, имеющие отношение к рассматриваемому делу, и опередил конкретную норму закона, регулирующую сложившиеся правоотношения.
На основании изложенного, а также руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
решил:
Иск Воденникова С.А. к Администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании права собственности на квартиру в жилом доме, расположенную по адресу: с<адрес>, удовлетворить.
Признать за Воденниковым С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру в жилом доме, общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой – <данные изъяты>, подсобной – <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности Воденникова С.А. на указанную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня вынесения через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Федеральный судья С.Н. Чертков