Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-8799/2019 от 06.03.2019

    Судья Новикова А.А.                                                        Дело <данные изъяты>а-8799/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам М. областного суда

    в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

    судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

        при секретаре Налапкине А.П.

    рассмотрела в открытом судебном заседании 13 марта 2019 года апелляционную жалобу Брикмана Н.Э., Брикмана А.Н., Гусевой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего                               Брикмана В.Н., на решение Подольского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Брикмана Н. Э., Брикмана А. Н., Гусевой О. А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Брикмана В. Н., к Министерству строительного К. М. <данные изъяты> о признании незаконным отказа от <данные изъяты> в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета, обязании пересмотреть решение.

    Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

    объяснения представителя апеллянтов – Обухова А.А., представителя Администрации городского округа Подольск М. <данные изъяты>Солоповой А.С.,

    установила:

    Брикман Н.Э., Брикман А.Н., Гусева О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Брикмана В.Н., обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований) просили признать незаконным отказ Министерства строительного К. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> в обеспечении Брикмана Н.Э. и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета, обязать административного ответчика пересмотреть принятое решение с учетом расчета площади жилого помещения, произведенного истцами.

    Требования мотивировали тем, что Брикман Н.Э. как бывший военнослужащий, уволенный в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющий выслугу более 10 лет, с 1996 года состоит на учете в администрации <данные изъяты> М. <данные изъяты> (на сегодняшний день – Администрация городского округа Подольск М. <данные изъяты>) как нуждающийся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета. До настоящего времени жилым помещением (жилищным сертификатом) Брикман Н.Э. и члены его семьи не обеспечены. В письме от <данные изъяты> Министерство строительного К. М. <данные изъяты> сообщило Брикману Н.Э., что отсутствуют основания для обеспечения его и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

    По утверждению административных истцов, данный отказ является незаконными, нарушает их права и охраняемые законом интересы: со стороны административного ответчика имеет место неправильный расчет площади жилого помещения, исходя из которой должна быть произведена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения.

    Решением Подольского городского суда М. <данные изъяты> от                          <данные изъяты> в удовлетворении заявленных требований отказано.

    В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

    Лица, участвующие в деле, о месте и времени апелляционного разбирательства извещались в установленном порядке. Учитывая положения части 6 статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что бывший военнослужащий Брикман Н.Э. с составом семьи 4 человека (на сегодняшний день - он сам, его супруга Гусева О.А., их общий ребенок Брикман В.Н., а также сын Брикмана Н.Э. от предыдущего брака –                Брикман А.Н.) с 1996 года состоит на учете военнослужащих запаса, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном после увольнения постоянном месте жительства. Единовременная денежная выплата на приобретение (строительство) жилья Брикману Н.Э. не предоставлялась.

    Весной 2018 года Брикман Н.Э. обратился на имя Президента РФ с заявлением по поводу длительного неразрешения уполномоченными органами его жилищного вопроса. Данное обращение было направлено для рассмотрения в Минстройкомплекса М. <данные изъяты>.

    В ответе от <данные изъяты> на поступившее обращение начальник Управления сопровождения проектов и реализации жилищных программ Минстройкомплекса М. <данные изъяты> сообщил заявителю, что отсутствуют основания для обеспечения его и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

    При этом в силу пункта 2.1 указанной выше статьи обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до <данные изъяты> были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после <данные изъяты>, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

    В силу статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 342-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от <данные изъяты> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями.

    Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона                 № 342-ФЗ).

    В соответствии со статьей 3 Закона М. <данные изъяты> от 25.03.2011               N 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" формирование списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, и совместно проживающих членов семьи (далее - списки) осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

    Списки представляются уполномоченными органами местного самоуправления в уполномоченный Правительством М. <данные изъяты> центральный исполнительный орган государственной власти М. <данные изъяты> (далее - уполномоченный орган).

    Списки ежемесячно уточняются уполномоченными органами местного самоуправления, и при наличии изменений, но не реже одного раза в год, уточненные списки представляются в уполномоченный орган.

    Уполномоченный орган на основании списков, представленных уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи, формирует сводный список граждан и совместно проживающих членов семьи (далее - Сводный список) и утверждает его.

    Постановлением Правительства М. <данные изъяты> от 08.06.2011                      <данные изъяты> утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений (здесь и далее – Порядок в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

    В соответствии с пунктом 5 Порядка обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется в хронологической последовательности, в которой они включены в Сводный список граждан по М. <данные изъяты> (далее - Сводный список).

    Формирование Сводного списка осуществляется Министерством строительного К. М. <данные изъяты> по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании списков граждан, представленных уполномоченными органами в Министерство (пункт 10 Порядка).

    Согласно пункту 11 Порядка на основании Сводного списка и с учетом объема субвенции на соответствующий финансовый год Министерство формирует по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку Список претендентов на обеспечение их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и совместно проживающих членов их семей по М. <данные изъяты> (далее - Список претендентов). Список претендентов утверждается распоряжением Министерства.

    Граждане из Сводного списка, не включенные в Список претендентов, включаются в Список претендентов в случае поступления в бюджет М. <данные изъяты> дополнительных средств федерального бюджета или высвобождения, в том числе за счет аннулированных Свидетельств, средств федерального бюджета, предусмотренных для обеспечения граждан жилыми помещениями, в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия данных граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 13 Порядка).

    В ходе судебного разбирательства было установлено, что                      Брикман Н.Э. ни в 2017, ни в 2018 году в Сводный список граждан по М. <данные изъяты> включен не был; следовательно, правоотношения между административными истцами и Минстройкомплекса М. <данные изъяты> по обеспечению жилым помещением (единовременной денежной выплатой на приобретение жилого помещения) не возникли.

        При таких данных суд первой инстанции обоснованно проверил законность действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении обращения гражданина с точки зрения соблюдения положений Федерального закона от <данные изъяты> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

        Согласно статье 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Согласно пункту 3 статьи 5 указанного Федерального закона гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

    Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 указанного Закона).

    Из материалов дела усматривается, что обращение Брикмана Н.Э., поступившее в Минстройкомплекса М. <данные изъяты>, было рассмотрено, ответ на него дан компетентным на рассмотрение обращений должностным лицом в установленный срок, ответ (разъяснение) направлен в адрес административного истца Брикмана Н.Э. и получен последним.

    По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца (создании препятствий к их (прав) осуществлению).

    Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обжалуемым ответом права и охраняемые законом интересы административных истцов нарушены не были, им не созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод, не возложена незаконно какая-либо обязанность: как было указано выше, Брикман Н.Э. ни в 2017, ни в 2018 году в Сводный список граждан по М. <данные изъяты> включен не был; начальник Управления сопровождения проектов и реализации жилищных программ Минстройкомплекса М. <данные изъяты> не обладает властно-распорядительными полномочиями в вопросе выдачи государственного жилищного сертификата. Между сторонами имеется спор относительно права Брикмана Н.Э. на обеспечение жилым помещением определенной площадью; данный спор подлежит разрешению в самостоятельном порядке, при предъявлении Брикманом Н.Э. соответствующих требований. Как пояснили судебной коллегии участники процесса, соответствующий спор в настоящее время заявлен и рассматривается в Подольском городском суде М. <данные изъяты>.

    При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленного административного иска. При рассмотрении настоящего дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к принятию неправильного решения.

    Доводы апелляционной жалобы административных истцов аналогичны доводам, приводившимся в обоснование заявленного иска, они не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда первой инстанции: правом претендовать на получение жилого помещения (единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья) обладают только граждане, включенные в Сводный список граждан по М. <данные изъяты> и в Список претендентов на соответствующий финансовый год.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

    определила:

    решение Подольского городского суда М. <данные изъяты> от                      <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу                          – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

33а-8799/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Брикман Н.Э.
Брикман А.Н.
Ответчики
Гусева Ольга Александровна в интересах Брикман Вячеслава Николаевича
Министерство Строительного Комплекса Московской области
Другие
Администрация г/о Подольск Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
13.03.2019Судебное заседание
26.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее