Дело № 2-700/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский 06 декабря 2012 года.
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Журкина В.В.,
при секретаре судебного заседания Глейкиной Н.С.,
с участием представителя истца комитета лесного хозяйства <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО2,
представителя ответчика ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета лесного хозяйства <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО2 к ФИО4, об обязании разработки проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в Новоаннинский районный суд с исковым заявлением к ФИО4, об обязании разработки проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок, в котором указывает, что комитет лесного хозяйства <адрес> (ранее Управление лесного хозяйства администрации <адрес>) является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории <адрес>, в том числе уполномоченным осуществлять полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти <адрес>. ФИО4 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №л-14/12, имеет в аренде лесной участок (<адрес>. Новоаннинское лесничество, Новоаннинское сельское участковое лесничество, <данные изъяты> входящий в состав земельного участка (земли лесного фонда), площадью <данные изъяты> га для рекреационной деятельности (ведения сельского хозяйства). Согласно подпункту а пункту 10 договора аренды, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка, после государственной регистрации Договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В ходе проведения анализа исполнения арендаторами лесных участков требований федерального законодательства о разработке проекта освоения лесов, установлено, что арендатором лесного участка ФИО4 в течении 5 месяцев не разработан проект освоения лесов и не предоставлен на государственную экспертизу. Действующим законодательством установлено, что с целью рационального, безопасного использования лесов и их охраны, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду и постоянное (бессрочное) пользование обязаны в установленном порядке разрабатывать проекты освоения лесов с проведением последующей государственной экспертизы проектов. В каждом проекте освоения лесов указаны положения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Данные мероприятия разрабатываются в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах. Отсутствие проектов освоения лесов с разработанными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, при сложившейся в последнее время пожароопасной обстановке в регионе, способствует распространению пожаров и негативному воздействию на окружающую среду. В нарушении действующего законодательства на протяжении 5 месяцев с момента подписания договора арендатором ФИО4 не разработан проект освоения лесов арендованного участка и не предоставлен на государственную экспертизу. Просит суд обязать ФИО4 разработать проект освоения лесов для арендуемого лесного участка площадью <данные изъяты> га, входящего в состав земельного участка (земли лесного фонда), площадью <данные изъяты> расположенного: <адрес>, Новоаннинское лесничество, Новоаннинское сельское участковое лесничество, <данные изъяты>, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №л-14/12 и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы, в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 поддержал исковые требования, просит суд их удовлетворить и обязать ФИО4 в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов для арендуемого по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №л-14/12 лесного участка площадью <данные изъяты>, входящего в состав земельного участка (земли лесного фонда), площадью 4821 га, расположенного по адресу: <адрес>, Новоаннинское лесничество, Новоаннинское сельское участковое лесничество, <данные изъяты>, и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы.
Ответчик ФИО4, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства (л.д. 38), в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении (л.д. 44) просит рассмотреть дело в его отсутствие, представлять свои интересы доверяет ФИО3
Представитель ответчика ФИО4 по доверенности ФИО3 в судебном заседании с иском Комитета лесного хозяйства <адрес> не согласен, полагает, что он удовлетворению не подлежит, так как в договоре аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №л-14/12 не установлен пятимесячный срок разработки проекта освоения лесов и предоставления его на государственную экспертизу. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ его доверителем ФИО4 было подано заявление о расторжении вышеуказанного договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №л-14/12. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица ГКУ ВО «Новоаннинское лесничество», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства (л.д. 39), в судебное заседание не явился, причин неявки и их уважительности суду не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд, полагает, что исковое заявление Комитета лесного хозяйства <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 24, ч.1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Исходя из ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 89 Лесного кодекса РФ.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3)проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Исходя из ч. 1, 2, 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, законодательно однозначно закреплено, что с целью рационального, безопасного использования лесов и их охраны, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду и постоянное (бессрочное) пользование обязаны в установленном порядке разрабатывать проекты освоения лесов с проведением последующей государственной экспертизы проектов.
В судебном заседании установлено, что Комитетом лесного хозяйства <адрес>, в лице председателя Комитета ФИО6 и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды лесного участка (л.д. 4-6) общей площадью <данные изъяты> га, имеющего место положение: <адрес>. Новоаннинское лесничество, Новоаннинское сельское участковое лесничество, <данные изъяты>, входящий в состав земельного участка (земли лесного фонда), площадью 4821 га с кадастровым номером 34-34-12/020/2008-461, на который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации (л.д. 7). Разрешенное использование арендуемого лесного участка – для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Пунктом 11 договора к обязанностям арендатора отнесено в установленном законе порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно п. 1.1 «Положения о комитете лесного хозяйства Волгоградской области», утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской обл. от 03.07.2012 N 553, Комитет лесного хозяйства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях лесного фонда на территории Волгоградской области, а также государственное управление защитным лесоразведением на территории Волгоградской области.
В соответствии с поручением прокуратуры <адрес> Комитетом лесного хозяйства <адрес> было дано задание (л.д. 17) директорам подведомственных государственных казенных учреждений, в том числе и директору ГКУ ВО «Новоаннинское лесничество», проанализировать информацию по арендаторам лесных участков, у которых отсутствуют проекты освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (вне зависимости от того, осуществляется ли арендатором использование лесного участка). В ходе проведения анализа исполнения арендаторами лесных участков требований федерального законодательства о разработке проекта освоения лесов, установлено, что арендатором лесного участка ФИО4 в течении 4 месяцев 20 дней не разработан проект освоения лесов и не предоставлен на государственную экспертизу. В результате этого, ФИО4 не обеспечиваются меры пожарной безопасности в лесах и иные требования рационального использования лесов. Согласно информации Комитета лесного хозяйства <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 отсутствует проект освоения лесов (л.д. 18).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих разработку проекта освоения лесов, получения положительного заключения государственной экспертизы представителем ответчика и ответчиком в судебное заседание представлено не было.
Доводы представителя ответчика в судебном заседании и ответчика, изложенные в письменном возражении (л.д. 40) о том, искровое заявление Комитета лесного хозяйства <адрес> не подлежит удовлетворению на том основании, что договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №л-14/12 не предусматривает разработку проекта освоения лесов для арендуемого лесного участка в течение 5 месяцев суд находит несостоятельными, так как согласно п. 10 договора аренды лесного участка, заключенного между «Арендодателем» комитетом лесного хозяйства <адрес> и «Арендатором» ФИО4, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора только после подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и предоставлением «Арендодателю» в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации к использованию лесного участка в соответствии с условиями данного договора аренды.
С момента заключения вышеуказанного договора аренды до момента обращения истца в суд прошло 4 месяца 20 дней, то есть около 5 месяцев, о чём истец и указал в исковом заявлении.
Не состоятельны ссылка ответчика и его представителя на то, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО4 было подано заявление о расторжении договора аренды лесного участка №л-14/12 от ДД.ММ.ГГГГ. Изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским Кодексом РФ, другими законами или договором (ст. 450 ГК РФ). Согласно раздела V п. 17 договора аренды лесного участка №л-14/12 от ДД.ММ.ГГГГ по требованию одной из сторон указанный договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях указанных в разделе VІ указанного договора аренды №л-14/12 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно раздела VІ п. 18 договора – настоящий договор прекращает действие в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно ст. 620 ГК РФ, по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:
1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;
3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;
4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.
Согласно п. 19 раздела VІ Договора, расторжение настоящего договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случаях нарушения другой стороной условий настоящего Договора.
Согласно п. 19 раздела VІ Договора, срок действия настоящего договора устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из вышеизложенного следует, что договор аренды лесного участка №л-14/12 от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает его расторжение по соглашению сторон или в одностороннем порядке. Договор аренды может быть расторгнут только в судебном порядке.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, договор аренды лесного участка №л-14/12 от ДД.ММ.ГГГГ был заключен между Комитетом лесного хозяйства <адрес> и ФИО4 Заявление о расторжении договора аренды ФИО4 подано ГКУ ВО «Новоаннинское лесничество», не являющимся стороной по данному договору.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 24, 25, 53, 53.1, 71, 72, 88, Лесного кодекса РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление комитета лесного хозяйства <адрес> – удовлетворить.
Обязать ФИО4 в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов для арендуемого по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №л-14/12 лесного участка площадью <данные изъяты> га, входящего в состав земельного участка (земли лесного фонда), площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, Новоаннинское лесничество, Новоаннинское сельское участковое лесничество, <данные изъяты>, и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы.
Взыскать с ФИО4 в доход бюджета, в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ, государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Новоаннинский районный суд.
Судья В.В. Журкин.
Мотивированное решение суда изготовлено
в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ,
напечатано с помощью компьютера.