УИД 28RS0№-25
Дело № 2-138/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ивановка «24» июля 2020 г.
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Баженовой Е.В.
при секретаре ФИО10
с участием ответчика Литвиненко (Козловой) Евгении Борисовны,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Ивановка гражданское дело № 2-138/2020 по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по «ВВО» к Литвиненко (Козловой) Евгении Борисовне, Козловой Валентине Сергеевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по «ВВО» обратилось в Ивановский районный суд Амурской области с указанным исковым заявлением к Литвиненко (Козловой) Евгении Борисовне и Козловой Валентине Сергеевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, обосновывая исковые требования тем, что приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее - Учреждение), основными целями которого определены содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. На основании договора № 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 26.09.2017г. (далее Договор управления), с 01.11.2017 года управление специализированным жилищным фондом военных городков министерства обороны РФ осуществляет управляющая организация ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России). Согласно условиям данного договора ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оказывает услуги по управлению жилищным фондом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставляет коммунальные услуги нанимателям жилых помещений и членам их семей (п.2.1); осуществляет расчеты и сбор платы: за пользование жилым помещением (платы за найм), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей (п.4.1.1), за коммунальные услуги (п.4.1.2), за дополнительные услуги (п.4.1.3); имеет право требовать платы от Нанимателей, в случае не поступления платы от них в соответствии с законодательством РФ и договором сроки (п.3.1.3); обязана взыскивать с виновных лиц сумму неплатежей и ущерба, нанесенного несвоевременной и (или) неполной оплатой за пользование жилыми помещениями (платы за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги (п.3.1.4). В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>-2, <адрес>, а также предоставляет коммунальные услуги в данном доме. Наниматель жилого помещения Литвиненко (Козлова) Евгения Борисовна проживающая с дочерью Козловой Валентиной Сергеевной по адресу: <адрес>-2, <адрес>, не оплатила предоставленные ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России жилищно-коммунальные услуги, в результате чего за период с 01 июля 2018 года по 31 июля 2019 года образовалась задолженность в сумме 61 230,36 рублей, до настоящего времени задолженность не погашена. 06.09.2019 года мировым судьей Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 2 был вынесен судебный приказ №2-1278/2019 г. о взыскании с Литвиненко (Козловой) Евгении Борисовны и Козловой Валентины Сергеевны в пользу истца указанной задолженности, однако в связи с поступившими возражениями 23.12.2019 г. судебный приказ был отменен.
На основании изложенного, ссылаясь на положения статей 153-155, 67, 69 ЖК РФ, просят взыскать с Литвиненко (Козловой) Евгении Борисовны и Козловой Валентины Сергеевны в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ задолженность по оплате за содержание жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за период с 01 июля 2018 года по 31 июля 2019 года в сумме 61 230,36 рублей.
В письменных пояснениях к исковому заявлению (вх. № 2595 от 19.05.2020 г.) представитель истца по доверенности № ЖКС 7-56 от 24.12.2019г., ФИО23. указала, что акта по консервации дома, расположенного по адресу: <адрес>-2, <адрес> нет, так как данный дом не законсервирован.
Козловой Е.Б. было предоставлено служебное жилое помещение по договору найма № 579 от 17.08.2009 г. Совместно с ней на основании договора проживают Козлов С.С. и Козлова В.С. Согласно ст.ст.67-68,71 ЖК РФ обязанность по сохранению жилого помещения и содержанию его в надлежащем состоянии после передачи его нанимателю полностью ложится на нанимателя, а не на управляющую организацию, до момента сдачи жилого помещения. Документ о сдаче жилого помещения Козловой Е.Б. не предоставлен. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ. Ответчиком не представлено документов о предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также доказательств обращения в управляющую организацию по снятию начислений в связи с не предоставлением коммунальных услуг или о перерасчете в связи с не проживанием по месту регистрации. На основании правовой позиции Верховного Суда РФ плату за коммунальные услуги обязан вносить не только проживающий в квартире собственник, но и граждане, зарегистрированные в данном жилом помещении, вне зависимости от того проживают они там или нет (решение от 10.09.2008 г. ГКПИ08-1540).
В письменных пояснениях к исковому заявлению (вх. № 3813 от 17.07.2020 г.) представитель истца по доверенности № ЖКС 7-56 от 24.12.2019г., ФИО21 дополнила, что поскольку в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>-2, <адрес>, согласно поквартирной карточке и имеющейся в деле справки зарегистрированы Козлова Е.Б. и Козлова В.С., то управляющая организация не может передать данную квартиру собственнику – Министерству обороны РФ как пустующий фонд и законсервировать данный МКД.
Письменных возражений на иск от ответчиков Литвиненко (Козловой) Евгении Борисовны и Козловой Валентины Сергеевны не поступило.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от 27 апреля 2020 г. вынесенным по правилам ч. 2 ст. 224 ГПК РФ без удаления в совещательную комнату, в соответствии со ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне истца привлечено Министерство обороны РФ.
В письменном отзыве (вх. № 3210 от 19.06.2020 г.) представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности от 04.12.2018г., ФИО11, указала, что в соответствии с подп. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. В целях выполнения правомочий собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации заключило договор управления жилищным фондом от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1 с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Целью данного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном фонде. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>-2, <адрес>, а также предоставляет коммунальные услуги. Наниматель жилого помещения Козлова Е.Б., проживающая с дочерью Козловой В.С. по указанному адресу, не оплатила предоставленные ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России жилищно-коммунальные услуги, в результате чего за период с 01.07.2018 г. по 31.07.2019 г. образовалась задолженность в сумме 61 230,36 руб., которую они просят взыскать с ответчиков в пользу истца.
Одновременно просили рассмотреть дело без участия представителя Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе состоявшихся судебных заседаний ответчик Литвиненко (Козлова) Е.Б., с иском была не согласна, поскольку входная дверь в их подъезд длительное время, с осени 2014 г. заварена, подъезд законсервирован. Исковые требования предъявлены истцом за фактически не оказанные коммунальные услуги. По адресу: <адрес>-2, <адрес> период задолженности они с дочерью – Козловой Валентиной Сергеевной не проживали, ввиду невозможности проживания из-за аварийности жилья, они лишь сохраняют регистрацию по прежнему месту жительства. Просила отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Поясняла, что она работала кассиром в Доме офицеров в период с 02.10.1995г. по 01.10.2006 г., в связи с чем, ей, как нанимателю, на основании договора найма служебного жилого помещения была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>-2, <адрес>. Вместе с ней в указанную квартиру были вселены члены её семьи: сын ФИО7, который в настоящее время служит на Сахалине и дочь ФИО8, которая в данное время проживает на Камчатке. На сегодняшний день в указанной квартире зарегистрированы: она, её дочь-ФИО3 и внучка. Когда часть перевели, военнослужащие съехали, жилой фонд стали растаскивать и грабить. Год, с 2013 г. до окончания отопительного сезона 2014 г., где-то до июля месяца они с внучкой проживали одни во всем подъезде, было очень страшно, так как ночами подъезд просто разбирали, снимали батареи, двери, трубы, сантехнику. Дочь в это время работала вахтовым методом и в квартире практически не жила. С июля 2014 г. в спорной квартире они не проживают, где-то в октябре-ноябре 2014 г. их подъезд законсервировали, т.е. заварили входную дверь, чтобы предотвратить туда доступ, хотя в самом подъезде и в квартирах уже все было разобрано. Документы о консервации дома она предоставить не может, так как их ей никто не дает, все говорят, что таких документов нет, несмотря на то, что когда она последняя выехала из этого подъезда, дверь в их подъезд заварили, там изначально висела бумага с печатью, все знали, что этот подъезд законсервирован. С этого времени счета на оплату коммунальных услуг ей не приходили, она оплатила остатки и с июля 2014 г. оплату не производила, подъезд был законсервирован, никаких услуг не предоставлялось, платить было не за что. В тот период, за который им насчитали задолженность, они в квартире не проживали уже длительное время, несколько лет, в их подъезде, в квартирах на первом этаже уже не было стекол в окнах, он был отключен от отопления, все квартиры были разбиты, входная дверь в их подъезд была заварена. В других подъездах входные двери заварены не были. В настоящее время в городке уже несколько МКД законсервированы по <адрес>, 14, 16 и 18, есть ли на них официальные документы о консервации она не знает, но счета на оплату услуг жильцам приходить перестали.
Летом 2014 г. когда в их квартире было невозможно проживать она обратилась к технику Домоуправления ФИО12 с просьбой переселить её в пригодное для проживания жилое помещение на что последняя ей ответила, что пустых квартир много, пусть выбирает. Она заехала в <адрес>-2. При этом, она просила ФИО12 дать ей справку, что она переехала в другое жилое помещение и перерегистрировать её по новому адресу, но ФИО12 ей отказала, объяснив это тем, что такие справки они не дают, и, что собственник жилья – Министерство обороны РФ запретило регистрировать граждан в принадлежащих ему жилых помещениях. Договор найма, заключенный на прежнюю квартиру она не расторгала, квартиру не сдавала, с заявлением о закрытии лицевого счета не обращалась, так как считала, что поскольку подъезд законсервирован Домоуправлением, они в курсе сложившейся ситуации и самостоятельно решат эти вопросы.
Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ, в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: истца Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по «ВВО», просившего о рассмотрении настоящего дела в отсутствие их представителя; ответчика Козловой В.С. об уважительных причинах неявки суду не сообщившей и не просившей о рассмотрении дела в её отсутствие; представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне истца – Министерства обороны РФ, просивших о рассмотрении дела без участия их представителя.
Изучив доводы искового заявления и письменных пояснений к нему, а также позицию третьего лица – Министерства обороны РФ, изложенную в письменном отзыве, выслушав пояснения ответчика Литвиненко (Козловой) Е.Б., допросив свидетелей, исследовав материалы настоящего дела и материалы дела № 2-1278/2019, воспроизведя и исследовав видеозапись, предоставленную ответчиком Литвиненко (Козловой) Е.Б., суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. № 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее Учреждение), функции и полномочия учредителя которого осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Созданы филиалы Учреждения согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения и лицензии № 028 000205 от 15.08.2017 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ») зарегистрировано как юридическое лицо и имеет право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктами 12-13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий Минобороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
На основании договора № 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 26 сентября 2017 года, акта приема – передачи многоквартирного дома в управление от 31.10.2017г. ФГБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации наделено с 01.11.2017 года правом управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ, в том числе в отношении жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>-2, <адрес> (военный городок № 27). Данная организация оказывает услуги по управлению жилищным фондом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставляет коммунальные услуги нанимателям жилых помещений и членам их семей (п.2.1), при этом обладает правом и обязанностью осуществлять расчеты и сбор платы: за пользование жилым помещением (платы за найм), за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей, за коммунальные услуги, за дополнительные услуги (п.4.1.), а также имеет право требовать платы от Нанимателей, в случае не поступления платы от них в соответствии с законодательством РФ и договором сроки (п.3.1.3); обязана взыскивать с виновных лиц сумму неплатежей и ущерба, нанесенного несвоевременной и (или) неполной оплатой за пользование жилыми помещениями (платы за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги (п.3.1.4).
Принимая во внимание, предоставленные истцом документы, свидетельствующие о наличии у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в оперативном управлении имущества, обеспечивающего теплоснабжение и водоснабжение, оно имеет право оказывать жилищно-коммунальные услуги и является управляющей организацией по оказанию услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также услуг по содержанию жилья в <адрес> в многоквартирных домах.
Истцом заявлены исковые требования о взыскании задолженности по оплате за содержание жилого помещения и жилищно – коммунальные услуги за период с 01 июля 2018 года по 31 июля 2019 года к Козловой Евгении Борисовне (в связи с расторжением брака была присвоена фамилия Литвиненко, свидетельство о расторжении брака I-ОТ № 611421 от 14.03.2013 г.), как нанимателю жилого помещения – <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> – <адрес>, и к Козловой Валентине Сергеевне, как к члену семьи нанимателя жилого помещения, проживающей по указанному адресу.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ч.5 ст.100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч.ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 ЖК РФ, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ч.ч.2 - 4 ст. 31, ст. 65 и ч.ч. 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ, если иное не установлено другими федеральными законами.
На основании ст.678 ГК РФ, п.5 ч.3 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.2 ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с ч.3 ст.682 ГК РФ плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
По смыслу ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу положений ч.1 и ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.
Вышеуказанными правилами регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителем и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу требований ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу требований п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель услуг обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как уже указывалось выше, 26.09.2017 г. для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде, между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации (Управляющая организация) был заключен Договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации № 3-УЖФ/ВВО-1.
Согласно п.2.4 данного договора в отношении передаваемого в управление жилищного фонда Управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
Управляющая организация обязана (п.3.1.1 договора) обеспечивать содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, с техническими соглашениями, заключенными с Заказчиком (уполномоченным представителем). В случае оказания услуг ненадлежащего качества Управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет; предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества нанимателям и проживающим вместе с ними лицами, в соответствии с Перечнем коммунальных услуг, указанных в технических соглашениях, заключенных Заказчиком (уполномоченным представителем) с Управляющей организацией; уведомлять уполномоченный орган (ФГКУ «Востокрегионжилье») об освобождении жилых помещений и наличии пустующего жилищного фонда, с указанием номеров помещений, их площади, вносить в техническую документацию изменения, отражающие состояние дома, в соответствии с результатами проводимых осмотров и выполненных работ (п.3.1.10); в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, провести перерасчет платы за коммунальные услуги в порядке, установленном настоящим Договором (п.3.1.13).
Исходя из содержания правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в частности п.10 раздела II Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и пр.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п.13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества, и т.д.
В силу п.42 данных Правил именно управляющая организация отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из Положений предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (п.98 раздела IX), при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Таким образом, поскольку управление многоквартирным жилым домом, в котором проживают ответчики, осуществляет истец, именно на него в силу ч.2 ст.162 ЖК РФ возлагается обязанность оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела ответчиком Литвиненко (Козловой) Евгенией Борисовной, она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-2, <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения № 597 от 17.08.2009 г., заключенного с ней Домоуправлением № 7 Благовещенской КЭЧ действующей от имени собственника жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации. Согласно указанного договора совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены семьи: ФИО2 – сын, ФИО3 – дочь.
Литвиненко (Козлова) Е.Б. с 14.09.2009 года по настоящее время значится зарегистрированной в указанном жилом помещении, в том числе и в спорный период времени (с 01.07.2018 г. по 31.07.2019 г.), что подтверждается ксерокопией паспорта <данные изъяты><данные изъяты> Ивановского РОВД <адрес> на имя ФИО4, а также ксерокопией паспорта <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> на имя Литвиненко Е.Б.
Козлова В.С. согласно сведений о её регистрации указанных в паспорте <данные изъяты> 14.12.2011 г., зарегистрирована с 14.09.2009 г. по адресу: <адрес>-2, <адрес>, что также подтвердила в судебном заседании Литвиненко (Козлова) Е.Б.
За период с 01.07.2018 г. по 31.07.2019 г. ответчикам начислена оплата за водоотведение в размере 2 438,00 рублей, водоотведение на содержание общего имущества - 16,89 руб., отопление - 33 861,28 руб., содержание и текущий ремонт общего имущества помещения - 18 754,00 руб., холодное водоснабжение - 3 689,95 руб., обращение с ТКО/ТБО – 653,73 руб., найм жилья - 1 816,50 руб., что подтверждается расчетом суммы долга за жилое помещение, коммунальные услуги по счету № 1108105681 за период с 01.07.2018 г. по 31.07.2019 г.
Указанный расчет, нормативы, тарифы ответчиком Литвиненко (Козловой) Е.Б. при рассмотрении настоящего гражданского дела не оспаривались.
Вместе с тем, в ходе состоявшихся судебных заседаний ответчик Литвиненко (Козлова) Е.Б. оспаривала правомерность заявленных к ним с Козловой В.С. требований ссылаясь на то обстоятельство, что в указанный период времени они не проживали в <адрес>, ввиду невозможности проживания из-за аварийности жилья, коммунальные услуги им не оказывались, доступ в квартиру был невозможен так как в этот период времени входная дверь в их подъезд была заварена Домоуправлением.
Данные доводы нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Как следует из показаний, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО13 он видел, как его одноклассник ФИО24, который работал в ООО «Водоканал» сварщиком примерно в октябре 2017 года, точную дату он не помнит, заваривал подъезд № в <адрес>, по приказу начальника, чтобы не растаскивали имущество. В это время дом уже был не пригоден для проживания, окна были разбиты. Примерно после 2015 года там полная разруха, труб нет, все повырезали, с этого времени Козловы и не проживают в этом доме.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Копылов А.В. показал, что ответчики Козловы в <адрес> не живут, Козлова Е.Б. проживает по другому адресу, по <адрес>. Их выезд был связан с тем, что там ничего нет, ни труб, ни дверей, стекол в окнах нет, все разбито, с 2015 года в этом подъезде никто не живет. Он видел сам как заваривали подъезд, пытаясь хоть что-то сохранить. Подвод к дому уже закольцован и туда тепло не поступает. Он работает в котельной уже 4-5 лет и года 4 уже не отапливаются все три подъезда этого дома.
Из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля Каплуновой Е.В. следует, что она работает специалистом в администрации Новоивановского сельсовета <адрес> и владеет ситуацией относительно жилого фонда, расположенного в <адрес>-2. С 1998 года по 2017 год она работала в гарнизоне в Домоуправлении № 7, и в «Славянке» работала, то есть в организациях, которые обслуживали МКД в гарнизоне. Ей известно, что ответчики проживали в <адрес> -2, по <адрес>, квартиру она не помнит, но в первом подъезде. Когда Козловы съезжали, они должны были сдать квартиру в Домоупраление, Николаевой, что они не сделали. В данное время Козлова Е.Б. живет на <адрес> в <адрес>, куда переехала с целью улучшения жилищных условий, так как там площадь побольше, дом с горячей водой. Переехали они года 3-4 назад, офицеры все выехали, в доме никого не осталось, он был полупустой, Козлова Е.Б. боялась там оставаться. В первом подъезде жильцов нет, там никто не проживает около 4 лет. Дверь в этот подъезд была заварена управляющей или обслуживающей организацией где начальник Глазков. Заваривали подъезд для сохранности имущества, чтобы меньше разбивали и грабили. Дверь в первый подъезд была заварена до момента обращения истца в суд, в данное время дверь в подъезд вообще снята. Половина окон разбита, половину украли, батарей нет, радиаторов нет, но дом отапливался, первый подъезд также не мог быть отключен от отопления, так как все отопление закольцовано. Из-за отсутствия батарей отопление проходило только по стояку, но оно проходило, другой вопрос какого оно было качества. В подъездах, в которых проживают квартиросъёмщики, уборка проходит, а в подъездах в которых не живут люди никто не убирает. ФИО16 проживает по <адрес>, Бурмистрова по <адрес> не проживает, вещи только там находятся, ей предоставили квартиру, она проживает вроде по <адрес>, Поздняковы получили сертификат и съехали жили на <адрес> последний подъезд, Ширяева уехала в 2018 году жила по <адрес>, Оглодины зарегистрированы, но давно не живут по <адрес>, почему указанные лица подписывали акты выполненных работ, по <адрес>, фактически там не проживая, ей не известно. На сегодняшний день, в доме по <адрес> официально никакие коммуникации не отключены, ни отопление, ни вода. Дом частично разграблен, поснимали унитазы, батареи, ванные, но квартиросъёмщики самовольно съехали с квартир, их никто не выселял. Если ФИО22 хотели сдать квартиру, надо было обратиться в Домуправление к технику или к начальнику, составить акт по сдаче жилья, чтобы закрыли лицевой счет, выписаться. Но ФИО22 до сих пор там прописаны. В этом доме на сегодняшний день еще живет Степанова, Григорьев числится, в связи с чем, по жалобе Григорьева прокуратура обязывала истца сделать ремонт. Ей известно, что производили покраску, побелку, в каком подъезде она не знает.
Нахождение дома в аварийном состоянии и непригодном для проживания граждан подтверждается представленными ответчиком видеоматералами, а также материалами дела, в том числе представленными истцом.
Так, согласно акта осмотра технического состояния объекта ЖФ от 17.07.2020 г., по адресу: <адрес>-2, <адрес>, подъезд № 1 (квартиры с 1 по 20), был произведен внеплановый осмотр технического состояния объекта ЖФ на предмет его технического состояния, первого подъезда. В ходе осмотра установлено: имеется входная дверь в подъезд (металлическая), металлическая дверь имеет следы сварки; частично отсутствуют стояки канализации; отсутствует электропровод в МОП; отсутствует система отопления в МОП, квартирах; отсутствует система холодного водоснабжения в МОП, квартирах; в связи с большим количеством пустующих квартир санитарно-техническое оборудование частично отсутствует. Сделан вывод, что <адрес> квартиросъемщиком брошена, имеется регистрация. Настоящий акт является основанием для составления дефектной ведомости для определения состава и стоимости работ по восстановлению технического состояния квартиры.
Из рапорта УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ивановскому району лейтенанта полиции ФИО17 следует, что по <адрес>, зарегистрирована Козлова В.С., но фактически проживает со своей матерью Козловой Е.Б. по <адрес> (№ квартиры указан ошибочно, по факту в <адрес>, в связи с тем, что <адрес>-2 аварийный и проживать в данной квартире не возможно.
Как следует из справки Филиала ПАО «ДЭК» - «Амурэнергосбыт» Благовещенское отделение Ивановский районный участок, между абонентом Козловой Е.Б. проживающей по адресу: <адрес>-2, <адрес> участком ПАО «ДЭК» - «Амурэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения, что подтверждается лицевым счетом № ИВ30-00231. Заявление от потребителя о расторжении договора не поступало. При этом, расчет потребленной электроэнергии по л/с ИВ30-00231 не производится, так как в августе 2016 г. проведено обследование жилого помещения, <адрес> МЖД № <адрес>-2, сотрудником Ивановского участка ПАО «ДЭК» - «Амурэнергосбыт» агентом по сбыту ФИО18 и выявлено, что квартира брошена, ввод в квартиру демонтирован, подъездный щит демонтирован, потребления электроэнергии нет.
В подтверждение обоснованности заявленного иска, в материалы дела истцом представлен расчет суммы долга за жилое помещение, коммунальные услуги, вместе с тем, содержащиеся в нем сведения о предоставлении коммунальных услуг (ВО, ВО на СОИ, отопление, содержание и текущий ремонт общего имущества помещения, ХВС) документально не подтверждены.
К представленному истцом паспорту готовности дома по адресу: <адрес>-2, <адрес> эксплуатации в зимних условиях, где по результатам проверки готовности объекта к зиме 2019-2020 г.г. комиссия пришла к выводу о готовности данного объекта к эксплуатации в зимних условиях, суд относится критически, поскольку в нем не указана дата, указано количество подъездов 4, тогда как фактически в этом <адрес> подъезда, отсутствует согласование с главой администрации и подпись представителя органов местного самоуправления, акт подписан квартиросъемщиком ФИО19, который проживает в доме по адресу: <адрес>.
Более того, из акта общего сезонного (осеннего) осмотра объекта жилищного фонда (многоквартирный дом) от 24.09.2019 г., также представленного истцом следует, что отсутствуют стояки отопления и водоотведения в пустующих квартирах. Сделан вывод, что на основании осмотра установлено, что жилому дому необходим капитальный ремонт.
Что касается представленных актов выполненных работ, они не подтверждают выполнение указанных работ в подъезде, где находится квартира ответчиков, как было установлено в ходе рассмотрения дела в подтверждение исполнения услуги акты подписаны жильцами второго и третьего подъезда, жильцами <адрес>, 17 по <адрес>, выехавшими из спорного МКД жильцами, которые длительное время в этом доме не проживают. Акты и перечень выполненных работ по текущему ремонту свидетельствуют о проведении указанных работ во втором подъезде, тогда как ответчики проживали в первом подъезде, который согласно видеосъемке заварен, доступ в него прекращен.
Предоставленные стороной истца документы, подтверждающие наличие у истца имущества, обеспечивающего бесперебойное водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение, не свидетельствуют о том, что эти услуги были оказаны ответчикам.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств предоставления ответчикам коммунальных услуг. Тогда как ответчиком Литвиненко (Козловой) Е.Б. представлены доказательства того, что истцом коммунальные услуги ответчикам не предоставляются на протяжении длительного периода времени, в спорный период времени ответчики в жилом помещении по адресу: <адрес>-2, <адрес> не проживали и не проживают в настоящее время, в силу того, что дом не пригоден для проживания граждан, жильцы в первом подъезде, где расположена квартира ответчиков отсутствуют на протяжении 4-5 лет, входная дверь в подъезд была заверена Домоуправлением, в подъезде и расположенных в нем квартирах отсутствуют батареи, сантехника, стекла в окнах, двери, данные обстоятельства истцом не опровергнуты. Иного в ходе судебного разбирательства не установлено.
Следовательно, исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по «ВВО» к Литвиненко (Козловой) Евгении Борисовне, Козловой Валентине Сергеевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Федерального государственного Бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по «ВВО» к Литвиненко (Козловой) Евгении Борисовне, Козловой Валентине Сергеевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, за период с 01 июля 2018 года по 31 июля 2019 года в сумме 61 230, 36 рублей, - отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Ивановского районного суда Е.В. Баженова
Решение в окончательной форме изготовлено в течение шести рабочих дней –31 июля 2020 г.