Гражданское дело № 2-50/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 7 сентября 2016 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.
при секретаре Енговатых А.С.,
с участием представителя истца Миллер Д.А. – Суворова В.Н., представителей ответчика администрации г. Енисейска Красноярского края – Евланова О.О. и Устиненко А.В., третьего лица – Миллер Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Миллера Д.А. к администрации города Енисейска Красноярского края о признании незаконными распоряжений администрации г. Енисейска о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников жилищной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 годы, восстановлении в списке участников жилищной подпрограммы, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Миллер Д.А. в лице своего представителя по доверенности Суворова В.Н. обратился в суд с исковым заявлением о признании недействительными (незаконными) распоряжений администрации г. Енисейска № 1242 от 21.09.2015 г. «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников программы «Жилище на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», № 1325-р от 07 октября 2015 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 514-п, возложении обязанности на ответчика восстановить Миллера Д.А. и членов его семьи в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, и подпрограммы Красноярского края «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 514-п.
Требования мотивированы тем, что указанными распоряжениями истец был снят ответчиком с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из числа участников вышеназванных программ на основании ч. 1 п. 6 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выявлением в представленных им в орган, осуществляющий принятие на учет, документах сведений, не соответствующих действительности. Между тем, все документы были сданы им в полном объеме 10 декабря 2013 года, претензий относительно имеющихся недостатков ему не было предъявлено. В сентябре 2015 г. ему было указано на то, что он продал квартиру, не поставив об этом в известность администрацию г. Енисейска, что и явилось основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы. Между тем, намеренного ухудшения жилищных условий им не было осуществлено, при этом после продажи квартиры он все равно являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Также представитель истца просил взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов <<СУММА>> по оплате государственной пошлины и <<СУММА>> – за оформление доверенности представителя.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Суворов В.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований. Пояснил, что супруга истца – Миллер Ю.В. имела в собственности х/х долю квартиры, расположенной по адресу - <адрес>, общей площадью хх,х кв.м. Собственником другой х/х доли данной квартиры являлась ее сестра ФИО1 В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была ими продана за <<СУММА>>. На полученные от продажи квартиры денежные средства супругами Миллерами в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. была приобретена в долевую собственность всех членов семьи Миллер (по х/х доли за каждым членом семьи) квартира, общей площадью хх,х кв.м, расположенная по адресу <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.
В августе 2013 г. в семье родился третий ребенок. В декабре 2013 г. Миллер Д.А. обратился в администрацию г. Енисейска с заявлением о постановке его семьи в составе 5 человек (его, супруги и троих детей) на учет в качестве участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы; решением жилищной комиссии от 30 декабря 2013 года он с составом семьи 5 человека был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основанию – обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы и включен в список участников данной программы.
При этом, им были предоставлены все документы, в том числе, подтверждающие нахождение у семьи на праве общей долевой собственности выше указанной квартиры. Как на момент приобретения данной квартиры, так и после рождения третьего ребенка, учитывая приходящуюся на каждого члена семьи площадь жилого помещения, составляющую менее размера учетной нормы жилого помещения (12 кв.м.), семья истца являлась нуждающейся в жилом помещении.
Также представитель истца пояснил, что стоимость приобретённой квартиры по договору купли-продажи жилого помещения от 19 июня 2013 г. составляла <<СУММА>>. (средства материнского капитала), а фактически она была приобретена семьей Миллер у ее продавца (Ивановой Л.В., действующей в том числе в интересах несовершеннолетнего ФИО2) за <<СУММА>>. Эта сумма и была ими передана продавцу Ивановой Л.В. После продажи Миллер Ю.В. своей доли квартиры, расположенной по адресу <адрес>, все полученные ею по договору средства в полном объеме были направлены на приобретение квартиры по адресу – <адрес>. Полагал, что умышленного сокрытия факта продажи Миллер Ю.В. принадлежащей ей доли квартиры, и намеренного в связи с этим ухудшения жилищных условий с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, семьей Миллер не было допущено.
Представители ответчика Евланов О.О. и Устиненко А.В. в судебном заседании требования не признали, просили об отказе в иске, ссылаясь на то, что член семьи истца Миллер Ю.В. владела долей квартиры, расположенной по адресу - <адрес>, которую реализовала 13 мая 2013 года, о чем истец не поставил в известность администрацию г. Енисейска 10 декабря 2013 года, при обращении с заявлением и документами для признания в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; в связи с этим, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в дальнейшем, при обнаружении данного факта, истец был обоснованно снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из числа участников жилищной программы.
Третье лицо Миллер Ю.В. поддержала доводы представителя истца, полагая исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства строительства и ЖКХ Красноярского края в представленном отзыве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля Иванову Л.В., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что семья Миллера Д.А. в составе 5 человек, в том числе трое несовершеннолетних детей, с 07.08.2013 года (истец Миллер Д.А. – с 21.08.2013 г., сын ФИО3 – с ДД.ММ.ГГГГ.) зарегистрированы и проживают в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу <адрес>, принадлежащей им на праве общей долевой собственности (в размере х/х доли в праве каждому, за исключением Миллера Я.Д.); право собственности на квартиру зарегистрировано за истцом и членами его семьи в установленном законом порядке 21 июня 2013 года, что подтверждено свидетельствами о регистрации права от 21.06.2013 года.
Постановлением главы администрации г. Енисейска № 1788-р от 31 декабря 2013 на основании решения жилищной комиссии от 30 декабря 2013 года Миллер Д.А. с составом семьи 5 человек (в том числе супруга и трое детей) был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей», в виду обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
На основании поданного Миллером Д.А. 23 января 2014 года в администрацию г. Енисейска заявления о признании его семьи участником долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы и заявления о включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012-2015 годы, он и члены его семьи были включены в список молодых семей- участников данных программ.
Распоряжением главы администрации г. Енисейска № 81-р от 30 января 2014 года семья Миллера Д.А. была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках Муниципальной программы «Муниципальная поддержка населения города Енисейска» «Обеспечение жильём молодых семей» на 2013-2016 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы», утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 247-п (с последующими изменениями и дополнениями).
Распоряжением главы администрации г. Енисейска № 1242-р от 21 сентября 2015 года и в соответствии с решением заседания жилищной комиссии от 15 сентября 2015 года семья Миллер была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Распоряжением и.о. главы администрации г. Енисейска № 1325-р от 7 октября 2015 года семья Миллер также снята с учета в качестве нуждающейся а улучшении жилищных условий и исключена из числа участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года № 514-п. Ранее вынесенное распоряжение от 21.09.2015 г. № 1242-р признано утратившим силу.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Приложением N 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с названными Правилами правом формирования списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. п. 4, 17, 20, 21).
В силу положений п. п. 22 - 24 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ, на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в установленные сроки (п. 22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 10 дней, с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 24).
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
- молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил;
- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к Подпрограмме) участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая в том числе, условию признания нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В пункте 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Аналогичные условия были предусмотрены и долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 г. N 596-п, действовавшей до 01.01.2014 года.
Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 514-п утверждена и вступила с 01.01.2014 года в действие государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», в рамках которой также предусмотрена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2018 годы, которая реализует мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и ее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (в связи с окончанием срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», реализуемой ранее в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы).
При этом, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (являющимися приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы) предусмотрены те же условия и основания постановки граждан на учет и предоставления социальных выплат для приобретения жилья, аналогичные основаниям, предусмотренным ранее действующей подпрограммой.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 50 (части 4, 5) ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет, со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на момент признания семьи Миллер нуждающейся в жилом помещении, истец и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу - <адрес>, общей площадью хх, кв.м., принадлежащей на праве долевой собственности всем членам семьи Миллер (за исключением родившегося ДД.ММ.ГГГГ сына Миллера Я.Д.).
Как следует из пояснений представителя истца, третьего лица Миллер Ю.В. (супруги истца) данная квартира была приобретена семьей на основании договора купли –продажи, заключенного Миллерами с ФИО4 стоимость квартиры по договору составила <<СУММА>> Расчет по договору в указанном размере на основании п. 4 договора производился за счет денежных средств, предоставляемых по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, выданному на основании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № хх, посредством зачисления средств на расчётный счет продавца, открытый в Восточно-Сибирском Сбербанке РФ. При этом согласно устному соглашению между продавцом квартиры Ивановой Л.М. и покупателями Миллерами, фактическая стоимость квартиры по договору купли-продажи составила <<СУММА>>.
Также представитель истца и третье лицо пояснили, что недостающая сумма денежных средств (<<СУММА>>) была передана продавцу квартиры наличными денежными средствами, без оформления письменной расписки в ее получении. Указанные обстоятельства подтверждены также показаниями допрошенного свидетеля ФИО4, которая подтвердила фактическую стоимость квартиры, оговоренную сторонами при заключении договора купли-продажи квартиры (<<СУММА>>) и получение данной суммы посредством перечисления средств материнского капитала на расчетный счет свидетеля и получения ею от Миллеров наличными денежной суммы в размере <<СУММА>>, без оформления письменной расписки в ее получении.
Также из пояснений представителя истца, третьего лица, материалов дела следует, что Миллер Ю.В. (супруге истца) принадлежала на праве долевой собственности (в размере х/х доли) квартира, общей площадью хх,х кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в которой семья Миллер проживала и была зарегистрирована по месту жительства до мая 2013 года (что подтверждается копиями паспортов истца и его супруги). Вторым сособственником данной квартиры являлась ФИО1 (сестра Миллер Ю.В). На основании договора купли-продажи от 6 мая 2013 года данная квартира была передана Миллер Ю.В. и ФИО1 в собственность ФИО5 за <<СУММА>> Как пояснил представитель истца и третье лицо Миллер Ю.В., полученная от продажи х/х доли квартиры сумма (половина стоимости квартиры по договору) была направлена ею и ее супругом Миллером Д.А на оплату стоимости приобретенной 19.06.2013 года квартиры, расположенной по адресу <адрес> При этом, продажа своей доли выше указанной квартиры была ею осуществлена с целью улучшения жилищных условий своей семьи.
Из пояснений представителя ответчика и материалов дела (выписки из протокола заседания жилищной комиссии от 15.09.2015 г.) установлено, что снятие семьи Миллер с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключение из списка участников жилищной программы осуществлено в виду отчуждения Миллер Ю.В. принадлежащей ей х/х доли в праве на квартиру, расположенную по адресу - <адрес>, общей площадью хх,х кв.м. (о чем не было сообщено администрации г. Енисейска при обращении Миллер Д.А. в декабре 2013 года с заявлением о постановке на учет) и наличия в собственности семьи еще одного жилого помещения, общей площадью 46,2 кв.м, расположенного по адресу- <адрес>. При этом жилищная комиссия исходила из совокупности площадей указанных жилых помещений и приходящейся на каждого члена семьи Миллер жилой площади в 13,7 кв.м (44,6/2+46,2)/5)), что превышало установленную решением Енисейского городского Совета депутатов от 13.06.2005 г. № 4-13 учетную норму площади жилого помещения на территории г. Енисейска, приходящегося на одного человека (12 кв.м).
Между тем, х/х доля в праве на выше указанную квартиру была реализована супругой истца с целью дальнейшего приобретения в собственность семьёй Миллер отдельного жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу- <адрес>, то есть с целью улучшения жилищных условий семьи. Денежные средства от продажи доли квартиры были направлены семьей именно на улучшение своих жилищных условий, а учитывая, что на данный момент семья не обращалась с заявлением к ответчику о признании в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и не состояла в качестве таковой на учете для участия в жилищной программе, данные действия не свидетельствуют о намеренном ухудшении истцом и членом его семьи своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете для получения социальной выплаты. При этом, как на момент приобретения квартиры (на 21.06.2013 г.), с учетом ее общей площади и приходящегося на каждого члена семьи Миллер площади жилого помещения (46,2/4=11,55), так и в дальнейшем после рождения ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка, истец и члены его семьи имели право на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На дату подачи истцом соответствующего заявления в администрацию г. Енисейска (на 10.12.2013 г.) о признании нуждающимся его и членов его семьи в составе пяти человек в улучшении жилищных условий для участия в жилищной программе, и на дату признания их в качестве таковых администрацией г. Енисейска (на 30.12.2013 года), семья Миллер имела в собственности только одно жилое помещение, расположенное по адресу – <адрес>, в котором была зарегистрирована по месту жительства.
Таким образом, с учетом положений ч.2 ст. 51 ЖК РФ, как при определении нуждаемости семьи в жилом помещении на заседании жилищной комиссии 30.12.2013 года, так и в дальнейшем при вынесении 15.09.2015 года решения жилищной комиссией о снятии семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из числа участников жилищной программы, площадь жилого помещения по адресу- <адрес> в размере х/х ее доли (22,3 кв.м) не могла учитываться при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи Миллер, поскольку долевым собственником выше указанной квартиры член истца Миллер Ю.С. уже не являлась, а осуществленные ранее ее действия по реализации своей доли квартиры не свидетельствовали о намеренном ухудшении истцом и членом его семьи своих жилищных условий с целью дальнейшего приобретения права состоять на учете для получения социальной выплаты.
Таким образом, исходя из положений ч. 4 и 5 ст. 50, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, с учетом площади занимаемой семьей Миллер квартиры ( 46,2 кв.м), принадлежащей им на праве долевой собственности, расположенной по адресу – <адрес>, и приходящейся на каждого члена семьи площади жилого помещения 9,2 кв.м (46,2/5), что составляло менее установленного на территории г. Енисейска размера учетной нормы площади жилья на одного человека (12 кв.м), суд приходит к выводу, что на момент признания семьи Миллер нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в жилищной программе, истец и члены его семьи соответствовали критериям, установленным выше указанным Правилам и условиям участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы», а также краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012 - 2015 годы.
При таких обстоятельствах принятые ответчиком распоряжения № 1242-р от 21 сентября 2015 года и последующее распоряжение № 1325-р от 7 октября 2015 года о снятии истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из числа участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2018 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», в рамках которой реализуются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, являются незаконными.
В целях восстановления нарушенных прав истца следует обязать ответчика восстановить Миллер Д.А. с составом семьи пять человек в списке участников указанной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся также расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимые расходы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Представитель истца просил возместить Миллер Д.А. за счет ответчика понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и нотариальному оформлению доверенности на представление его интересов в размере <<СУММА>>
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с администрации г. Енисейска в пользу Миллер Д.А. подлежит взысканию в качестве возврата уплаченная им при обращении в суд государственная пошлина в размере <<СУММА>>, подтверждённая соответствующим чеком-ордером от 28.09.2015 года.
В то же время суд находит требование о возмещении расходов по оформлению доверенности не подлежащим удовлетворению.
В абз. 3 п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» предусмотрено, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Из представленной в материалы дела удостоверенной нотариусом Енисейского нотариального округа Красноярского края Зайцевым А.М. доверенности от 28.09.2015 года, выданной истцом на представление его интересов Суворову В.Н., и оплаченной по тарифу в размере <<СУММА>> не следует, что данная доверенность выдана для участия в конкретном деле или конкретном судебном заседании. Таким образом, расходы по нотариальному оформлению доверенности на указанного представителя в размере <<СУММА>> не могут быть признаны судебными издержками, поскольку имеющаяся в деле доверенность не уполномочивает представителя истца на представление его интересов в конкретном споре или конкретном судебном заседании, в связи с чем в их взыскании истцу следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Миллер Д.А. удовлетворить.
Признать незаконными распоряжения администрации города Енисейска Красноярского края № 1242 от 21 сентября 2015 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников программы «Жилище»» на 2011-2015 годы», № 1325-р от 7 октября 2015 года «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края на 2014-2017 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года.
Обязать администрацию города Енисейска Красноярского края восстановить Миллера Д.А. с составом семьи пять человек в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2018 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, с учетом номера очередности на момент принятия решения об исключении его из списка очередности.
Взыскать с администрации г. Енисейска Красноярского края в пользу Миллера Д.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере <<СУММА>>
В удовлетворении требования о взыскании расходов по удостоверению доверенности Миллеру Д.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ