Судебный акт #1 (Определение) по делу № 3а-128/2020 (3а-923/2019;) ~ М-739/2019 от 04.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Ифио

10 июля 2020 года                                                            <данные изъяты>,

                                                                                                фио <данные изъяты>

фио областной суд в составе:

председательствующего судьи Вердияна Г.В.,

при секретаре ведении протокола помощником судьи фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-128/2020 по административному исковому заявлению фио о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

                                                  у с т а н о в и л:

фио (далее также административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и в обоснование своего требования указал, что решением фио-Прудского районного суда фио <данные изъяты> от <данные изъяты> на администрацию городского округа фио возложена обязанность выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 50:39:0050602:152 по адресу: фио <данные изъяты>, р. п. фио, <данные изъяты>, без проведения государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований.

Решение вступило в законную силу <данные изъяты>. Несмотря на это административный ответчик в установленный срок не сообщил об исполнении решения суда, в связи с этим <данные изъяты> он, административный истец, обратился к главе администрации городского округа фио о добровольном исполнении решения суда.

<данные изъяты> ему было предложено подать новое заявление о выдаче разрешения на строительство дома, игнорируя при этом судебный акт. По данному поводу обращался к прокурору, который также поддержал позицию органа местного самоуправления.

<данные изъяты> обратился в суд с заявлением о разъяснении решения суда. <данные изъяты> судом было вынесено определение, в котором разъяснена необходимость получения исполнительного документа и предъявления его к исполнению.

Как указывает административный истец, <данные изъяты> он обратился в суд с заявлением об оформлении исполнительного листа и отправлении его в УФСПП по фио <данные изъяты> для принудительного исполнения судебного решения. Исполнительное производство было возбуждено <данные изъяты>.

Исчисляя срок исполнения решения суда с <данные изъяты>, когда истек установленный судом месячный срок для добровольного исполнения решения суда, по дату обращения в суд с административный иском, по расчёту административного истца просрочка исполнения судебного акта составляет 338 дней.

Исходя из среднего разумного значения компенсации 2 евро в день, административный истец просит взыскать с административного ответчика в качестве компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок сумму, эквивалентную 676 евро (338 х 2), что равно 48 570,6 рублям.

Представителем административного ответчика – администрации городского округа фио на административное исковое заявление фио принесены письменные возражения, в которых отмечается несостоятельность заявленного требования. Указывается, что административный истец не совершал действий по надлежащему обращению в орган местного самоуправления для выдачи разрешения на строительство дома путем предъявления исполнительного листа для исполнения судебного акта. По мнению административного ответчика имеет место злоупотребление гражданскими правами со стороны фио в связи с чем он просит отказать в удовлетворении заявленного последним административного иска.

Административный истец в судебное заседание не явился, в направленном в адрес суда заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков – администрации городского округа фио <данные изъяты> и Финансового управления администрации городского округа фио <данные изъяты> фио в судебном заседании заявленный административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.

Заслушав объяснения представителя административных ответчиков, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федеральный закона № 68-ФЗ <данные изъяты> № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Закона о компенсации при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Из разъяснений, содержащихся пунктах 40, 47, 48, 49, 55, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», следует, что при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, предпринимаемых в целях осуществления уголовного преследования, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.

Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При оценке своевременности мер, принимаемых судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, органом дознания, дознавателем, а также органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.

Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства РФ, часть 4 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, часть 4 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, часть 4 статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства РФ, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 Кодекса административного судопроизводства РФ, статья 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статья 434 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим Судом за аналогичные нарушения.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от <данные изъяты> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 36 которого содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела <данные изъяты>а-222/2018, истребованного из производства фио-Прудского районного суда, <данные изъяты> фио обратился в суд с административным иском к администрации городского округа фио <данные изъяты> об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство дома. В тот же день определением судьи административное исковое заявление фио принято к производству суда (л. д. 1-2 адм. дела <данные изъяты>а-222/2018).

Решением фио-Прудского районного суда фио <данные изъяты> от <данные изъяты> предъявленный фио административный иск удовлетворен.

Суд обязал администрацию городского округа фио <данные изъяты> выдать фио разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 50:39:0050602:152 по адресу: фио <данные изъяты>, р. п. фио, <данные изъяты>, без проведения государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований (л. д. 63-70 адм. дела <данные изъяты>а-222/2018).

<данные изъяты> фио обратился в администрацию городского округа фио <данные изъяты> с требованием о добровольном исполнении решения суда от <данные изъяты>.

<данные изъяты> за <данные изъяты> им получен письменный ответ на обращение о том, что для получения государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории фио <данные изъяты>» ему необходимо подать заявление посредством портала государственных и муниципальных услуг фио <данные изъяты> и прикрепить решение фио-Прудского районного суда фио <данные изъяты> от <данные изъяты> к заявлению (л. д. 84 адм. дела <данные изъяты>а-222/2018).

<данные изъяты> фио обратился в суд с заявлением о разъяснении решения суда (л. д. 87 адм. дела <данные изъяты>а-222/2018).

Определением фио-Прудского районного суда фио <данные изъяты> от <данные изъяты> разъяснено решение суда от <данные изъяты> по административному делу <данные изъяты>а-222/2018. Указано, что решение подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления в законную силу, на администрацию городского округа фио <данные изъяты> возложена обязанность сообщить суду об исполнении решения суда.

<данные изъяты> фио подана частная жалоба на определение суда от <данные изъяты> (л. д. 101-102 адм. дела <данные изъяты>а-222/2018).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам фио областного суда от <данные изъяты> определение фио-Прудского районного суда фио <данные изъяты> от <данные изъяты> оставлено без изменения (л. д. 115-116 адм. дела <данные изъяты>а-222/2018).

<данные изъяты> административный истец обратился в фио-Прудский районный суд фио <данные изъяты> с заявлением об оформлении исполнительного листа и направлении его в службу судебных приставов для принудительного исполнения (л. д. 119 адм. дела <данные изъяты>а-222/2018).

<данные изъяты> фио-Прудским районным судом фио <данные изъяты> на имя начальника фио-<данные изъяты> отдела УФССП фио по фио <данные изъяты> направлен исполнительный лист серии <данные изъяты> для принудительного исполнения решения суда по административному делу <данные изъяты>а-222/2018 (л. д. 121-123 адм. дела <данные изъяты>а-222/2018).

<данные изъяты> постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП <данные изъяты> УФССП фио по фио <данные изъяты> возбуждено исполнительное производство в отношении должника – администрации городского округа фио <данные изъяты> и на него возложена обязанность выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилого строительства на земельном участке в пользу взыскателя фио (л. д. 36-37 адм. дела <данные изъяты>).

<данные изъяты> на основании решения фио-Прудского районного суда фио <данные изъяты> от <данные изъяты> администрацией городского округа фио <данные изъяты> фио выдано разрешение на строительство жилого дома на земельном участка с кадастровым номером 50:39:0050602:152 с указанием кадастрового квартала, в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства (л. д. 73-74 адм. дела <данные изъяты>).

В части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ содержится императивное правило, согласно которому случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.         Пленум Верховного Суда РФ в пункте 1 постановления от <данные изъяты> <данные изъяты> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ или частью 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий.

Таким образом, законодательством предусмотрен порядок обращения в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок – обращение возможно после истечения шестимесячного срока, который в данном случае начинает исчисляться со дня вступления решения в законную силу применительно к положениям статьи227 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Исчисляя период неисполнения административным ответчиком судебного акта, суд исходит от даты вступления в законную силу судебного решения от <данные изъяты>, то есть с <данные изъяты> (17 число выходной) и до дня исполнения судебного акта <данные изъяты>, что составляет 1 год 2 месяца 25 дней. Данный срок для исполнения судебного акта находит чрезмерным.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закона № 136-ФЗ) местное самоуправление, составляя одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обязано обеспечивать в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

К вопросам местного значения городского поселения согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 136-ФЗ (п. 6 в ред. Федерального закона от <данные изъяты> № 93-ФЗ), относится, в том числе, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с положениями статьи 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1).

Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами (часть 2).

Судом установлено, что администрация городского округа фио <данные изъяты>, призванная создавать, в том числе гражданам, условия для жилищного строительства, направленные на реализацию прав на обеспечение жилищных условий, действовала вопреки приведенным требованиям закона.

Так, в противоречие части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, фио по причине отсутствия государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований указанный муниципальный орган власти <данные изъяты> безосновательно отказал в выдаче разрешения на строительство, вынуждая последнего отстаивать свои права в судебном порядке.

Более того, продолжая создавать фио препятствия в реализации законных прав, в течение длительного периода времени не исполнял судебный акт, обязывающий муниципальный орган выдать разрешение на строительство дома.

Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).

Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства по делу, с учетом принципов разумности, справедливости и сложившейся судебной практики, суд полагает достаточным размером присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок сумму 30 000 рублей.

При этом суд исходит из того, что присуждение денежной компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не преследует цель возместить лицу материальный ущерб, или компенсировать причиненный моральный вред.

Суждения представителя административных ответчиков в судебном заседании о том, что несвоевременное исполнение судебного акта вызвано в основном по причине ненадлежащего обращения фио в орган местного самоуправления, суд находит несостоятельными и противоречащими установленным судом обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                               р е ш и л:

административное исковое заявление фио о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить фио денежную компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Взыскать с администрации городского округа фио <данные изъяты> в лице Финансового управления администрации городского округа фио <данные изъяты> за счет средств муниципального бюджета в пользу фио компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта разумный срок в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Взысканные денежные средства перечислить фио по следующим реквизитам:

Получатель: фио,

номер счета:40<данные изъяты>,

фио получателя: ПАО «СБЕРБАНК фио»,

БИК: 044525225,

Корреспондентский счет: 30<данные изъяты>,

ИНН: 7707083893.

Назначение платежа: для зачисления на счет фио.

В удовлетворении административного иска о взыскании денежной компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в большем размере фио отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через фио областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Текст мотивированного решения изготовлен <данные изъяты>.

Судья                                                                                     Г.В. Вердиян

3а-128/2020 (3а-923/2019;) ~ М-739/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фурсов А.И.
Ответчики
Министерство Финансов РФ
Суд
Московский областной суд
Судья
Вердиян Г.В.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
04.07.2019Регистрация административного искового заявления
04.07.2019Передача материалов судье
05.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2019Предварительное судебное заседание
14.10.2019Предварительное судебное заседание
14.11.2019Предварительное судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
06.05.2020Производство по делу возобновлено
06.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее