Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-128/2019 ~ М-100/2019 от 07.03.2019

Дело № 2 – 128/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кемь, Республика Карелия       22 апреля 2019 года

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи     Гордевич В.С., при секретаре         Скорняковой В.В.,

с участием помощника прокурора                                                                           Демьяка Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Кемского муниципального района к Кондратенко А.А. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения и обязании заключить договор социального найма,

у с т а н о в и л:

Администрация Кемского муниципального района обратилась в суд с названным иском к Кондратенко А.А. по тем основаниям, что на основании заключения Межведомственной комиссии от 11.12.2006 года № 3-56, администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление от 14.12.2006 года № 743-а «Об утверждении Акта обследования жилых домов по ул. Гидростроителей в г. Кеми», согласно которому <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» многоквартирный <адрес> в <адрес> РК, включен в региональную адресную программу (№ 474 Перечня аварийных многоквартирных домов).

Собственником жилого помещения общей площадью    8,3 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, комн. 3 является Кондратенко А.А. Во исполнение Постановления № 129-П, администрацией Кемского муниципального района приобретено изолированное жилое помещение общей площадью 9,3 кв.м по адресу: <адрес>, комн. 3. Указанное жилое помещение расположено в черте города Кемь, имеет общую площадь 9,3 кв.м соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещением статьями 15, 16 Жилищного кодекса РФ, раздела II. «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, что в сравнении с занимаемым Ответчиком в настоящее время жилым помещением является улучшением жилищных условий. Ответчик устно уведомлен сотрудником отдела ЖКХ администрации о приобретении для его переселения жилого помещения и 19 февраля 2019 года он предоставил письменный отказ о переселении, мотивированный нежеланием совместного проживания с соседом по коммунальной квартире Т. Постановлением администрации Кемского муниципального района от 05.03.2019 года № 222 «О распределении жилых помещений», жилое помещение по адресу: <адрес>, комн. 3, предоставлено в собственность Кондратенко А.А. с заключением договора мены жилых помещений на жилое помещение по адресу: <адрес>, комн. 3. О необходимости заключения договора мены жилых помещений ответчик уведомлен заказным письмом от 28.02.2019 года № 01-21/609. Информация о получении ответчиком указанного почтового отправления в настоящее время отсутствует.

В связи с необходимостью сноса аварийного многоквартирного дома по адресу РК, <адрес>, в рамках реализации Адресной Программы Кемского городского поселения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы, утверждённой решением Совета Кемского городского поселения от 25.04.2014 г. № 9-3/37 (в редакции решения от 20.06.2017 № 4-11/42), ответчик подлежит принудительному выселению из занимаемого им жилого помещения, с прекращением права собственности на данное жилое помещение и предоставлением благоустроенного жилого помещения по адресу: <адрес>, комн. 3, с передачей его в собственность ответчика.

Просили прекратить право собственности и выселить Кондратенко А.А. из жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем сносу по адресу: <адрес>, комн. 3, в жилое помещение в многоквартирном жилом доме, расположенное по адресу: <адрес>, комн. 3; обязать Кондратенко А.А. заключить с администрацией Кемского муниципального района договор мены указанных жилых помещений.

    Определением суда от 11 марта 2019 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Карелия.

               Представитель истца администрации Кемского муниципального района Лебедева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом ответчика не принималось, коммунальные квартиры расселяются в том же объеме, в каком были.

Ответчик Кондратенко А.А., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В ранее направленном в адрес суда заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований пояснил, что он проживал по адресу: <адрес>, на общей кухне с Т. В связи с расселением, ему пришлось уехать к дочери. В новом доме ему выделяют комнату в квартире вместе с Торбеевым. Но Торбеев прописан в комнате один, а вместе с ним живут еще его жена и внуки. Ни ванной, ни кухней ему пользоваться не давали. Мэрия предлагала ему деньги за комнату, но ему нужна жилая площадь.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительства Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

               Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

               Суд, заслушав представителя истца, мнение прокурора Демьяка Д.В., полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, изучив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что на основании Договора безвозмездной передачи жилья в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Кондратенко А.А. является собственником жилого помещения площадью 8,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, комн. 3 зарегистрирован в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, копией Договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность и справкой о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-17).

Заключением межведомственной комиссии № 3-56 от 11.12.2006 г. жилой <адрес> в <адрес>, в котором зарегистрирован ответчик, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу. Постановлением администрации Кемского муниципального района от 14.12.2006 № 743-а утвержден перечень жилых домов, признанных межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу согласно Приложению № 1. В приложении № 1 под номером 39 указан <адрес> (л.д. 8-11).

На основании постановления Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» жилой дом, в котором проживает ответчик, включен в региональную адресную программу.

На основании заключения Межведомственной комиссии от 11.12.2006 года № 3-56, администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление от 14.12.2006 № 743-а «Об утверждении Акта обследования жилых домов по <адрес> в <адрес>», согласно которому <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (п. 39 Приложения № 1 к Постановлению от 14.12.2006 г. № 743-а).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» многоквартирный <адрес> в <адрес> РК, включен в региональную адресную программу.

Во исполнение Постановления № 129-П, администрацией Кемского муниципального района, в собственность муниципального образования «Кемское городское поселение» 13.02.2019 года по муниципальному контракту на приобретение жилых помещений в строящемся многоквартирном доме г. Кеми Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда № 7аэф-18 от 03.09.2018 было приобретено изолированное жилое помещение общей площадью 9,3 кв.м по адресу: <адрес>, комн. 3.

Согласно постановлению администрации Кемского муниципального района от 05 марта 2018 года № 222 администрация постановила заключить договор мены с собственником и предоставить жилое помещение в собственность Кондратенко А.А., общей площадью 9,3 кв.м, в комнате 3 <адрес> в обмен на жилое помещение общей площадью 8,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, комн. 3 (л.д. 22). В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 13 февраля 2019 года комната в <адрес> принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «Кемское городское поселение» (л.д. 19-21).

               Как следует из проекта договора мены указанного жилого помещения и выписки из ЕГРН жилая площадь предлагаемой ответчику комнаты составляет 9,3 кв.м. Ответчик был устно уведомлен сотрудником отдела ЖКХ администрации о приобретении для его переселения жилого помещения по адресу: комната в <адрес>, однако, в соответствии с представленным ответчиком в администрацию 20.02.2019 года отказом, Кондратенко А.А. от переселения в предложенное жилое помещение отказался в связи с нежеланием проживать в одной квартире с его соседом по коммунальной квартире Т..

               В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение

Содержание приведенных правовых норм свидетельствует о наличии у собственника жилого помещения права выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, предоставление собственнику другого жилого помещения может быть произведено только по соглашению с ним, а требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Требование о сносе жилого <адрес> ответчику администрацией Кемского муниципального района направлено 05 марта 2019 года с установленным сроком для сноса многоквартирного дома – до 20 марта 2019 года. Доказательств получения Кондратенко А.А. данного требования истцом не представлено.

               Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом ответчика и об изъятии жилых помещений у собственников жилого дома администрацией Кемского муниципального района не принималось, что подтверждается показаниями представителя истца и ответом на запрос суда администрации Кемского муниципального района от 15.04.2019 г. № 01-21/1043. Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменным отказом и письменными пояснениями Кондратенко А.А., ответчик не согласен на предоставление ему предлагаемого жилого помещения в обмен на занимаемое.

На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства дела и приведенные нормы права, суд отказывает в удовлетворении требований истца о прекращении права собственности ответчика на жилое помещение, его выселении из занимаемого жилого помещения и обязании заключить договор мены жилых помещений.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

             В удовлетворении исковых требований администрации Кемского муниципального района к Кондратенко А.А. о прекращении права собственности, выселении и обязании заключить договор мены жилых помещений – отказать.

           На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

               Председательствующий          В.С. Гордевич

2-128/2019 ~ М-100/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МО "Кемское городское поселение" в лице администрации Кемского муниципального района
Прокуратура Кемского района
Ответчики
Кондратенко Алексей Алексеевич
Другие
Правительство Республики Карелия
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на сайте суда
kemsky--kar.sudrf.ru
07.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2019Передача материалов судье
11.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2019Дело оформлено
24.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее