Дело № 2 – 128/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кемь, Республика Карелия 22 апреля 2019 года
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С., при секретаре Скорняковой В.В.,
с участием помощника прокурора Демьяка Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Кемского муниципального района к Кондратенко А.А. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения и обязании заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л:
Администрация Кемского муниципального района обратилась в суд с названным иском к Кондратенко А.А. по тем основаниям, что на основании заключения Межведомственной комиссии от 11.12.2006 года № 3-56, администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление от 14.12.2006 года № 743-а «Об утверждении Акта обследования жилых домов по ул. Гидростроителей в г. Кеми», согласно которому <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» многоквартирный <адрес> в <адрес> РК, включен в региональную адресную программу (№ 474 Перечня аварийных многоквартирных домов).
Собственником жилого помещения общей площадью 8,3 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, комн. 3 является Кондратенко А.А. Во исполнение Постановления № 129-П, администрацией Кемского муниципального района приобретено изолированное жилое помещение общей площадью 9,3 кв.м по адресу: <адрес>, комн. 3. Указанное жилое помещение расположено в черте города Кемь, имеет общую площадь 9,3 кв.м соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещением статьями 15, 16 Жилищного кодекса РФ, раздела II. «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, что в сравнении с занимаемым Ответчиком в настоящее время жилым помещением является улучшением жилищных условий. Ответчик устно уведомлен сотрудником отдела ЖКХ администрации о приобретении для его переселения жилого помещения и 19 февраля 2019 года он предоставил письменный отказ о переселении, мотивированный нежеланием совместного проживания с соседом по коммунальной квартире Т. Постановлением администрации Кемского муниципального района от 05.03.2019 года № 222 «О распределении жилых помещений», жилое помещение по адресу: <адрес>, комн. 3, предоставлено в собственность Кондратенко А.А. с заключением договора мены жилых помещений на жилое помещение по адресу: <адрес>, комн. 3. О необходимости заключения договора мены жилых помещений ответчик уведомлен заказным письмом от 28.02.2019 года № 01-21/609. Информация о получении ответчиком указанного почтового отправления в настоящее время отсутствует.
В связи с необходимостью сноса аварийного многоквартирного дома по адресу РК, <адрес>, в рамках реализации Адресной Программы Кемского городского поселения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы, утверждённой решением Совета Кемского городского поселения от 25.04.2014 г. № 9-3/37 (в редакции решения от 20.06.2017 № 4-11/42), ответчик подлежит принудительному выселению из занимаемого им жилого помещения, с прекращением права собственности на данное жилое помещение и предоставлением благоустроенного жилого помещения по адресу: <адрес>, комн. 3, с передачей его в собственность ответчика.
Просили прекратить право собственности и выселить Кондратенко А.А. из жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем сносу по адресу: <адрес>, комн. 3, в жилое помещение в многоквартирном жилом доме, расположенное по адресу: <адрес>, комн. 3; обязать Кондратенко А.А. заключить с администрацией Кемского муниципального района договор мены указанных жилых помещений.
Определением суда от 11 марта 2019 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Карелия.
Представитель истца администрации Кемского муниципального района Лебедева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом ответчика не принималось, коммунальные квартиры расселяются в том же объеме, в каком были.
Ответчик Кондратенко А.А., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В ранее направленном в адрес суда заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований пояснил, что он проживал по адресу: <адрес>, на общей кухне с Т. В связи с расселением, ему пришлось уехать к дочери. В новом доме ему выделяют комнату в квартире вместе с Торбеевым. Но Торбеев прописан в комнате один, а вместе с ним живут еще его жена и внуки. Ни ванной, ни кухней ему пользоваться не давали. Мэрия предлагала ему деньги за комнату, но ему нужна жилая площадь.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительства Республики Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав представителя истца, мнение прокурора Демьяка Д.В., полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, изучив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что на основании Договора безвозмездной передачи жилья в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Кондратенко А.А. является собственником жилого помещения площадью 8,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, комн. 3 зарегистрирован в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, копией Договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность и справкой о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-17).
Заключением межведомственной комиссии № 3-56 от 11.12.2006 г. жилой <адрес> в <адрес>, в котором зарегистрирован ответчик, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу. Постановлением администрации Кемского муниципального района от 14.12.2006 № 743-а утвержден перечень жилых домов, признанных межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу согласно Приложению № 1. В приложении № 1 под номером 39 указан <адрес> (л.д. 8-11).
На основании постановления Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» жилой дом, в котором проживает ответчик, включен в региональную адресную программу.
На основании заключения Межведомственной комиссии от 11.12.2006 года № 3-56, администрацией Кемского муниципального района вынесено постановление от 14.12.2006 № 743-а «Об утверждении Акта обследования жилых домов по <адрес> в <адрес>», согласно которому <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (п. 39 Приложения № 1 к Постановлению от 14.12.2006 г. № 743-а).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2018 годы» многоквартирный <адрес> в <адрес> РК, включен в региональную адресную программу.
Во исполнение Постановления № 129-П, администрацией Кемского муниципального района, в собственность муниципального образования «Кемское городское поселение» 13.02.2019 года по муниципальному контракту на приобретение жилых помещений в строящемся многоквартирном доме г. Кеми Республики Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда № 7аэф-18 от 03.09.2018 было приобретено изолированное жилое помещение общей площадью 9,3 кв.м по адресу: <адрес>, комн. 3.
Согласно постановлению администрации Кемского муниципального района от 05 марта 2018 года № 222 администрация постановила заключить договор мены с собственником и предоставить жилое помещение в собственность Кондратенко А.А., общей площадью 9,3 кв.м, в комнате 3 <адрес> в обмен на жилое помещение общей площадью 8,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, комн. 3 (л.д. 22). В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 13 февраля 2019 года комната № в <адрес> принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «Кемское городское поселение» (л.д. 19-21).
Как следует из проекта договора мены указанного жилого помещения и выписки из ЕГРН жилая площадь предлагаемой ответчику комнаты составляет 9,3 кв.м. Ответчик был устно уведомлен сотрудником отдела ЖКХ администрации о приобретении для его переселения жилого помещения по адресу: комната № в <адрес>, однако, в соответствии с представленным ответчиком в администрацию 20.02.2019 года отказом, Кондратенко А.А. от переселения в предложенное жилое помещение отказался в связи с нежеланием проживать в одной квартире с его соседом по коммунальной квартире Т..
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение
Содержание приведенных правовых норм свидетельствует о наличии у собственника жилого помещения права выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, предоставление собственнику другого жилого помещения может быть произведено только по соглашению с ним, а требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Требование о сносе жилого <адрес> ответчику администрацией Кемского муниципального района направлено 05 марта 2019 года с установленным сроком для сноса многоквартирного дома – до 20 марта 2019 года. Доказательств получения Кондратенко А.А. данного требования истцом не представлено.
Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом ответчика и об изъятии жилых помещений у собственников жилого дома администрацией Кемского муниципального района не принималось, что подтверждается показаниями представителя истца и ответом на запрос суда администрации Кемского муниципального района от 15.04.2019 г. № 01-21/1043. Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменным отказом и письменными пояснениями Кондратенко А.А., ответчик не согласен на предоставление ему предлагаемого жилого помещения в обмен на занимаемое.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства дела и приведенные нормы права, суд отказывает в удовлетворении требований истца о прекращении права собственности ответчика на жилое помещение, его выселении из занимаемого жилого помещения и обязании заключить договор мены жилых помещений.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации Кемского муниципального района к Кондратенко А.А. о прекращении права собственности, выселении и обязании заключить договор мены жилых помещений – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий В.С. Гордевич