Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-76/2015 ~ М-67/2015 от 23.03.2015

Дело № 2-76/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО7

при секретаре судебных заседаний ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к <данные изъяты> о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к <данные изъяты> о взыскании заработной платы. Свои требования мотивирует тем, что она работает поваром у ответчика, который начисляет и выплачивает ей заработную плату, не соблюдая требования статей 133, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Просит взыскать с ответчика в свою пользу не начисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> по <данные изъяты> ежемесячно (л.д. 4).

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась. О месте и времени слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 15, 31).

Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился. <данные изъяты> о месте и времени слушания дела извещено своевременно, представило суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д. 11, 16). Возражений против заявленных исковых требований суду не представило.

Определениям от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городского суда <адрес> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация <адрес> и Управление образования администрации <адрес> (л.д. 10).

Представитель администрации <адрес>, извещенной о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении делав отсутствие представителя администрации <адрес> (л.д. 12-13, 32).

Представитель Управления образования администрации <адрес>, в судебное заседание не явился. Управление образования о месте и времени слушания дела извещено своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 12-13, 26).

Из представленных возражений против заявленных исковых требований, следует, что управление образования исковые требования истца не признает, и, со ссылкой на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации указывает, что решением от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о новой системе оплаты труда работников районных муниципальных бюджетных и казенных учреждений» установлен минимальный размер оплаты труда севернее рек <адрес> в размере <данные изъяты>. Считает, что управление образования при начислении заработной платы работникам <данные изъяты> руководствуется действующими нормативными правовыми актами и правомерно включает в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, в том числе районный коэффициент и северную надбавку. Кроме того, считает, что возложение на ответчика обязанности по установлению истцу заработной платы в размере 14.316 рублей, является необоснованным, так как казенные учреждения при определении размера оплаты труда своих работников обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального, регионального и федерального уровня, в связи с чем не обладает собственными полномочиями по изменению действующей в таком учреждении системы оплаты труда. Просит в удовлетворении иска отказать (л.д. 27-28).

В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав истца, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания гражданского дела.

Изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С ДД.ММ.ГГГГ также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда.

Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.

Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1980-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совет СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.

Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 401) в городе <адрес> к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5.965 рублей в месяц.

Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в городе <адрес>, отнесенному к районам Крайнего Севера, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда с ДД.ММ.ГГГГ должна быть не ниже 5.965 рублей без учета районного коэффициента и полярной надбавки за стаж работа в районах Крайнего Севера, а с учетом указанных компенсационных выплат – не ниже 14.316 рублей 00 копеек в месяц: 5.965 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.579 рублей 00 копеек (районный коэффициент 60 %) + 4.772 рубля 00 копеек (максимальная процентная надбавка 80%).

Судом установлено, что ФИО2 работает в <данные изъяты> поваром с ДД.ММ.ГГГГ. По условиям трудового договора работнику установлен должностной оклад, на который производится начисление районного коэффициента в размере 60 %, северного коэффициента в размере 80 %, производится доплата в размере 12 % за тяжелые и вредные условия труда (л.д. 5-6).

С учетом всех компенсационных выплат истцу в ДД.ММ.ГГГГ была начислена заработная плата, размер которой меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда работников, работающих в районах Крайнего Севера.

Так, из расчетного листка за ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу была начислена заработная плата в размере <данные изъяты> куда включены оклад - <данные изъяты>., доплата по приказу 25 % - <данные изъяты>., доплата за вредность 12 % - <данные изъяты>., районный коэффициент 60 % - <данные изъяты>., северный коэффициент 80 % - <данные изъяты>. (л.д. 7).

Из расчетного листка за ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу была начислена заработная плата в размере <данные изъяты>, куда включены оклад - <данные изъяты>., доплата по приказу 25 % - <данные изъяты>., доплата за вредность 12 % - <данные изъяты>., районный коэффициент 60 % - <данные изъяты>., северный коэффициент 80 % - <данные изъяты>. (л.д. 8).

Доводы истца о том, что минимальный размер заработной платы с учетом выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате должен составлять не менее 14.316 рублей 00 копеек ежемесячно суд находит обоснованными, поскольку в силу приведенных выше положений закона работнику, работающему в районах Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 5.965 рублей в месяц с ДД.ММ.ГГГГ года, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Учитывая, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 начислена заработная плата в размере, менее гарантированного законом, суд находит исковые требования о взыскании с ответчика в пользу работника не начисленной заработной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что с <данные изъяты> в пользу ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ должна быть взыскана не начисленная заработная плата в сумме <данные изъяты>), исходя из следующего расчета:

1) за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (14.316 руб. 00 коп. (подлежащая начислению заработная плата) – <данные изъяты> (фактически начисленная заработная плата);

2) за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (14.316 руб. 00 коп. (подлежащая начислению заработная плата) – <данные изъяты>. (фактически начисленная заработная плата).

Доводы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Управления образования администрации <адрес> о том, что действующими нормами трудового законодательства в величину минимального размера оплаты труда включаются все выплаты, входящие в состав заработной платы, в том числе и компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях, основаны на неправильном толковании положений трудового законодательства, поэтому не могут быть приняты во внимание при разрешении данного трудового спора.

Положения статьей 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.

Также не обоснованы доводы Управления образования администрации <адрес> о том, что заработная плата начислялась истцу в соответствии законодательством - правовым актом местного уровня (решением от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о новой системе оплаты труда районных работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений»), поскольку указанное решение <адрес> Совета депутатов в части установления минимального размера заработной платы на территории <адрес> севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан в размере 9.102 рубля, противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, что является нарушением требований ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации.

Возражения Управления образования администрации <адрес> в части возложения на ответчика обязанности по установлению истцу заработной платы в размере 14.316 рублей судом не рассматриваются, поскольку такие требования истцом в рамках настоящего гражданского дела не заявлены.

В силу положений части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к <данные изъяты> о взыскании заработной платы удовлетворить.

Взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО2 не начисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>

Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд <адрес>.

Председательствующий ФИО8

2-76/2015 ~ М-67/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лебедкина Светлана Вячеславовна
Ответчики
МКОУ "СОШ г. Игарки" им. В.П. Астафьева
Другие
Администрация Туруханского района
Управление образования администрации Туруханского района
Суд
Игарский городской суд Красноярского края
Судья
Безрукова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
igarka--krk.sudrf.ru
23.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2015Передача материалов судье
24.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2015Судебное заседание
31.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее