Дело № 2-836/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 года г.Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Погоденковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артемьева АЕ к Администрации г. Канска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления установленной в населенном пункте г. Канске Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Артемьев А.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Канска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления установленной в населенном пункте г. Канске Красноярского края, мотивируя свои требования тем, что он Артемьев А.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать истца Артемьева С.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении в графе отец сведения отсутствуют.
Истец был передан в КГКУ СО СРЦН «Канский» и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выбыл в Канский дом им. Ю.А. Гагарина. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о предоставлении жилого помещения в г.Канске.
Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заседание которой состоялось ДД.ММ.ГГГГ, истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения водителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Канске.
В июне 2008 года истец закончил МБОУ «СОШ №» г.Канска, ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 18 лет, в марта 2011 года он (Артемьев А.Е.) приказом отчислен из КГБОУ НПО «ПУ-39» «ПУ № Зеленогорск». До сегодняшнего дня жилое помещение истице не предоставлено, чем грубо нарушены его (Артемьева А.Е.) права на жильё. Уже около двух лет стоит на очереди. На сегодняшний день истцу жить негде, живет где придется.
Просит обязать администрацию г. Канска предоставить жилое помещение в г. Канске общей площадью не менее 33 кв.м. и передать приобретенное жилое помещение ему Артемьеву А.Е. по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Артемьев А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации г. Канска Неретина Е.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2016г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по предмету спора на стороне ответчика МКУ «Управление образования администрации города Канска» Кисемьман Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. полагает требования истца подлежащими удовлетворению. Истец в установленном законом порядке обратился в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о включении в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Решением краевой комиссии истица включена в список по обеспечению жилыми помещениями в г.Канске. До сегодняшнего дня жилое помещение Артемьеву А.Е. не предоставлено, чем нарушено действующее законодательство и права заявителя. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможными рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 14 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с изм. на 15.02.2006г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Ст.8 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, оставшиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей находящимся на территории РФ не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
В соответствии со ст. 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 г. № 12-961 (в ред. 20.12.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Включение в список лиц, указанных в п.1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
В соответствии со ст. 8 ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Статья 1 Закона Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Согласно ст. 3 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, а также отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании, Артемьев А.Е. является родным сыном Артемьевой С.Н., что подтверждается свидетельством о рождении II-БА № выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Мать истца - Артемьева С.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-БА № выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Согласно постановлению администрации г.Канска Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ истец был определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д.13).
Справкой из КГКУ СО «СРЦН каннский» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Артемьев А.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении и являлся воспитанником КГКУ СО СРЦН «Канский» (л.д.9).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Артемьев А.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником КГБОУ «Канский дом им. Ю.А. Гагарина» и находился на полном государственном обеспечении (л.д.8).
Артемьев А.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Красноярского края под номером 1015, что подтверждается выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).
Согласно справке из КГБОУ НПО «ПУ-39» от ДД.ММ.ГГГГ Артемьев А.Е. обучался в данном учреждении на очном отделении по профессии «Мастер отделочных строительных работ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «Маляр строительный» (л.д.7).
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости у Артемьева А.Е. отсутствуют (л.д.6).
Согласно справке из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю Каннское отделение от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Артемьевым А.Е., Артемьевой С.Н. какие-либо объекты недвижимости на праве собственности или ином вещном праве в г.Канске и Канском районе не зарегистрированы (л.д.10), что также подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (лд.14-15).
Артемьев А.Е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не принимал участие в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11).
Истец Артемьев А.Е. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении. Артемьев А.Е. обратился в министерство образования и науки Красноярского края и был поставлен на учет, включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Канске, числится под номером 1015 в очереди.
Между тем, до настоящего времени право истца на предоставление ему жилого помещения не реализовано, чем нарушаются права и законные интересы Артемьева А.Е.
Таким образом, Артемьев А.Е. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, т.е. имеет право на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному иску является администрация г. Канска, Артемьев А.Е. является лицом из детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ней жилого помещения. Следовательно, обеспечению жилым помещением она подлежит в порядке п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Суд полагает, что данную обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует правильно возложить на Администрацию г. Канска, поскольку Артемьев А.Е. с 2013 года включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Красноярского края, до настоящего времени Артемьев А.Е. жильем не обеспечен.
Поскольку обеспечение жилым помещением сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, то возложение обязанности предоставить Артемьеву А.Е. жилое помещение за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета не законно и будет означать, что исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделает его неисполнимым и приведет к ограничению прав истца на внеочередное получение жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Артемьева АЕ к Администрации г. Канска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления установленной в населенном пункте г. Канске Красноярского края -удовлетворить.
Обязать администрацию г. Канска предоставить Артемьеву АЕ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта <адрес> края, исходя из общей площади нормы предоставления 33 квадратных метра с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 0211.2000 № 12-961 « О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Охроменко С.А.