дело № 2а-852/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 20 декабря 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Карелия к Гладилиной О.А. о взыскании задолженности по уплате пени по налогу на добавленную стоимость,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России №1 по РК обратилась в суд с названным административным иском, мотивируя тем, что в соответствии с представленной налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость Гладилина О.А. обязана была уплатить НДС за 3 квартал 2014 года по срокам уплаты: 20.10.2014 - 140 097 руб.; 20.11.2014 - 140 097 руб.; 22.12.2014 - 140 098 руб. В указанные сроки обязанность по уплате налога не исполнила. В связи с неуплатой в срок налога административному ответчику начислены пени по состоянию на 18.10.2016 в размере 13 449 руб. 38 коп. 18.10.2016 Гладилиной О.А. направлено требование №1358 об уплате пени в срок до 10.11.2016. Указанная задолженность по настоящее время не оплачена. Мировым судьей судебного участка №1 г. Костомукша Республики Карелия вынесен судебный приказ №2а-548/2017 от 17.03.2017 о взыскании с Гладилиной О.А. пени на сумму 13 449 руб. 38 коп. Определением мирового судьи от 06.04.2017 судебный приказ отменен на основании ст. 123.7 КАС РФ. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате пени по налогу на добавленную стоимость.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России №1 по РК, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Гладилина О.А. в судебное заседание не явилась, извещена по последнему известному месту жительства, что подтверждается почтовым уведомлением. Ходатайство об отложении разбирательства дела не заявляла. Каких-либо возражений по делу, доказательств уважительности причин неявки суду не представила. Доказательств того, что судебное извещение, возвращенное по истечении срока хранения, не было вручено административному ответчику по причинам, не зависящим от неё, суду не представлено.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Частью 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4 ст. 52 НК РФ).
Из ч. 4 ст. 57 НК РФ следует, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Частью 6 ст. 58 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно ч.ч. 1 - 4 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Частями 1 - 5 ст. 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.06.2015 удовлетворено заявление ИП Гладилиной О.А. о признании банкротом. Открыто конкурсное производство. Срок конкурсного производства установлен до 25.11.2015. Государственная регистрация Гладилиной О.А. в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 16.12.2015 удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России №1 по РК. С Гладилиной О.А. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России №1 по РК взыскано 512 628 руб. 85 коп., из которых 420 292 руб. - задолженность по налогу на добавленную стоимость за 2014 год; 8078 руб. 45 коп. - пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 2014 год; 84 058 руб. 40 коп. - налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации; 200 руб. - налоговая санкция, предусмотренная ст. 119.1 Налогового кодекса Российской Федерации. С Гладилиной О.А. в доход бюджета Костомукшского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 8326 руб. 29 коп.
Решение суда вступило в законную силу 22.01.2016.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 127-ФЗ, требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как следует из решения Костомукшского городского суда Республики Карелия от 16.12.2015, налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 года в размере 420 292 руб. 16 коп. доначислен Гладилиной О.А. по результатам рассмотрения камеральной налоговой проверки №13925 от 05.02.2015. В адрес Гладилиной О.А. было направлено требование №559 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.05.2015, в котором Гладилиной О.А. предложено уплатить задолженность в срок до 23 июня 2015 года. Обязанность по уплате налога ею не была исполнена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что задолженность по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 год не подлежала включению в реестр требований кредиторов.
В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности, административному ответчику Гладилиной О.А. направлено требование № 1358 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.10.2016, которым административному ответчику предложено до 10.11.2016 уплатить пени в размере 13 449 руб. 38 коп.
Требование направлено административному ответчику заказной корреспонденцией 19.10.2016, согласно списку заказных писем и в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма, то есть 25.10.2016.
17.03.2017 мировым судьёй судебного участка №1 г. Костомукша Республики Карелия вынесен судебный приказ №2а-548/2017 о взыскании с Гладилиной О.А. пени по налогу на добавленную стоимость в размере 13 449 руб. 38 коп.
06.04.2017 мировым судьёй судебного участка №1 г. Костомукша РК в связи с поступившими возражениями Гладилиной О.А. судебный приказ отменён.
16.08.2017 Межрайонной ИФНС России №1 по РК в Костомукшский городской суд РК направлено настоящее административное исковое заявление, которое поступило в суд 05.10.2017.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд не пропущен.
Учитывая, что административным ответчиком Гладилиной О.А. не исполнена обязанность по уплате в срок налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 года в размере 420 292 руб. 16 коп., с административного ответчика подлежат взысканию пени за период с 18.07.2016 по 18.10.2016 в размере 13 449 руб. 38 коп., из расчёта: ((за период с 18.07.2016 по 18.09.2016) - 420 291, 04 руб. (недоимка) х 0,00035 (ставка пени) х 63 (дн. просрочки) =9246,47 руб.) + ((за период с 19.09.2016 по 18.10.2016) - 420 291, 04 руб. (недоимка) х 0,000333 (ставка пени) х 30 (дн. просрочки)=4202,91 руб.).
Административным ответчиком доказательств оплаты налогов в каком-либо размере, или в иные сроки не представлено.
Оснований для уменьшения сумм, подлежащих взысканию, у суда не имеется.
Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, предусмотренных ст. 107 КАС РФ, суду не представлено.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 537 руб. 98 коп.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Гладилиной О.А., зарегистрированной по адресу: <адрес>, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 года за период с 18.07.2016 по 18.10.2016 в размере 13 449 (тринадцать тысяч четыреста сорок девять) руб. 38 коп.
Взыскать с Гладилиной О.А. в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 537 руб. 98 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. Сафарян