Дело № 2-1660/15 ....
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саров 07 августа 2015 г.
Саровский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Шалятовой Л.А.
при секретаре Ларионовой Т.Н.,
с участием пом. прокурора ЗАТО г. Сарова Грачева А.А.,
заявителя Калашникова А.И., представителя заявителя Тихомирова В.П., по ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, председателя окружной избирательной комиссии избирательного округа № г. Сарова М., представителей окружной избирательной комиссии избирательного округа № г. Сарова П, В, по ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, представителя территориальной избирательной комиссии г. Саров Губенка И.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда гражданское дело по заявлению Калашникова А.И. об отмене решения окружной комиссии по одномандатному избирательному округу № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Городской думы г. Саров шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 29,
Установил :
Калашников А.И. обратился в суд с данным заявлением и просил признать решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № от 03 августа 2015 г. от отказе в регистрации кандидатом в депутаты незаконным, отменить указанное решение и обязать окружную избирательную комиссию предоставить ему, Калашникову А.И., срок, предусмотренный законом, для приведения предоставленных им документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Свои требования мотивировал тем, что 28 июля 2015 г. он в избирательной комиссии получил протокол об итогах сбора подписей избирателей. При выдаче протокола комиссия, в нарушение п. 3 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 г. № 108-З, не предложила ему внести уточнения в представленные им документы в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Вместе с тем, основанием для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты послужило ненадлежащее оформление подписных представленных документов, а именно подписные листы не были сброшюрованы.
С данным решением не согласен. Полагает, что в нарушении ч. 3 ст. 33 Закона Нижегородской области № 108 -З в установленный срок ему не было сообщено о необходимости сброшюровать подписные листы, чем нарушены его избирательное право на участие в выборах.
В ходе судебного заседания заявитель и его представить поддержали заявленные требования, пояснив, что иных оснований отказа в регистрации Калашникова А.И. кандидатом в депутаты в решении окружной избирательной комиссии не указано. О проверке подписных листов заявитель не извещался. Настаивают, что в принятых у него подписных листах отсутствовали каких-либо неточности и описки.
Представитель окружной избирательной комиссии № Васильков Г.А. заявленные требования не признал, пояснив, что в соответствии с требованиями п. 16 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Поскольку подписные листы не были сброшюрованы, отсутствовала возможность проверить их надлежащим образом. По указанной причине, не были сразу установлены также и иные нарушения, имевшиеся в подписных листах. Полагает, что неисполнение указанной обязанности заявителем, который обязан был знать о данных требованиях, правомерно повлекло за собой решение избирательной комиссии. Также считает, что положения п. 3 ст. 33 Закона Нижегородской области от **** № 108-З не относятся к возможности вносить исправления в подписные листы.
Председатель окружной избирательной комиссии № М, а также представитель комиссии П возражали против удовлетворения заявления, поддержали доводы представителя комиссии В, а также пояснили, на день принятия оспариваемого решения председателем комиссии был П, а заместителем - М.
Представитель территориальной избирательной комиссии г. Саров Губенок И.В. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что заявителем не исполнены установленная законом обязанность сброшюровать подписные листы и решение окружной избирательной комиссии № по отказу в регистрации правомерно.
Прокурор в заключение полагал, что заявление Калашникова А.И. не подлежит удовлетворению, поскольку, несмотря на нарушение ОИК № требований ст. 33 Закона Нижегородской области № 108-З, наличие в подписных листах неточностей и недостоверных сведений, не позволяет зарегистрировать заявителя в качестве кандидата в депутаты.
Заслушав заявителя, его представителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 32 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах;
3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате;
4) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 53 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Закона.
Решением Городской Думы г. Саров Нижегородской области от 19 июня 2015 года № 62/5-гд, выборы депутатов городской Думы г. Саров шестого созыва назначены на 13 сентября 2015 года.
Таким образом, документы необходимо было представить до 18 час. 29 июля 2015 г. и ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений возложена на кандидата.
Судом установлено, что 27 июля 2015 г. Калашников А.И. представил в окружную избирательную комиссию избирательного округа № для регистрации в депутаты городской Думы г. Сарова шестого созыва необходимые документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № от 03 августа 2015 г. Калашникову А.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку им было допущено нарушение при оформлении подписных листов, а именно подписные листы в количестве двух листов не имеют нумерацию и не прошиты (не сброшюрованы).
Калашников А.И., обратившись в суд с данным заявлением, указывает, что комиссия, в нарушение п. 3 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 г. № 108-З, не предложила ему внести уточнения в представленные им документы в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению
Действительно, в соответствии с п. 9 ст. 31 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З подписные листы, представляемые в соответствующие избирательные комиссии, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Заявитель не оспаривает то обстоятельство, что им действительно не были сброшюрованы подписные листы.
Вместе с тем, пунктом 3 ст. 33 указанного Закона предусмотрено, что окружная комиссия при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона
Из объяснений представителей окружной избирательной комиссии следует, что они не извещали Калашникова А.И. о допущенном им нарушении при оформлении документов.
С учетом положений ст. 33 п. 3 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З, суд полагает, что окружная избирательная комиссия обязана была известить Калашникова А.И. об имеющемся нарушении.
В то же время, из положений ст. 33 п. 3 вышеуказанного Закона следует, что кандидат в депутаты вправе вносить уточнения и дополнения в любые документы, кроме подписных листов. Аналогичная норма содержится и в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Также суд учитывает, что согласно подп 2 п. 14.12.1 Постановление ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 (ред. от 07.04.2015) кандидат в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов и (или) отсутствия копий документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона.
Таким образом, подписные листы не относятся к документам, в оформление которых кандидат вправе исправлять недостатки.
Кроме того, суд учитывает, что в представленных копия подписных листах (и оригиналах, которые обозревались в ходе судебного заседания) имеются недостоверные сведения в номере паспорта лица, удостоверяющего подписной лист - на первом листе №, на втором листе №; отражены сведения, не соответствующие действительности - подпись № - номер паспорта гражданина из семи цифр, № - указание несуществующего адреса (дом №, которого нет в г. Сарове); имеются подписи избирателей с исправлениями - №, № и № в дате.
Заявитель отрицает наличие каких-либо исправления в подписных листах, сданных им в избирательную комиссию, при этом ссылается на протокол об итогах сбора подписей избирателей, подписанный председателем комиссии П
Вместе с тем, у суда отсутствуют какие-либо основания полагать, что исправления в подписных листах, представленных Калашниковым А.И. появились после их сдачи в комиссию. Данными о наличии заинтересованности членом избирательной комиссии в отказе Калашникову А.И. в регистрации кандидатом в депутаты суд не располагает.
Ссылка Калашникова А.И. на наличие протокола об итогах сбора подписей избирателей и решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, где указано только одно основания для отказа в регистрации (подписные листы не сброшюрованы), не состоятельна.
В силу п. 2 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а также достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.
Согласно п. 4 ст. 33 Закон Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов.
Проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием части 8 статьи 31 настоящего Закона.
О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей ( п. 5 ст. 33 Закона).
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 79 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке (п. 14 ст. 33 Закона).
Представленные Калашниковым А.И. подписные листы не были сброшюрованы и пронумерованы, что привело к невозможности их проверки в порядке, определенном избирательным законодательством. При этом, в ходе судебного заседания представителями окружной избирательной комиссии указано на наличие в подписных листах недействительных подписей.
Заявитель не согласился с данными доводами, но какие-либо доказательства в подтверждение своих возражений не представил.
Доводы Калашникова А.И. о том, что он не был извещен о времени проверки подписных листов, также не могут быть приняты судом, поскольку отсутствие кандидата при проверке подписей, представленных им в свою поддержку, законом не предусмотрено в качестве основания для признания оспариваемого решения недействительным.
Также не могут быть приняты доводы заявителя о том, что П, подписавший протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, не являлся председателем ОИК, как противоречащие материалам дела.
Следовательно, даже при своевременном извещении заявителя о допущенном нарушении при оформлении подписных листов, Калашников А.И. в силу указанных норм закона не имел права на внесение каких-либо исправлений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.
Также необходимо отметить, что при отмене оспариваемого решения избирательной комиссии, с учетом положений ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 29 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З у заявителя отсутствует необходимое количество подписей, необходимое для регистрации, в связи с чем отмена решения комиссии не приведет к регистрации Калашникова А.И. в качестве кандидата в депутаты.
Допущенные окружной избирательной комиссией нарушения не является основанием отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, предусмотренных ст. 76 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», а также ст. 79 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
Решил :
Заявление Калашникова А.И. об отмене решения окружной комиссии по одномандатному избирательному округу № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Городской думы г. Саров шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 29 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
П/п Председательствующий - Л.А.Шалятова.
...
Судья Л.А.Шалятова.