Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2013 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе председательствующего судьи – Сабаевой В.И.
с участием представителя истца Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края – Сташкевич Е.А., по доверенности от 04.06.2012 года
представителя третьего лица администрации Ирбейского района Красноярского края – Алексеевой А.А., по доверенности от 14.01.2013 года
при секретаре – Межовой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в порядке статьи 46 ГПК РФ к администрации Усть-Ярульского сельсовета Ирбейского района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории Усть-Ярульского сельсовета, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд
У С Т А Н О В И Л:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с иском в порядке статьи 46 ГПК РФ к администрации Усть-Ярульского сельсовета Ирбейского района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории Мельничного сельсовета, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора требования свои мотивируя тем, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от 27.07.2012 № 29\2012) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края. На основании предоставленной информации Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» на территории <адрес> ФИО1 края на <адрес> <адрес>, <адрес> был обнаружен объект с нарушениями организационно-правового характера, а именно, отсутствием разрешающей документации: сельская свалка <адрес>. Географическое расположение <данные изъяты>в.д. свалка расположена на <адрес> <адрес>, ближайший водный объект находится на <адрес>. На данном объекте (несанкционированной свалке) до настоящего момента не определен класс опасности отходов, отходы складируются открыто, без тары (навалом, насыпью и пр.) в смеси. Несанкционированная свалка расположена в границах муниципального образования администрации Усть-Ярульского сельсовета <адрес>. До настоящего времени администрация Усть-Ярульского сельсовета, как собственник объекта, не предприняла мер по её ликвидации и по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а значит ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). А потому, Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края просит суд обязать администрацию Усть-Ярульского сельсовета в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения: ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов; и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельсовета.
В судебном заседании представитель истца Сташкевич Е.А. заявленные исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Усть-Ярульского сельсовета не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края признает в полном объеме.
С учетом мнения представителей истца, третьего лица, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица администрации Ирбейского района Красноярского края Алексеева А.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Исследовав все материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд находит заявленные требования Службы по контролю в сфере природопользования ФИО1 края обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 46 ГПК РФ, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые, должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 1 пунктов «а», «г», «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утвержденных <адрес>.
Пунктом 2.10.2 структуры органов исполнительной власти Красноярского края, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 10.07.2008 № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», предусмотрено создание такого органа исполнительной власти Красноярского края, как служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Постановлением Правительства края от 01.08.2008 № 19-п образована служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, действующая на основании Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
В силу пункта 3.6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, на Службу возложено осуществление регионального государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Судом установлено, что в Службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края была предоставлена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр Природа» (действующего на основании государственного контракта от 27.07.2012 № 29\2012) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края.
Как следует из информации ФГУП «Госцентр «Природа» на территории <адрес> ФИО1 края имеются несанкционированные свалки бытовых отходов. Так, в границах муниципального образования администрации Усть-Ярульского сельсовета на <адрес> <адрес> обнаружена сельская свалка. Географические координаты характерных точек захламления земельного участка составляют: <данные изъяты>
Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются анкетой, составленной главой администрации Усть-Ярульского сельсовета, направленной в адрес Государственного центра Природа, где глава сельсовета указал на наличие свалки бытовых отходов на <адрес> <адрес>, <адрес>. Указанная свалка находится в границах Усть-Ярульского сельсовета.
В судебном заседании установлено, что территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтра, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющая область загрязненных вод. И на день вынесения решения судом эта свалка не ликвидирована, земельный участок не очищен от бытовых отходов. Не организованы сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в целом с территории сельсовета.
Неисполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем: в соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право, в первую очередь, обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Согласно ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Администрацией Усть-Ярульского сельсовета исковые требования полностью признаны.
А потому, исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Усть-Ярульского сельсовета Ирбейского района - удовлетворить.
Обязать администрацию Усть-Ярульского сельсовета Ирбейского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения, ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на своей территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Ирбейский районный суд.
Председательствующий В.И.Сабаева