Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2592/2015 ~ М-1461/2015 от 18.05.2015

Р Е Ш Е Н И Е (заочное) Дело №2-2592/2015

Именем Российской Федерации

г. Минусинск 14 сентября 2015 года

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шкарина Д.В.,

при секретаре Эйснер Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к индивидуальному предпринимателю главе крестьянско-фермерского хозяйства Дьяковой Т.В. о взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в Минусинский городской суд с иском к ИП главе КФХ Дъяковой Т.В. о взыскании 111408 рублей 55 копеек в возмещение ущерба, причиненного ответчиком загрязнением и захламлением лесов (не очисткой мест рубок от порубочных остатков).

Мотивировав свои требования тем, что 12.12.2012 г. между ответчиком и Агентством лесной отрасли Красноярского края был заключен договор купли-продажи лесных насаждений, лесные насаждения, занимающие площадь 9,8, объемом 1557 куб.м., расположенные на территории Ермаковского района Красноярского края, КГКУ «Ермаковское лесничество», Танзыбейское участковое лесничество, квартал выдел № 12, деляна с целью заготовки древесины на срок до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с условиями Договора, а также действующим законодательством, Дьякова Т.В. обязана соблюдать условия договора; соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности, правила заготовки древесины, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации; произвести очистку лесосеки от порубочных остатков (обязательное сжигание порубочных остатков в зимнее время) путем сбора порубочных остатков в мелкие кучи со сжиганием в пожаробезопасный период. По окончании срока действия договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка качества разработки лесосеки в квартале выдел № 12, деляна Танзыбейского участкового лесничества, в ходе которой установлено, что ИП Дьяковой Т.В. допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в захламлении леса порубочными остатками на площади 4,6 га., что является нарушением Правил пожарной безопасности в лесах и Правил санитарной безопасности в лесах в ходе лесозаготовительных работ порубочными остатками, что способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды, создаёт угрозу экологической и пожарной безопасности в лесах, негативно влияет на окружающую среду, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. В результате незаконных действий ИП Дьяковой Т.В. выразившихся загрязнением и захламлением лесов был причинен ущерб в размере 111408 рублей 55 копеек.

Представитель истца Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края по доверенности Тримасов Н.В. в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, на удовлетворении исковых требований настаивал (л.д.56,57).

В судебное заседание ответчик Дьякова Т.В., представитель третьего лица КГКУ «Ермаковское лесничество», не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом (л.д. 44,51,52,53), причины неявки суду не сообщили.

В соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего дела в заочном порядке.

Исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края к Дьяковой Т.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Ермаковское лесничество» и Дьяковой Т.В. был заключен договор купли продажи за № 2965, в соответствии с которым продавец продает покупателю лесные насаждения, занимающие площадь 9,8 га, расположенные на территории Ермаковского района Красноярского края, КГКУ «Ермаковского лесничество», Танзыбейского участковое лесничество, квартал выдел № 12, деляна с целью заготовки древесины. Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Пунктом 2.4 Договора установлено, что очистка лесосеки от порубочных остатков производится следующим образом: сбор порубочных остатков в мелкие кучи со сжиганием в пожаробезопасный период.

В соответствии с п.п. «д» п. 4.4 договора ответчик обязан соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности, правила заготовки древесины, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Министерства природных ресурсов от 16 июля 2007 года N 184 утверждены Правила заготовки древесины.

В соответствии с пунктом 60 Правил установлено, что при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Из положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Согласно акту осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 03.07.2014 г., составленному мастером леса Танзыбейского участкового лесничества Дьяченко А.Д., по окончании срока действия договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка качества разработки лесосеки в квартала выделе № 12, делянка Танзыбейского участкового лесничества. В ходе проверки установлено, что допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в захламлении леса порубочными остатками на площади 4,6 га. (л.д. 19-24). В план-схеме указано месторасположения лесонарушения.

В связи с указанными обстоятельствами, 03.07.2014г. составлено сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов, согласно которому Дьяковой Т.В. при проведении работ в квартале выделе № 12, лесосека Танзыбейского участкового лесничества допущено нарушение: загрязнение или захламление лесов на площади 4,6 га, сумма ущерба составила 111 408 рублей 55 копеек (л.д. 16-18).

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

По своей правовой природе, предусмотренная статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации имущественная ответственность, носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.

Возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями по утвержденным в установленном порядке таксами и методиками, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости и по тому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. Каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и в данном случае, дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на баланс экосистемы.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации среди способов защиты гражданских прав называет защиту гражданских прав, которая осуществляется путем возмещения убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 названной статьи Закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу пункта 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно статье 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса предусматривают полное возмещение вреда, а в силу пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273).

Истцом произведен расчет суммы ущерба в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" с применением расчетно-технологической карты, утвержденной агентством лесной отрасли края (4,6 га. х 4843,85 руб. х 5 (кратный размер затрат, п. 7 приложения № 4), что соответствует 111 408 рублей 55 копеек (л.д. 24), иного расчета стороной ответчика суду не предоставлено.

На основании изложенного, требование истца о взыскании с ответчика 111 408 рублей 55 копеек ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате причинения вреда вследствие нарушения требований лесного законодательства обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

Учитывая, что лесной фонд, которому был причинен вред, относится к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так как при подаче иска, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края было освобождено от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства пропорционально удовлетворенных исковых требований в размере 3 428 рублей 17 копеек.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

взыскать с Дьяковой Т.В. в доход федерального бюджета 111408 рублей 55 копеек ущерба, причиненного государственному лесному фонду, а также 3 428 рублей 17 копеек государственной пошлины в доход государства.

Ответчик вправе подать в Минусинский городской суд заявление об отмене настоящего решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:

Решение изготовлено 29 сентября 2015 года

Копия: верно

Судья Минусинского городского суда: Д.В. Шкарин

2-2592/2015 ~ М-1461/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Ответчики
Дьякова Татьяна Валерьевна
Другие
КГКУ "Ермаковское лесничество"
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Шкарин Дмитрий Викторович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
18.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2015Передача материалов судье
25.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.07.2015Предварительное судебное заседание
14.09.2015Судебное заседание
29.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2018Дело оформлено
27.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее