дело № 12-116/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
3 апреля 2018 года город Нижний Тагил
Судья Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Григорьев И.О.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Адеева Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Адеева Д.П. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Волкова С.Н. от 28 декабря 2017 года № №/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - Главы города Нижний Тагил Носова С. К.,
установил:
постановлением должностного лица Н. С.К., являясь должностным лицом органа местного самоуправления, признан виновным в бездействии, которое недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводит или может привести к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Административное наказание назначено Н. С.К. за то, что являясь Главой города Нижний Тагил и возглавляя Администрацию города Нижний Тагил, находясь по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 1а, он допустил нарушение ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которое выразилось в невключении в Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил в 2013 году (утверждена постановлением Администрации города Нижний Тагил от 23 января 2013 года № 120), в 2014 году (утверждена постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25 февраля 2014 года № 305-ПА), в 2015-2016 годах (утверждена постановлением Администрации города Нижний Тагил от 24 февраля 2015 года №468-ПА) и в 2017-2018 годах (утверждена постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19 декабря 2016 года № 3531-ПА) торговых объектов ОАО «Екатеринбургские лотереи», расположенных в городе Нижний Тагил по адресам: ул. Красноармейская, 40, пр. Ленина, 52.
Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Адеев Д.П. обратился в районный суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить.
Выражая несогласие с состоявшимся постановлением, Адеев Д.П. указывает, что факт совершения действий (бездействия), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, не доказан. Считает, что административному органу надлежало на основании ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доказать факты наличия признаков недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Обращает внимание, что какие-либо действия либо бездействие Н. С.К. не привели к дискриминации ОАО «Екатеринбургские лотереи».
В судебное заседание Н. С.К., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явился, об отложении рассмотрения дела не просил. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие указанного лица, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Адеев Д.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал полностью, настаивал на отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ... показал, что является начальником отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. Ему известно, что ОАО «Екатеринбургские лотереи» обращалось в Администрацию города Нижний Тагил с просьбой о включении принадлежащих ОАО «Екатеринбургские лотереи» объектов нестационарной торговли, расположенных в городе Нижний Тагил по адресам: <адрес>, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Между тем, в удовлетворении данной просьбы было отказано. После этого ОАО «Екатеринбургские лотереи» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, которое рассмотрев представленные материалы, руководствуясь ч. 2 ст. 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выдало органу местного самоуправления предупреждение от 16 мая 2016 года № 13 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрев предупреждение, Администрация города Нижний Тагил за подписью Главы города Нижний Тагил Н. С.К. сообщила о невозможности удовлетворить заявление ОАО «Екатеринбургские лотереи». После на основании заявления данного общества антимонопольным органом было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которого установлен факт нарушения Администрацией города Нижний Тагил ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Огласив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, выслушав защитника Адеева Д.П., допросив свидетеля ..., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 50 000 рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Главы города Нижний Тагил Носова С.К. к ответственности по данной статье послужило решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 июня 2016 года, которым в действиях Администрации города Нижний Тагил установлен факт нарушения ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которое выразилось в пересмотре мест размещения нестационарных торговых объектов ОАО «Екатеринбургские лотереи», расположенных в городе Нижний Тагил по адресам: <адрес>, путем их невключения в Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил в 2013 году, в 2014 году, в 2015-2016 годах и в 2017-2018 годах.
Как правильной установлено должностным лицом антимонопольного органа, Н. С.К., являющимся Главой города Нижний Тагил и руководителем Администрации города Нижний Тагил, допущено бездействие, которое недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводит или может привести к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, поскольку в силу ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Н. С.К. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31 октября 2017 года, содержание и оформление которого соответствуют требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 22 июня 2017 года по делу № 7/2016 о нарушении антимонопольного законодательства, предупреждением от 16 мая 2016 года о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, ответом на предупреждение Главы города Нижний Тагил Носова С.К. от 29 июня 2016 года № и иными материалами дела, которые получили оценку должностного лица на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 июня 2017 года по делу № о нарушении антимонопольного законодательства являлись предметом самостоятельной судебной проверки. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2017 года по делу № <...> в удовлетворении требований Администрации города Нижний Тагил о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Законность принятого решения также подтверждена постановлением суда кассационной инстанции - Арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2018 года.
Поскольку Н. С.К., наделенный полномочиями по изданию нормативных правовых актов, являющийся Главой города Нижний Тагил и исполняющий обязанности Главы Администрации города Нижний Тагил, не включил в Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил в 2013 году, в 2014 году, в 2015-2016 годах и в 2017-2018 годах торговые объекты ОАО «Екатеринбургские лотереи», расположенные в городе Нижний Тагил по адресам: <адрес>, его бездействие как должностного лица правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд учитывает, что в силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 января 2015 года № 225-О, положение ч. 6 ст. 10 названного Закона направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции, с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий - с другой.
Как следует из вступивших в законную силу решений арбитражных судов, нестационарные торговые объекты ОАО «Екатеринбургские лотереи», расположенные в городе Нижний Тагил по адресам: <адрес>, были предусмотрены Схемой размещения нестационарных торговых объектов в 2013 году и эксплуатировались обществом в течение данного периода без намерения дальнейшего прекращения своей деятельности. Между тем, начиная с 2014 года, названные объекты в Схемы размещения нестационарных торговых объектов Администрацией города Нижний Т. не включаются.
Суд считает, что отсутствие в утверждаемых Н. С.К. Схемах мест размещения объектов общества, ограничивает его доступ к пользованию нестационарными торговыми объектами, является препятствием для осуществления им хозяйственной деятельности по торговле лотерейной продукцией. Доводы защитника Адеева Д.П. об обратном судом отклоняются.
Вопреки ошибочному утверждению защитника, последствия бездействия Главы города Нижний Тагил Носова С.К., предполагающие недопущение, ограничение или устранение конкуренции, не входят в предмет доказывания по настоящему делу, поскольку установленное несоответствие поведения Администрации города Нижний Тагил положениям ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ущемление прав и законных интересов ОАО «Екатеринбургские лотереи» в сфере предпринимательской деятельности в результате данного бездействия, является достаточным основанием для квалификации допущенного Н. С.К. нарушения по ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Наряду с этим, в вину Н. С.К. административным органом вменено нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а не ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», как указывает в жалобе защитник Адеев Д.П., а потому приводимые доводы о необходимости доказывания фактов наличия признаков недопущения, ограничения или устранения конкуренции судом отклоняются.
Несогласие заявителя с установленными должностным лицом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены оспариваемого постановления.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В постановлении содержится мотивированное решение по делу, действия Н. С.К. административным органом квалифицированы верно. Само постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, исчисляемый в соответствии с ч. 6 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации, не истек. Постановление о привлечении Н. С.К. к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах указанного срока давности.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Н. С.К. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для снижения размера административного штрафа судом не установлено.
С учетом характера правонарушения, посягающего на общественные отношения в области предпринимательской деятельности и ограничивающего конкуренцию со стороны органа местного самоуправления, признание его малозначительным и применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно.
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене указанного постановления по доводам жалобы не установлено.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Волкова С.Н. от 28 декабря 2017 года №/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - Главы города Нижний Тагил Носова С. К. оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Решение может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитником, должностным лицом, вынесшим постановление, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
<...>
<...>
Судья - И.О. Григорьев