Дело № 2а-2812/2021
РЈРР” 36RS0002-01-2021-002388-60
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
9 июля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Вязова А.С., его представителя адвоката Жучковой М.Н., действующей на основании ордера,
представителя административного ответчика Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Доманиной Рњ.Рђ., действующей РЅР° основании доверенности Рё диплома Рѕ высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика РњРФНС в„–15 – Гордик Рњ.РЎ., действующей РЅР° основании доверенности Рё диплома Рѕ высшем юридическом образовании,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении СЃСѓРґР° административное дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р’СЏР·РѕРІР° Алексея Стефановича Рє Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службые РїРѕ Воронежской области Рѕ признании незаконными решений, возврате излишне уплаченного налога,
РЈ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Р’СЏР·РѕРІ Алексей Стефанович обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службы РїРѕ Воронежской области, РІ котором СЃ учетом уточнения требований РїСЂРѕСЃРёР» признать решения РѕР± отказе РІ выплате излишне уплаченных налогов РЅРµ законными, обязать возвратить РёР· бюджета излишне уплаченный налог РІ СЃСѓРјРјРµ 474629,2 СЂСѓР±.
Р’ обоснование заявленных требований указав, что является налогоплательщиком. 29.06.2020 Рё 22.10.2020 между истцом Рё РФНС РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа проведена совместная сверка расчетов РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам Р·Р° период СЃ 01.01.2020 РїРѕ 22.10.2020, согласно которому Сѓ РФНС перед Вязовым Рђ.РЎ. образовалась следующая задолженность: РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ СЃ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 РќРљ Р Р¤ — 442655.38 СЂСѓР±., РїРѕ транспортному налогу - 31 463.91 СЂСѓР±., РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц, взимаемому РїРѕ ставкам, применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ – 509,91 СЂСѓР±. (пени). Ртого СЃСѓРјРјР° задолженности составляет 474 629,2 рубля.
Р’ октябре 2020 РіРѕРґР° Р’СЏР·РѕРІ Рђ.РЎ. обратился РІ РФНС РїРѕ Коминтерновскому району СЃ требованием Рѕ возврате излишне уплаченных СЃСѓРјРј, однако решения РѕР± отказе РІ возврате излишне уплаченного налога было вручено истцу 29.06.2021, РІ процессе рассмотрения настоящего дела
12.02.2021 Вязов А.С. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области, однако жалоба оставлена без удовлетворения в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налога.
Ссылаясь на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Вязов А.С. полагает, что указанными решениями нарушены его права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 6-7, 157-159).
Определением Коминтерновского районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РѕС‚ 29.04.2021, занесенным РІ протокол судебного заседания, Рє участию РІ деле РІ качестве административных ответчиков привлечены РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области Рё ФНС РїРѕ Воронежской области (Р».Рґ. 51-53).
Определением Коминтерновского районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РѕС‚ 27.05.2021, занесенным РІ протокол судебного заседания, Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованного лица привлечена РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Левобережному району Рі. Воронежа (РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ реорганизацией РњРФНС в„–17) (Р».Рґ. 68-70).
23.06.2021 определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже (л.д. 131-137).
28.06.2021 определением Коминтерновского районного РїСЂРёРЅСЏС‚ отказ Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. РѕС‚ требований РІ части требований Рє Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службы РїРѕ Воронежской области Рѕ взыскании страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РІ размере 180 СЂСѓР±. (Р».Рґ. 145, 146-147).
Административный истец Вязов А.С., его представитель адвокат Жучкова М.Н., действующая на основании ордера (л.д. 42), в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика – РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Доманина Рњ.Рђ., действующая РЅР° основании доверенности Рё диплома Рѕ высшем юридическом образовании (Р».Рґ. 47-49), против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные пояснения (Р».Рґ.174-176).
Представитель административного ответчика – РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области – Гордик Рњ.РЎ., действующая РЅР° основании доверенности Рё диплома Рѕ высшем юридическом образовании (Р».Рґ.46, 64), представлены письменные пояснения (Р».Рґ. 57-58).
Административный ответчик – Управление ФНС России по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, согласно поступившему заявлению просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлены письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 179-180,181-184).
Заинтересованное лицо - Межрайонная РФНС в„–17 Рѕ месте Рё времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ отсутствие представителя (Р».Рґ. 172).
Заинтересованное лицо – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв на заявление (л.д. 142-143).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено Рё подтверждается материалами дела, что 29.06.2020 Рё 22.10.2020 между РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Рё Вязовым Рђ.РЎ. проведены совместные сверки расчетов РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, Рѕ чем составлены акты (Р».Рґ.13-23, 26-36).
Согласно акту совместной сверки №ЗП5742 от 22.10.2020 установлена переплата Вязова А.С. по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ — 442655,38 руб., по штрафу в Пенсионный фонд Российской Федерации – 180 руб., по транспортному налогу - 31463,91 руб., по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов – 509,91 руб. (пени) (л.д. 13-23). Аналогичная сумма переплаты (за исключением пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (513,15 руб.)) установлена актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам №ЗП3599 от 29.06.2020 (л.д. 26-36).
20.10.2020 Р’СЏР·РѕРІ Рђ.РЎ. обратился РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа СЃ заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» возвратить ему излишне уплаченные налоги, СЃР±РѕСЂС‹, страховые РІР·РЅРѕСЃС‹, пени, штрафы (Р».Рґ. 25).
05.11.2020 заместителем начальника РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа вынесены решения РѕР± отказе РІ зачете (возврате) налога в„–11603 РїРѕ транспортному налогу СЃ физических лиц РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 31465,91 СЂСѓР±., причина отказа: нарушен СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ зачете (возврате) излишней СЃСѓРјРјС‹ (заявление представлено РїРѕ истечении 3-С… лет СЃРѕ РґРЅСЏ ее уплаты) (Р».Рґ. 152); в„–11621 РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физ. лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 РќРљ Р Р¤ РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 469300,73 СЂСѓР±., причина отказа: переплата указанная РІ заявлении, РЅРµ подтверждена налоговым органом (Р».Рґ. 153); в„–11602 РїРѕ налогу РЅР° имущество РїРѕ ставе, применяемой Рє объекту налогообложения РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 513,15 СЂСѓР±., причина отказа: нарушен СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ зачете (возврате) излишней СЃСѓРјРјС‹ (заявление представлено РїРѕ истечении 3-С… лет СЃРѕ РґРЅСЏ ее уплаты) (Р».Рґ. 154). Указанные решения получены административным истцом РІ С…РѕРґРµ рассмотрения настоящего дела, доказательств РёС… направления РІ адрес Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. РЅРµ представлено.
Р’ судебном заседании представитель административного ответчика – РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Доманина Рњ.Рђ. пояснила, что РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 РќРљ Р Р¤ РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 469300,73 СЂСѓР±., указанная РІ решении причина отказа: переплата, указанная РІ заявлении, РЅРµ подтверждена налоговым органом подразумевает, что нарушен СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ зачете (возврате) излишней СЃСѓРјРјС‹ (заявление представлено РїРѕ истечении 3-С… лет СЃРѕ РґРЅСЏ ее уплаты), что подтверждается служебной запиской РѕС‚ 05.07.2021 в„–09-27/17310 (Р».Рґ. 177).
Также представитель административного ответчика – РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Доманина Рњ.Рђ. РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства пояснила, что переплата РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 РќРљ Р Р¤ РІ размере 442655,38 СЂСѓР±. возникла Р·Р° период СЃ 01.01.2015 РїРѕ 29.06.2017, РїРѕ транспортному налогу РІ размере 31463,91 СЂСѓР±. Р·Р° период СЃ 25.07.2013 РїРѕ 11.05.2017, РїРѕ пени налогу РЅР° имущество физических лиц, взимаемому РїРѕ ставкам, применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 509,91 СЂСѓР±. Р·Р° период СЃ 01.02.2012 РїРѕ 01.12.2015. Указанное подтверждается представленными карточками расчета СЃ бюджетом (Р».Рґ. 99-129).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. При этом, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога (пункты 7, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 указанной статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 указанной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Определении РѕС‚ 21 РёСЋРЅСЏ 2001 РіРѕРґР° N 173-Рћ "РћР± отказе РІ принятии Рє рассмотрению жалобы гражданки Р¤РРћ5 РЅР° нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" указал, что оспариваемая РЅРѕСЂРјР° пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации направлена РЅРµ РЅР° ущемление прав налогоплательщика, который ошибся РІ расчете СЃСѓРјРјС‹ налогового платежа РїРѕ какой-либо причине, РІ том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, Р° напротив, позволяет ему РІ течение трех лет СЃРѕ РґРЅСЏ уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные Рё потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, РЅРµ обращаясь Рє судебной защите СЃРІРѕРёС… законных интересов. Р’ то Р¶Рµ время, данная РЅРѕСЂРјР° РЅРµ препятствует гражданину РІ случае РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° указанного СЃСЂРѕРєР° обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рѕ возврате РёР· бюджета переплаченной СЃСѓРјРјС‹ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ гражданского или арбитражного судопроизводства, Рё РІ этом случае действуют общие правила исчисления СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности - СЃРѕ РґРЅСЏ, РєРѕРіРґР° лицо узнало или должно было узнать Рѕ нарушении своего права (РїСѓРЅРєС‚ 1 статьи 200 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемый в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, поскольку административный истец узнал о том, что у него имеется переплата по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, по транспортному налогу, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов только после совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам - 29.06.2020, налоговым органом не представлено доказательств того, что о выявленной переплате налогоплательщику было сообщено ранее названной даты, с учетом этого, суд приходит к выводу о том, что факт обращения с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога 20.10.2020 не свидетельствует о пропуске административным истцом срока для обращения с таким административным иском.
При этом суд отвергает довод представителя налогового органа о том, что о факте образования переплаты административный истец имел возможность узнать при оплате им задолженности по исполнительному производству о взыскании налога на доходы физических лиц, поскольку исполнительное производство возбуждено 10.03.2009, окончено 14.11.2018, задолженность по налогу на доходы физических лиц образовалась с 01.01.2015 по 29.06.2017, налоговый орган о выявленной переплате налогоплательщику не сообщил.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулирует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающий также порядок их рассмотрения названными органами и должностными лицами.
Положения этого закона распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (части 1 и 2 статьи 1).
Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ, определяющий процедуру обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
В соответствии с частью 1статьи138Налогового кодексаРФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Согласно части 2статьи138Налогового кодексаРФ, акты налоговых органовненормативногохарактера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6статьи140 КАС РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силустатьи139Налогового кодекса РФжалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
В соответствии состатьей 140Налогового кодексаРФвышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; отменяет акт налогового органа ненормативного характера; отменяет решение налогового органа полностью или в части; отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
РЎСѓРґРѕРј установлено, 12.02.2021 Р’СЏР·РѕРІ Рђ.РЎ. обратился РІ Управление Федеральной налоговой службы РїРѕ Воронежской области СЃ жалобой, РІ которой РїСЂРѕСЃРёР» провести проверку Рё возвратить излишне уплаченные налоги, СЃР±РѕСЂС‹, страховые РІР·РЅРѕСЃС‹, пени, штрафы РІ размере 474809,32 СЂСѓР±. Указанная жалоба мотивирована тем, что заявитель РІ октябре 2020 Рі. обратился РІ РФНС РїРѕ Коминтерновскому району СЃ требованием Рѕ возврате излишне уплаченных СЃСѓРјРј. Требования Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа добровольно РЅРµ удовлетворил Рё ответа РґРѕ момента подачи жалобы РЅРµ направил (Р».Рґ. 9).
18.03.2021 УФНС России по Воронежской области уведомил Вязова А.С. о продлении срока рассмотрения его обращения (л.д. 92. 93).
23.06.2021 УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области направлен ответ Р’СЏР·РѕРІСѓ Рђ.РЎ. согласно которому РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа (РїРѕ месту постановки РЅР° учет) РїРѕ заявлениям Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. Рѕ возврате излишне уплаченных денежных средств, поданных СЃ нарушением трехлетнего СЃСЂРѕРєР°, 05.11.2020 Рё 06.11.2020 приняты решения РѕР± отказе РІ возврате СЃСѓРјРј излишне уплаченных налогов в„– в„– 11602, 11603, 11621, 11694, Рѕ чем направлены соответствующие сообщения РѕС‚ 05.11.2020 Рё 06.11.2020 в„– в„– 11602, 11603, 11621, 11694.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения обращения установлено, что переданная РёР· налогового органа РїРѕ прежнему месту поставки РЅР° учет (РФНС РїРѕ Левобережному району) переплата образована РІ период СЃ 02.11.2012 РїРѕ 30.11.2017 РїРѕ перечисленным службой судебных приставов суммам, взысканным РІ рамках исполнительного производства.
Одновременно сообщено, что исполнительное производство возбуждено постановлением судебного пристава-исполнителя РѕС‚ 10.03.2009 РЅР° основании исполнительного документа: Рсполнительный лист в„– 82-2009 РѕС‚ 16.02.2009, выданный Левобережным районным СЃСѓРґРѕРј Рі.Воронежа РїРѕ делу в„–82-2009, предмет исполнения: налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц РІ размере 1 376 420,90 СЂСѓР±., РІ отношении должника Р’СЏР·РѕРІР° Алексея Стефановича РІ пользу взыскателя: РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Левобережному району Рі. Воронежа, исполнительное производство окончено 14.11.2018 РЅР° основании Рї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 46 ФЗ в„– 229 «Об исполнительном производстве».
Кроме того, переплата по транспортному налогу в общей сумме 36778,73 руб. образована по суммам, перечисленным платежными поручениями от 29.05.2017 и от 31.01.2018, по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 693,37 руб. - по платежным поручениям от 04.03.2016 и от 22.05.2012.
В связи с чем, по факту истечения 3-х летнего периода, согласно положениям ст. 78 Кодекса указанная переплата возврату не подлежит.
Положительное сальдо по недоимке, пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 180 руб. образовано по сроку уплаты 01.01.2015 года. Возврат страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, налоговые органы исполняют по факту принятия Пенсионным Фондом РФ соответствующих решений (л.д. 85-88).
Проанализировав обращение (жалобу) Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. РѕС‚ 12.02.2021, СЃСѓРґ считает, что РѕРЅРѕ, очевидно, носило характер жалобы, поданных РІ вышестоящий налоговый орган РЅР° решения, действия (бездействия) РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Рё подлежала рассмотрению административным ответчиком РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ глав 19, 20 (раздел VII) Налогового кодекса Р Р¤. Указанные требования налоговым соблюдены РЅРµ были, заявителю дан ответ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Закона Рѕ рассмотрении обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В связи с чем суд находит подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании незаконным ответа Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 23.06.2021 по жалобе Вязова А.С.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих, организаций, обладающих публичными полномочиями. Содержанием судебного контроля является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных (публичных) полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.
РЎ учетом данных правовых положений СЃСѓРґ считает необходимым возложить РЅР° административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа обязанность принять меры Рє возврату Р’СЏР·РѕРІСѓ Алексею Стефановичу излишне уплаченного транспортного СЃ физических лиц РІ размере 31463,91 СЂСѓР±., излишне уплаченного налога РЅР° имущество физических лиц РїРѕ ставка применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РІ размере 509,91 СЂСѓР±. излишне уплаченного налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 Налогового кодекса Р Р¤ РІ СЃСѓРјРјРµ 442655,38 СЂСѓР±.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административный иск Вязова Алексея Стефановича – удовлетворить.
Признать незаконными решения РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа РѕС‚ 05.11.2020 РѕР± отказе РІ возврате излишне уплаченного транспортного СЃ физических лиц, РѕС‚ 05.11.2020 РѕР± отказе РІ возврате излишне уплаченного налога РЅР° имущество физических лиц РїРѕ ставка применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ, РѕС‚ 05.11.2020 РѕР± отказе РІ возврате излишне уплаченного налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 Налогового кодекса Р Р¤.
Признать незаконным ответ Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 23.06.2021 по жалобе Вязова Алексея Стефановича.
Обязать РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа принять меры Рє возврату Р’СЏР·РѕРІСѓ Алексею Стефановичу излишне уплаченного транспортного СЃ физических лиц РІ размере 31463,91 СЂСѓР±., излишне уплаченного налога РЅР° имущество физических лиц РїРѕ ставка применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РІ размере 509,91 СЂСѓР±., излишне уплаченного налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 Налогового кодекса Р Р¤ РІ СЃСѓРјРјРµ 442655,38 СЂСѓР±.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 09.07.2021.
Дело № 2а-2812/2021
РЈРР” 36RS0002-01-2021-002388-60
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
9 июля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Вязова А.С., его представителя адвоката Жучковой М.Н., действующей на основании ордера,
представителя административного ответчика Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Доманиной Рњ.Рђ., действующей РЅР° основании доверенности Рё диплома Рѕ высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика РњРФНС в„–15 – Гордик Рњ.РЎ., действующей РЅР° основании доверенности Рё диплома Рѕ высшем юридическом образовании,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении СЃСѓРґР° административное дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р’СЏР·РѕРІР° Алексея Стефановича Рє Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службые РїРѕ Воронежской области Рѕ признании незаконными решений, возврате излишне уплаченного налога,
РЈ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Р’СЏР·РѕРІ Алексей Стефанович обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службы РїРѕ Воронежской области, РІ котором СЃ учетом уточнения требований РїСЂРѕСЃРёР» признать решения РѕР± отказе РІ выплате излишне уплаченных налогов РЅРµ законными, обязать возвратить РёР· бюджета излишне уплаченный налог РІ СЃСѓРјРјРµ 474629,2 СЂСѓР±.
Р’ обоснование заявленных требований указав, что является налогоплательщиком. 29.06.2020 Рё 22.10.2020 между истцом Рё РФНС РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа проведена совместная сверка расчетов РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам Р·Р° период СЃ 01.01.2020 РїРѕ 22.10.2020, согласно которому Сѓ РФНС перед Вязовым Рђ.РЎ. образовалась следующая задолженность: РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ СЃ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 РќРљ Р Р¤ — 442655.38 СЂСѓР±., РїРѕ транспортному налогу - 31 463.91 СЂСѓР±., РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц, взимаемому РїРѕ ставкам, применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ – 509,91 СЂСѓР±. (пени). Ртого СЃСѓРјРјР° задолженности составляет 474 629,2 рубля.
Р’ октябре 2020 РіРѕРґР° Р’СЏР·РѕРІ Рђ.РЎ. обратился РІ РФНС РїРѕ Коминтерновскому району СЃ требованием Рѕ возврате излишне уплаченных СЃСѓРјРј, однако решения РѕР± отказе РІ возврате излишне уплаченного налога было вручено истцу 29.06.2021, РІ процессе рассмотрения настоящего дела
12.02.2021 Вязов А.С. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области, однако жалоба оставлена без удовлетворения в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налога.
Ссылаясь на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Вязов А.С. полагает, что указанными решениями нарушены его права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 6-7, 157-159).
Определением Коминтерновского районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РѕС‚ 29.04.2021, занесенным РІ протокол судебного заседания, Рє участию РІ деле РІ качестве административных ответчиков привлечены РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области Рё ФНС РїРѕ Воронежской области (Р».Рґ. 51-53).
Определением Коминтерновского районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа РѕС‚ 27.05.2021, занесенным РІ протокол судебного заседания, Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованного лица привлечена РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Левобережному району Рі. Воронежа (РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ реорганизацией РњРФНС в„–17) (Р».Рґ. 68-70).
23.06.2021 определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже (л.д. 131-137).
28.06.2021 определением Коминтерновского районного РїСЂРёРЅСЏС‚ отказ Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. РѕС‚ требований РІ части требований Рє Рнспекции Федеральной налоговой службы РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа, РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службы РїРѕ Воронежской области Рѕ взыскании страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РІ размере 180 СЂСѓР±. (Р».Рґ. 145, 146-147).
Административный истец Вязов А.С., его представитель адвокат Жучкова М.Н., действующая на основании ордера (л.д. 42), в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика – РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Доманина Рњ.Рђ., действующая РЅР° основании доверенности Рё диплома Рѕ высшем юридическом образовании (Р».Рґ. 47-49), против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные пояснения (Р».Рґ.174-176).
Представитель административного ответчика – РњРФНС в„–15 РїРѕ Воронежской области – Гордик Рњ.РЎ., действующая РЅР° основании доверенности Рё диплома Рѕ высшем юридическом образовании (Р».Рґ.46, 64), представлены письменные пояснения (Р».Рґ. 57-58).
Административный ответчик – Управление ФНС России по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, согласно поступившему заявлению просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлены письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 179-180,181-184).
Заинтересованное лицо - Межрайонная РФНС в„–17 Рѕ месте Рё времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ отсутствие представителя (Р».Рґ. 172).
Заинтересованное лицо – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв на заявление (л.д. 142-143).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено Рё подтверждается материалами дела, что 29.06.2020 Рё 22.10.2020 между РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Рё Вязовым Рђ.РЎ. проведены совместные сверки расчетов РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, Рѕ чем составлены акты (Р».Рґ.13-23, 26-36).
Согласно акту совместной сверки №ЗП5742 от 22.10.2020 установлена переплата Вязова А.С. по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ — 442655,38 руб., по штрафу в Пенсионный фонд Российской Федерации – 180 руб., по транспортному налогу - 31463,91 руб., по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов – 509,91 руб. (пени) (л.д. 13-23). Аналогичная сумма переплаты (за исключением пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (513,15 руб.)) установлена актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам №ЗП3599 от 29.06.2020 (л.д. 26-36).
20.10.2020 Р’СЏР·РѕРІ Рђ.РЎ. обратился РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа СЃ заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» возвратить ему излишне уплаченные налоги, СЃР±РѕСЂС‹, страховые РІР·РЅРѕСЃС‹, пени, штрафы (Р».Рґ. 25).
05.11.2020 заместителем начальника РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа вынесены решения РѕР± отказе РІ зачете (возврате) налога в„–11603 РїРѕ транспортному налогу СЃ физических лиц РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 31465,91 СЂСѓР±., причина отказа: нарушен СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ зачете (возврате) излишней СЃСѓРјРјС‹ (заявление представлено РїРѕ истечении 3-С… лет СЃРѕ РґРЅСЏ ее уплаты) (Р».Рґ. 152); в„–11621 РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физ. лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 РќРљ Р Р¤ РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 469300,73 СЂСѓР±., причина отказа: переплата указанная РІ заявлении, РЅРµ подтверждена налоговым органом (Р».Рґ. 153); в„–11602 РїРѕ налогу РЅР° имущество РїРѕ ставе, применяемой Рє объекту налогообложения РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 513,15 СЂСѓР±., причина отказа: нарушен СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ зачете (возврате) излишней СЃСѓРјРјС‹ (заявление представлено РїРѕ истечении 3-С… лет СЃРѕ РґРЅСЏ ее уплаты) (Р».Рґ. 154). Указанные решения получены административным истцом РІ С…РѕРґРµ рассмотрения настоящего дела, доказательств РёС… направления РІ адрес Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. РЅРµ представлено.
Р’ судебном заседании представитель административного ответчика – РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Доманина Рњ.Рђ. пояснила, что РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 РќРљ Р Р¤ РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 469300,73 СЂСѓР±., указанная РІ решении причина отказа: переплата, указанная РІ заявлении, РЅРµ подтверждена налоговым органом подразумевает, что нарушен СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ зачете (возврате) излишней СЃСѓРјРјС‹ (заявление представлено РїРѕ истечении 3-С… лет СЃРѕ РґРЅСЏ ее уплаты), что подтверждается служебной запиской РѕС‚ 05.07.2021 в„–09-27/17310 (Р».Рґ. 177).
Также представитель административного ответчика – РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Доманина Рњ.Рђ. РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства пояснила, что переплата РїРѕ налогу РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 РќРљ Р Р¤ РІ размере 442655,38 СЂСѓР±. возникла Р·Р° период СЃ 01.01.2015 РїРѕ 29.06.2017, РїРѕ транспортному налогу РІ размере 31463,91 СЂСѓР±. Р·Р° период СЃ 25.07.2013 РїРѕ 11.05.2017, РїРѕ пени налогу РЅР° имущество физических лиц, взимаемому РїРѕ ставкам, применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 509,91 СЂСѓР±. Р·Р° период СЃ 01.02.2012 РїРѕ 01.12.2015. Указанное подтверждается представленными карточками расчета СЃ бюджетом (Р».Рґ. 99-129).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. При этом, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога (пункты 7, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 указанной статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 указанной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Определении РѕС‚ 21 РёСЋРЅСЏ 2001 РіРѕРґР° N 173-Рћ "РћР± отказе РІ принятии Рє рассмотрению жалобы гражданки Р¤РРћ5 РЅР° нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" указал, что оспариваемая РЅРѕСЂРјР° пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации направлена РЅРµ РЅР° ущемление прав налогоплательщика, который ошибся РІ расчете СЃСѓРјРјС‹ налогового платежа РїРѕ какой-либо причине, РІ том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, Р° напротив, позволяет ему РІ течение трех лет СЃРѕ РґРЅСЏ уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные Рё потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, РЅРµ обращаясь Рє судебной защите СЃРІРѕРёС… законных интересов. Р’ то Р¶Рµ время, данная РЅРѕСЂРјР° РЅРµ препятствует гражданину РІ случае РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° указанного СЃСЂРѕРєР° обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рѕ возврате РёР· бюджета переплаченной СЃСѓРјРјС‹ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ гражданского или арбитражного судопроизводства, Рё РІ этом случае действуют общие правила исчисления СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности - СЃРѕ РґРЅСЏ, РєРѕРіРґР° лицо узнало или должно было узнать Рѕ нарушении своего права (РїСѓРЅРєС‚ 1 статьи 200 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемый в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, поскольку административный истец узнал о том, что у него имеется переплата по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, по транспортному налогу, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов только после совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам - 29.06.2020, налоговым органом не представлено доказательств того, что о выявленной переплате налогоплательщику было сообщено ранее названной даты, с учетом этого, суд приходит к выводу о том, что факт обращения с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога 20.10.2020 не свидетельствует о пропуске административным истцом срока для обращения с таким административным иском.
При этом суд отвергает довод представителя налогового органа о том, что о факте образования переплаты административный истец имел возможность узнать при оплате им задолженности по исполнительному производству о взыскании налога на доходы физических лиц, поскольку исполнительное производство возбуждено 10.03.2009, окончено 14.11.2018, задолженность по налогу на доходы физических лиц образовалась с 01.01.2015 по 29.06.2017, налоговый орган о выявленной переплате налогоплательщику не сообщил.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулирует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающий также порядок их рассмотрения названными органами и должностными лицами.
Положения этого закона распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (части 1 и 2 статьи 1).
Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ, определяющий процедуру обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
В соответствии с частью 1статьи138Налогового кодексаРФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Согласно части 2статьи138Налогового кодексаРФ, акты налоговых органовненормативногохарактера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6статьи140 КАС РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силустатьи139Налогового кодекса РФжалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
В соответствии состатьей 140Налогового кодексаРФвышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; отменяет акт налогового органа ненормативного характера; отменяет решение налогового органа полностью или в части; отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
РЎСѓРґРѕРј установлено, 12.02.2021 Р’СЏР·РѕРІ Рђ.РЎ. обратился РІ Управление Федеральной налоговой службы РїРѕ Воронежской области СЃ жалобой, РІ которой РїСЂРѕСЃРёР» провести проверку Рё возвратить излишне уплаченные налоги, СЃР±РѕСЂС‹, страховые РІР·РЅРѕСЃС‹, пени, штрафы РІ размере 474809,32 СЂСѓР±. Указанная жалоба мотивирована тем, что заявитель РІ октябре 2020 Рі. обратился РІ РФНС РїРѕ Коминтерновскому району СЃ требованием Рѕ возврате излишне уплаченных СЃСѓРјРј. Требования Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа добровольно РЅРµ удовлетворил Рё ответа РґРѕ момента подачи жалобы РЅРµ направил (Р».Рґ. 9).
18.03.2021 УФНС России по Воронежской области уведомил Вязова А.С. о продлении срока рассмотрения его обращения (л.д. 92. 93).
23.06.2021 УФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области направлен ответ Р’СЏР·РѕРІСѓ Рђ.РЎ. согласно которому РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа (РїРѕ месту постановки РЅР° учет) РїРѕ заявлениям Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. Рѕ возврате излишне уплаченных денежных средств, поданных СЃ нарушением трехлетнего СЃСЂРѕРєР°, 05.11.2020 Рё 06.11.2020 приняты решения РѕР± отказе РІ возврате СЃСѓРјРј излишне уплаченных налогов в„– в„– 11602, 11603, 11621, 11694, Рѕ чем направлены соответствующие сообщения РѕС‚ 05.11.2020 Рё 06.11.2020 в„– в„– 11602, 11603, 11621, 11694.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения обращения установлено, что переданная РёР· налогового органа РїРѕ прежнему месту поставки РЅР° учет (РФНС РїРѕ Левобережному району) переплата образована РІ период СЃ 02.11.2012 РїРѕ 30.11.2017 РїРѕ перечисленным службой судебных приставов суммам, взысканным РІ рамках исполнительного производства.
Одновременно сообщено, что исполнительное производство возбуждено постановлением судебного пристава-исполнителя РѕС‚ 10.03.2009 РЅР° основании исполнительного документа: Рсполнительный лист в„– 82-2009 РѕС‚ 16.02.2009, выданный Левобережным районным СЃСѓРґРѕРј Рі.Воронежа РїРѕ делу в„–82-2009, предмет исполнения: налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц РІ размере 1 376 420,90 СЂСѓР±., РІ отношении должника Р’СЏР·РѕРІР° Алексея Стефановича РІ пользу взыскателя: РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Левобережному району Рі. Воронежа, исполнительное производство окончено 14.11.2018 РЅР° основании Рї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 46 ФЗ в„– 229 «Об исполнительном производстве».
Кроме того, переплата по транспортному налогу в общей сумме 36778,73 руб. образована по суммам, перечисленным платежными поручениями от 29.05.2017 и от 31.01.2018, по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 693,37 руб. - по платежным поручениям от 04.03.2016 и от 22.05.2012.
В связи с чем, по факту истечения 3-х летнего периода, согласно положениям ст. 78 Кодекса указанная переплата возврату не подлежит.
Положительное сальдо по недоимке, пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 180 руб. образовано по сроку уплаты 01.01.2015 года. Возврат страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, налоговые органы исполняют по факту принятия Пенсионным Фондом РФ соответствующих решений (л.д. 85-88).
Проанализировав обращение (жалобу) Р’СЏР·РѕРІР° Рђ.РЎ. РѕС‚ 12.02.2021, СЃСѓРґ считает, что РѕРЅРѕ, очевидно, носило характер жалобы, поданных РІ вышестоящий налоговый орган РЅР° решения, действия (бездействия) РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа Рё подлежала рассмотрению административным ответчиком РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ глав 19, 20 (раздел VII) Налогового кодекса Р Р¤. Указанные требования налоговым соблюдены РЅРµ были, заявителю дан ответ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Закона Рѕ рассмотрении обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В связи с чем суд находит подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании незаконным ответа Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 23.06.2021 по жалобе Вязова А.С.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих, организаций, обладающих публичными полномочиями. Содержанием судебного контроля является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных (публичных) полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, организаций, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.
РЎ учетом данных правовых положений СЃСѓРґ считает необходимым возложить РЅР° административного ответчика РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа обязанность принять меры Рє возврату Р’СЏР·РѕРІСѓ Алексею Стефановичу излишне уплаченного транспортного СЃ физических лиц РІ размере 31463,91 СЂСѓР±., излишне уплаченного налога РЅР° имущество физических лиц РїРѕ ставка применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РІ размере 509,91 СЂСѓР±. излишне уплаченного налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 Налогового кодекса Р Р¤ РІ СЃСѓРјРјРµ 442655,38 СЂСѓР±.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административный иск Вязова Алексея Стефановича – удовлетворить.
Признать незаконными решения РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа РѕС‚ 05.11.2020 РѕР± отказе РІ возврате излишне уплаченного транспортного СЃ физических лиц, РѕС‚ 05.11.2020 РѕР± отказе РІ возврате излишне уплаченного налога РЅР° имущество физических лиц РїРѕ ставка применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ, РѕС‚ 05.11.2020 РѕР± отказе РІ возврате излишне уплаченного налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 Налогового кодекса Р Р¤.
Признать незаконным ответ Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 23.06.2021 по жалобе Вязова Алексея Стефановича.
Обязать РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Коминтерновскому району Рі. Воронежа принять меры Рє возврату Р’СЏР·РѕРІСѓ Алексею Стефановичу излишне уплаченного транспортного СЃ физических лиц РІ размере 31463,91 СЂСѓР±., излишне уплаченного налога РЅР° имущество физических лиц РїРѕ ставка применяемым Рє объектам налогообложения, расположенным РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РІ размере 509,91 СЂСѓР±., излишне уплаченного налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц СЃ РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных физическими лицами РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 228 Налогового кодекса Р Р¤ РІ СЃСѓРјРјРµ 442655,38 СЂСѓР±.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 09.07.2021.