РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Григорьевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Шарифуллина Р. Р. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения,
Установил:
Шарифуллин Р.Р. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, линия 8, Кряжский массив КНПЗ, кадастровый №. Для оформления прилегающего земельного участка площадью <данные изъяты> в собственность через процедуру перераспределения Шарифуллин Р.Р. обратился с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства г.о.Самара, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9, пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ с указанием на то, что часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений. С данным отказом Шарифуллин Р.Р. не согласен, поскольку административным ответчиком не была предоставлена информация о том, какая именно часть испрашиваемого участка находится на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений, с учетом которой он мог бы испросить иную площадь земельного участка. Полагает, что само по себе нахождение части испрашиваемого земельного участка на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений не может являться основанием для отказа для заключения соглашения о перераспределении земельных участков. Ссылаясь на то, что основания для отказа в перераспределении земельного участка отсутствуют, Шарифуллин Р.Р. просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».
В судебном заседании административный истец Шарифуллин Р.Р. заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Нагорная С.С. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Заинтересованное лицо Воеводин А.А. в судебном заседании поддержал административный иск в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч.3 ст.11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Положениями ст.39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Шарифуллин Р.Р. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом соглашения о разделе земельного участка и прекращении права общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> (л.д.4-10).
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на вышеуказанном земельном участке расположен принадлежащий Шарифуллину Р.Р. жилой дом, право собственности, на который в установленном законом порядке не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ Шарифуллин Р.Р. обратился к Главе г.о.Самара Лапушкиной Е.В. с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности. К заявлению приложил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью <данные изъяты> в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> прилегающего земельного участка площадью <данные изъяты> (л.д. 32-33, 64).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Шарифуллин Р.Р. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9, пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
Отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков мотивирован тем, что в соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, Схемой № «Основной чертеж. Проектное решение Генерального плана городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений.
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Положениями п.6 ст.11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 12 ст.85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, но не подлежат приватизации.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 ЗК РФ определено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно ст.1, ст.30 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки и определяют виды разрешенного использования земельных участков в соответствующей территориальной зоне.
Действительно, из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 307-КГ16-18929).
Между тем, следует учитывать, что генеральный план, являясь проектным документом, определяет назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, тогда как градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, устанавливаются правилами землепользования и застройки, и следовательно, ими должен руководствоваться уполномоченный орган при решении конкретных вопросов землепользования.
Согласно Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> расположен в зоне <данные изъяты>
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара земельный участок не принадлежит территории общего пользования, не располагается в границах земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, не принадлежит к территории, зарезервированной для государственных и муниципальных нужд, проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположены испрашиваемые земельные участки, не разрабатывалась, разрешение на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории не выдавалось, земельный участок не расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, действующие договора аренды по нему отсутствуют. Сведения о наличии зон с особыми условиями использования территорий, защитных зонах ОКН, водоохранных зонах. Прибрежной полосы, зон подтопления, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зон охраняемых объектов, приаэродромных территориях и иных зон отсутствуют. Информация о пересечении образуемого земельного участка с границами муниципальных образований, а также наличии вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы не имеется. Образуемый земельный участок не накладывается на границы земельных участков, сведения о которых содержатся в ГКН, не расположен в границах лесов Самарского лесопарка и в противопожарных защитных зонах от лесов, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, само по себе нахождение спорного земельного участка на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений, установленной Генеральным планом, не является безусловным основанием к отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств свидетельствующих о том, что образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, приведет к нарушению требований ст.11.9 ЗК РФ, не представлено, распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью <данные изъяты>, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по заявленным в нем мотивам не соответствует закону и подлежит отмене.
В силу ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать административного ответчика в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Шарифуллина Р.Р., возобновив работу по его заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
Довод Департамента градостроительства г.о.Самара о том, что вблизи испрашиваемого земельного участка расположены военные объекты, для обеспечения бесперебойного функционирования которых установлены запретные зоны, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку напрямую об этом в оспариваемом распоряжении не указывалось. Следовательно, этот довод является ссылкой на новое обстоятельство, на которое в оспариваемом распоряжении Департамент градостроительства г.о.Самара не ссылался. Однако в силу абзаца 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе ссылаться на это новое обстоятельство при разрешении дела, поскольку в этом случае будет иметь место изменение основания принятого административным ответчиком решения.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Шарифуллина Р. Р. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Шарифуллина Р.Р., возобновив работу по его заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок в Ленинский районный суд г.Самары.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.04.2019 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь