дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Крикуновой Л.В.,
при секретаре Малаховской Е.С.,
помощник судьи Ковалева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Администрации Томского района к Максимовой Марии Сергеевне, Максимову Владимиру Владимировичу об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов,
установил:
Администрация Томского района обратилась в суд с иском к Максимовой М.С., Максимову В.В., в котором просила изъять у ответчиков объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, путем продажи с публичных торгов.
В обоснование заявленных требований указала, что Максимов В.В. и Максимова М.С. являются собственниками объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указанный земельный участок был предоставлен ответчикам на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ однократно для завершения строительства объекта незавершенного строительства. В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды земельного участка срок аренды устанавливается на три года, начало действия договора аренды ДД.ММ.ГГГГ, окончание действия договора ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Томского района направила в адрес ответчиков уведомление о прекращении договора аренды земельного участка в связи с истечением срока действия №, в котором сообщалось о прекращении срока договора аренды земельного участка, а также о возможности обращения с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка при наличии на нем объекта недвижимости (завершенного строительства), находящегося у этого лица в собственности, однако таких заявлений не последовало.
Истец Администрация Томского района, ответчики Максимов В.В. и Максимова М.С., третье лицо Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, не явились, представителей в суд не направили. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Третье лицо Администрация Мирненского сельского поселения, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, представителя в суд не направило. В материалы дела представлено заявление Главы Администрации Мирненского сельского поселения Юркова А.С. о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица.
Суд в соответствии с положениями статьи 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие третьего лица.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Объектом незавершенного строительства является объект, строительство которого не завершено и который относится к объектам капитального строительства наряду со зданиями, строениями, сооружениями (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1 части 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований принудительного изъятия у собственника имущества является отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (пункт 3 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 33 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный нормативно-правовой акт вступил в силу с 1 марта 2015 года.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был изменен ранее существовавший порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года утратил силу пункт 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с 1 марта 2015 года не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
Случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в пункте 21 статьи 3 Закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В перечне оснований заключения договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в приведенном случае участок может быть предоставлен однократно в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Согласно пункту 21 статьи 3 Закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующему с 1 марта 2015 года, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду для строительства такого объекта, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с этим пунктом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в общей совместной собственности Максимова В.В. и Максимовой М.С. находится объект незавершенного строительства степенью готовности 10 % с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>. Право собственности Максимова В.В. и Максимовой М.С. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1200 +/- 24 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Томского района и ответчиком заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, МКР «Молодежный», уч. №. Земельный участок предоставлен в аренду однократно для завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым (условным) номером № (пункты 1.1-1.2 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды земельного участка срок аренды устанавливается на три года, начало действия договора аренды ДД.ММ.ГГГГ, окончание действия договора ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок передан Максимову В.В., Максимовой М.С. по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, отношения истца и ответчика по аренде земельного участка возникли после вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ввиду чего на них распространяются положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Как следует из буквального толкования условий договора аренды, указанный земельный участок предоставлен ответчику в аренду однократно для завершения строительства объекта недвижимости.
Истец, обращаясь с требованиями об изъятии объекта незавершенного строительства, указал на то, что срок, на который с ответчиком был заключен договор аренды земельного участка, предоставленного для завершения строительства, истек.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Томского района направила в адрес ответчика уведомление № о прекращении договора аренды земельного участка в связи с истечением срока действия, в котором сообщалось о прекращении срока договора аренды земельного участка, а также о возможности обращения с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка при наличии на нем объекта недвижимости, завершенного строительством, находящегося у этого лица в собственности.
Как следует из искового заявления, заявлений о предоставлении в собственность земельного участка в связи с наличием на нем объекта завершенного строительства, от ответчика не последовало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешения на ввод объекта с кадастровым номером № в эксплуатацию в материалы дела не представлено.
Вместе с тем согласно положениям пункта 3 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.
Данные нормативные положения могут быть связаны с ограничениям, предусмотренными статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей пределы осуществления гражданских прав, и является гарантией защиты прав и законных интересов добросовестных лиц, предпринимавших соответствующие меры, но допустивших нарушение сроков строительства не по своей вине.
Согласно ответу Администрации Мирненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос подъездные пути к земельным участкам, расположенным в <адрес> (в то числе уч.№), отсутствуют в связи с тем, что на момент прокладки дорог в 2017 году данные земельные участки не имели арендаторов (правообладателей). ДД.ММ.ГГГГ Администрация Мирненского сельского поселения на заседании Совета поселения поднимала вопрос о капитальном строительстве дороги к вышеуказанным земельным участкам на мкр. Молодежный, стоимость строительства составляет свыше трех миллионов рублей. В бюджете поселения на 2020 год по дорожной деятельности запланировано поступление акцизы в размере 953 000 рублей на текущее содержание и ремонт внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования. Депутатами Совета поселения было принято решение из-за отсутствия денежных средств в бюджете поселения на 2020 год о невозможности капитального строительства автомобильной дороги мкр. Молодежный к земельным участкам с 29 по 34.
Таким образом, и на момент заключения договора аренды земельного участка между Администрацией Томского района и ответчиками (ДД.ММ.ГГГГ), и на сегодняшний день ответчики не имели возможности осуществлять строительство по независящим от них причинам. То есть нарушение сроков строительства произошло не по вине ответчиков.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований Администрации Томского района об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Администрации Томского района к Максимовой Марии Сергеевне, Максимову Владимиру Владимировичу об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ А.В. Крикунова
Копия верна
Судья А.В. Крикунова
Секретарь Т.А. Барышева
Подлинник подшит в деле №2-166/2021 в
Томском районном суде Томской области
70RS0005-01-2020-002471-47
Мотивированный текст решения суда изготовлен 27 июля 2021 г.
Судья А.В. Крикунова