Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3372/2019 ~ М-2113/2019 от 18.03.2019

                                        Дело № 2-3372/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2019г.                                    г.Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Рожновой О.Е., при секретаре Бозаджи Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова Юрия Родионовича к СНТ «Жаворонки-Север» о проведении аудиторской проверки,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным выше иском к ответчику, просит суд об обязании председателя СНТ «Жаворонки-Север» провести аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности за период 2015-2018г.

    Свои требования истец мотивирует тем, что является членом СНТ. В деятельности органов управления СНТ имеются значительные нарушения, нецелевое использование денежных средств, полученных от собственников земельных участков на территории товарищества.

    Истец и его представитель в судебном заседании настаивали на иске.

    Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, который полагал необоснованным.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Истец является членом СНТ «Жаворонки – Север», созданном в результате реорганизации путем выделения из СНТ «Жаворонки». Факт членства истца в СНТ подтверждается членской книжкой, истец является собственником земельного участка расположенного в СНТ (по АДРЕС).

    Предметом деятельности товарищества согласно Уставу является содействие членам товарищества в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, защита их прав и законных интересов. Основными целями товарищества являются содействие членам товарищества в получении земельных участков в собственность, освоении и рациональном использовании их по назначению для выращивания сельскохозяйственной продукции в качестве дополнительного источника дохода, ведении садоводства; содействие членам товарищества в возведении на их земельных участках в соответствии с разрешенным использованием жилых и хозяйственных строений и сооружений для создания условий активного отдыха и укрепления здоровья садоводов и членов их семей.

    Устав товарищества является его учредительным и основным юридическим документом, устанавливающим организацию и порядок деятельности товарищества.

    Согласно ст. 15 Устава товарищества имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов, является общей собственностью его членов.

    Имущество общего пользования, приобретенное или созданное товариществом за счет средств специального фонда, является собственностью товарищества как юридического лица.

    В товариществе по решению общего собрания создаются целевой фонд и фонд членских взносов.

    Товарищество ведет бухгалтерский учет, представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке и объеме, установленном законодательством.

    В силу ст. 18 Устава денежные средства товарищества должны расходоваться в соответствии с годовой приходно-расходной сметой.

    Согласно ст. 19 Устава органами управления товарищества являются общее собрание членов, Правление товарищества, председатель Правления.

    В силу ст. 20 Устава общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества. Общее собрание членов товарищества вправе рассматривать любые вопросы деятельности товарищества и принимать по ним решения.

    К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (уполномоченных) относятся в том числе вопросы о принятии решений о создании и развитии объектов инфраструктуры, установление размеров целевых и членских взносов и сроков их внесения; утверждение приходно-расходной сметы товарищества, рассмотрение жалоб на решения и действия членов Правления, председателя Правления, членов ревизионной комиссии, членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц товарищества; утверждение отчетов Правления, ревизионной комиссии, комиссии по контролю за соблюдением законодательства.

    Согласно ст. 23 Устава контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, в т.ч. деятельностью председателя Правления и членов Правления, осуществляет ревизионная комиссия, избираемая из числа членов товарищества либо других доверенных лиц общим собранием в составе не менее трех человек на срок два года.

    Ревизионная комиссия товарищества обязана проверять выполнение Правлением товарищества и председателем Правления решений общих собраний членов товарищества, законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления товарищества, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность товарищества, состояние его имущества; осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии, решению общего собрания членов товарищества либо по требованию одной пятой общего числа членов товарищества или одной трети общего числа членов его правления и т.д.

    Истец указывает, что в финансово-хозяйственной деятельности товарищества имеют место значительные нарушения законодательства и уставной деятельности, что подтверждается актом ревизионной комиссии по итогам финансово-хозяйственной деятельности СНТ за 2017г., документами по финансово-хозяйственной деятельности.

    По мнению истца, садово-огороднические общества и товарищества подпадают под обязательный аудит по решению вышестоящих органов (к ним относятся и государственные), а также аудиту, инициативному по усмотрению руководящего состава садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ). Проведение аудиторских проверок (аудита) садового товарищества устанавливает закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. чаще всего инициаторами аудиторских проверок в СНТ выступают государственные органы.

    Истец считает, в настоящее время необходима аудиторская проверка, которая позволит оценить возможные финансовые и юридические риски собственников.

Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определены правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 1 указанного выше Законы аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

Согласно части 3 ст.1 указанного выше Закона аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Согласно части 5 аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

    Согласно части 2 Закона аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

    В силу ст. 5 указанного выше Закона (ч.1) обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

    Согласно ст. 6 Закона аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Статьей 8 ч. 2 установлено, что порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Деятельность СНТ до 01.01.2019г. регулировалась Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а после указанной даты Федеральным законом от Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:

14) заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества.

Анализ приведенных выше норм права не предусматривает возможности понуждения органов управления садоводческой некоммерческой организации к проведению аудиторской проверки. Суд не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность организации. Общее собрание членов товарищества является в силу ФЗ № 217-ФЗ от 29.07.2017г. и Устава товарищества высшим органом товарищества, к его исключительной компетенции относится принятие решения, которого требует истец. С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований Романова не имеется. Доводы, на которые ссылается истец, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Романова Юрия Родионовича к СНТ «Жаворонки-Север» об обязании председателя СНТ «Жаворонки-Север» провести аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности за период 2015-2018г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

2-3372/2019 ~ М-2113/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Романов Юрий Родионович
Ответчики
СНТ "Жаворонки-Север"
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Рожнова Ольга Евгеньевна
Дело на странице суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
18.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2019Передача материалов судье
22.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2019Подготовка дела (собеседование)
15.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2019Судебное заседание
06.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
28.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее