РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2016 года город Тула
Привокзальный районный суд г Тулы в составе:
председательствующего Сафроновой И.М.,
при секретаре Поповой А.В.,
с участием представителя истца- помощника Тульского природоохранного прокурора Миронова А.А.,
представителей ответчика ООО «Сароста» по доверенности Шашковой Т.Н. и Еремина А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1576/16 по исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора к ООО «Сароста» об обязании получить разрешение,
установил:
Тульский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Сароста» об обязании получить в установленном законом порядке разрешение на осуществление сброса сточных вод в водный объект реку <...>, мотивируя свои требования тем, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения водного законодательства в части сохранения и рационального использования водных ресурсов ООО «Сароста». В соответствии с уставом ООО «Сароста», утвержденным решением внеочередного общего собрания участников общества от дата *, одними из основных видов деятельности общества является сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества, деятельность терминалов (автобусных станций) и т.п. Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование, выданному Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области от дата *, ливневые сточные воды ООО «Сароста» поступают с промышленной площадки предприятия после предварительного отстаивания в отстойнике- аккумуляторе на очистные сооружения «Свирь-2,5» и далее после механической очистки сбрасываются одним выпуском в реку <...> (объем ливневых сточных вод не превышает <...> в год). Согласно статистической отчетности 2-ТП (водхоз) ООО «Сароста» за дата в водный объект-р.<...> сброшено недостаточно очищенных сточных вод -<...> с содержанием следующих загрязняющих веществ: взвешенные вещества, сухой остаток, БПК.полн, хлориды, фосфор фосфатов и др. В ходе проверки установлено, что в настоящее время у ООО «Сароста» отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду. Ранее по результатам проверки за отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в отношении должностного лица ООО «Сароста» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностному лицу назначен штраф <...> рублей. Кроме того, директору ООО «Сароста» вносилось представление, которое рассмотрено, требования прокуратуры признаны обоснованными: По результатам рассмотрения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Из ответа на представление следует, что предприятием разрешение на сброс не получено. Таким образом, ООО «Сароста» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду (сброс сточных вод в поверхностный водный объект) в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Просил обязать ООО «Сароста» получить в установленном законом порядке разрешение на осуществление сброса сточных вод в водный объект - реку <...>.
В последствии исковые требования истцом были уточнены и окончательно Тульский природоохранный прокурор просил обязать ООО «САРОСТА» получить в установленном законом порядке разрешение на осуществление сброса сточных вод в водный объект -реку <...> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Тульского природоохранного прокурора Миронов А.А. исковые требования с учетом уточнения поддержал и просил суд обязать ООО «Сароста» получить в установленном законом порядке разрешение на осуществление сброса сточных вод в водный объект -реку <...> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ООО «Сароста» по доверенности Шашкова Т.Н. в судебном заседании исковые требования Тульского природоохранного прокурора с учетом уточнения требований признала, также показала, что Общество с ограниченной ответственностью «Сароста» (далее — Общество) - ответчик- по существу данного вопроса поясняет следующее: общество имело разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) в период с дата по дата. В настоящее время срок данного разрешения истек. Для разработки необходимых документов и получения нового разрешения на сброс общество заключило договоры с аккредитованными организациями: дата с ООО ЦЭОТ «Тула-техэкспертиза» на разработку проекта нормативов допустимых сбросов, сопровождение этого проекта, получение Разрешения на сброс; дата договор с ФГБУ «Центральное УГМС» на предоставление информации для разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС). По состоянию на дата проект НДС согласован со всеми уполномоченными органами и находится на утверждении в <адрес> бассейновом водном управлении. Несмотря на истечение срока разрешения общество продолжает исполнять все свои обязательства по программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоны (согласована в дата <адрес>). Так дата был проведен количественный химический анализ природных и сточных вод, дата оплачен счет за проведение измерений и анализов сбросов загрязняющих веществ природной и сточной воды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду согласно статье 16.4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» будет произведена Обществом не позднее дата, при этом вся масса загрязняющих веществ из-за отсутствия Разрешения на сброс сточных вод будет учитываться как сверхлимитная с применением пятикратного повышающего коэффициента. На основании изложенного и учитывая сроки, установленные Постановлением Правительства РФ № * от дата., административным регламентом Росприроднадзора просят суд определить для ответчика срок получения разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Представитель ответчика ООО «Сароста» по доверенности Еремин А.Д. в судебном заседании исковые требования Тульского природоохранного прокурора признал, просил суд предоставить дата для получения разрешения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 39 того же Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст. 55 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.
В силу ч.1 ст.1 Водного кодекса РФ водный объект – водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Частью 2 ст.5 Водного кодекса РФ установлено, что реки являются водотоками и относятся к поверхностным водным объектам.
Такие водные объекты в соответствии с ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ).
Пунктом 1 ч.1 ст. 26 Водного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 ст. 21 Водного кодекса РФ.
Согласно подпункту п.п. 35 п.4 Положения о министерстве природных
ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением
правительства Тульской области от 07.10.2011 года № 13, министерство
осуществляет в пределах своей компетенции предоставление водных объектов или их
частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории
Тульской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений
о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления
водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности
государства, а также за исключением водоемов, которые полностью расположены
на территории Тульской области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения двух и более субъектов РФ.
Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование
установлен ст. 23 Водного кодекса РФ и Правилами подготовки и Принятия решения
о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 30.12.2006 № 844.
Согласно указанных Правил юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении ему водного объекта в пользование, обращается в уполномоченный орган с заявлением.
Исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и дренажных вод, наряду с другими сведениями должно содержать объем допустимых сбросов сточных вод, а также требование к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных води или дренажных вод.
В соответствии с Уставом ООО «Сароста», утвержденным решением внеочередного общего собрания участников общества от дата *, одними из основных видов деятельности общества является сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества, деятельность терминалов (автобусных станций) и т.п.
В ходе проверки установлено, что у ООО «Сароста» отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование, выданному Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области от дата *, ливневые сточные воды ООО «Сароста» поступают с промышленной площадки предприятия после предварительного отстаивания в отстойнике- аккумуляторе на очистные сооружения «Свирь-2,5» и далее после механической очистки сбрасываются одним выпуском в реку Воронка (объем ливневых сточных вод не превышает <...> в год).
Согласно статистической отчетности 2-ТП (водхоз) ООО «Сароста» за дата в водный объект-р.<...> сброшено недостаточно очищенных сточных вод -<...> с содержанием следующих загрязняющих веществ: взвешенные вещества, сухой остаток, БПК.полн, хлориды, фосфор фосфатов и др.
По результатам проверки за отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в отношении должностного лица ООО «Сароста» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностному лицу - заместителю инженера ООО «Сароста» назначен административный штраф в размере <...> тысячи рублей (л.д. 14-15).
дата директору ООО «Сароста» Тульским природоохранным прокурором было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, ввиду того, что проверкой установлено, что ООО «Сароста» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду (сброс сточных вод в водный объект» в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, которое рассмотрено, требования прокуратуры признаны обоснованными: По результатам рассмотрения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д. 33-34). Из ответа на представление от дата следует, что предприятием разрешение на сброс не получено.
Таким образом, ООО «Сароста» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду (сброс сточных вод в поверхностный водный объект) в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Осуществление ООО «Сароста» деятельности по сбросу сточных вод в отсутствие разрешения на право пользования водным объектом, ведет к бесконтрольному использованию водозаборных сооружений, опасности причинения окружающей среде, нарушению указанных прав граждан.
На основании вышеизложенного, а также учитывая признание иска представителя ответчика, суд считает возможным принять признание иска ответчиками и удовлетворить требования Тульского природоохранного прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Тульского природоохранного прокурора удовлетворить полностью.
Обязать ООО «Сароста» получить в установленном законом порядке разрешение на осуществление сброса сточных вод в водный объект - реку <...> в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2016 года.
Председательствующий И.М. Сафронова