УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Маслюкова
А.В.
Дело № 33 – 985/2014 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
15 апреля 2014 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Логинова Д.А.
и Костюниной Н.В.
при секретаре
Пузакиной К.К.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя
Герасимова С*** А*** – Мишутиной М*** А*** на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 09 января 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении
заявления Герасимова С*** А*** о признании предписания № *** от 19.12.2013 года
Комитета Ульяновской области по
культурному наследию незаконным и его отмене, отказать.
Заслушав доклад
судьи Логинова Д.А. по делу, пояснения представителя Герасимова С.А. –
Мишутиной М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя
Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области Симонова Ю.Д.,
полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Герасимов С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Комитета
Ульяновской области по культурному наследию №*** от 19.12.2013.
В обоснование
заявления указал, что он является собственником административного здания,
расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Ф***, д.***.
19.12.2013
главным специалистом-экспертом отдела бухгалтерского, юридического и кадрового
сопровождения Комитета Ульяновской области по культурному наследию Володиной
Д.В. в отношении него вынесено указанное предписание №*** об устранении
выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля по результатам
проверки требований охраны объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации.
Полагал его незаконным, поскольку собственник не обязан осуществлять самостоятельно и за свой счет
историко-культурную экспертизу и
разработку проекта воссоздания объекта, обладающего признаками объекта
культурного наследия.
Просил признать незаконным и отменить предписание №*** об устранении
выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля от 19.12.2013
Комитета Ульяновской области по культурному наследию, вынесенное в отношении
Герасимова С.А.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе представитель Герасимова С.А. – Мишутина М.А. не соглашается с решением
суда, просит его отменить и постановить новое решение.
В обоснование жалобы
указывает, что в соответствии со ст.ст.15,16 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об
объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (далее – Закон №73-ФЗ) статус объекта культурного
наследия возникает с момента решения уполномоченного органа и внесения сведений
об объекте в Реестр объектов культурного наследия.
Спорный объект
недвижимости объектом культурного наследия
не является, соответствующей экспертизы в отношении данного объекта,
как объекта культурного наследия, не осуществлялось.
С момента
покупки собственником осуществлялись меры, направленные на недопущение
обрушения здания, но они оказались не эффективными и собственник решил снести
здание.
В соответствии с
п.4.1. Приложения №2 к постановлению Правительства Ульяновской области от
02.07.2009 №256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на
территории Муниципального образования «город
Ульяновск» запрещаются снос исторических зданий и их частей без
историко-культурной экспертизы.
Комитет Ульяновской
области по культурному наследию обладает правом «организации проведения
государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для обоснования
принятия решения о включении в реестр объектов культурного наследия» (ст.4
Закона Ульяновской области от 09.03.2006 №24-ЗО).
Согласно
действующему законодательству у собственника объекта недвижимости отсутствует
обязанность осуществлять данную экспертизу.
Таким образом,
проведение собственником самостоятельно и за свой счет историко-культурной
экспертизы, а также разработка проекта воссоздания объекта, обладающего
признаками объекта культурного наследия, является незаконными требованиями
Комитета Ульяновской области по культурному наследию.
Каких-либо охранных
документов с собственником не заключалось с самого момента покупки объекта, что
также подтверждает отсутствие у собственника субъективной стороны
административного правонарушения.
Указывает, что у
снесенного здания отсутствует статус объекта культурного наследия, кроме того,
законодательством не предусмотрено получение разрешения на снос здания,
находящегося в собственности.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Из материалов дела
следует, что Герасимов С.А. является собственником административного здания,
расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Ф***, д.***, которое он приобрел по
договору купли-продажи недвижимого имущества №*** от 10.12.2007.
Согласно копии
обзора «Историческая застройка Симбирска», изд.2001 г., дом по ул.Ф***, ***
являлся каменным зданием с полуподвальным этажом. В 1886-1887 г.г. крестьянином
В.*** был построен каменный дом (часть нынешнего дома №***). Другая часть
здания была выстроена в 1879 г. владельцем соседней усадьбы крестьянином Г.П. Ц***.
В 1889 г. обе усадьбы объединились (владелец И.В. Б***). В 1908 году появился
пристрой, соединивший две уже существующие части здания.
Постановлением
Правительства Ульяновской обл. от 02.07.2009 №256-П «О границах зон охраны объектов
культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск»
режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных
зон» утверждены границы зон охраны
объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город
Ульяновск» с описанием указанных границ.
В соответствии с
указанным правовым актом здание по ул.Ф***, ***
расположено в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной
деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального
значения ЗРЗ-РЗ.
Как следует из
приложения №2 к Постановлению Правительства Ульяновской обл. от 02.07.2009
№256-П, зона ЗРЗ Р-3 - зона регулирования застройки и хозяйственной
деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального
значения.
В данной зоне
запрещается без предварительного проведения историко-культурной экспертизы снос
исторических зданий и их частей (ч.1 п.4.2)
Указанное здание
Герасимовым С.А. было снесено без согласования и без проведения
историко-культурной экспертизы.
19.12.2013, по
результатам проведенной документарной проверки главным специалистом-экспертом
отдела бухгалтерского, юридического и кадрового сопровождения Комитета
Ульяновской области по культурному наследию Володиной Д.В. в отношении
Герасимова С.А. вынесено предписание №*** об устранении выявленных нарушений
при осуществлении государственного контроля по результатам проверки требований
охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации.
Собственнику
предписано: в срок до 20.12.2014 провести историко-культурное исследование, в
срок до 19.11.2014 разработать и согласовать проект воссоздания объекта
недвижимости.
Кроме того, в
отношении Герасимова С.А. составлен протокол об административном
правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Как следует из
Положения о Комитете Ульяновской области по культурному наследию, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2008 №11/236-П (далее
– Положение), которое действовало на момент выдачи оспариваемого предписания,
Комитет является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, возглавляемым Правительством Ульяновской области.
Согласно п.3.2.5
указанного Положения Комитет осуществляет работы по выявлению и учету объектов,
представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры,
градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или
антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие
историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).
В соответствии с
п.3.2.12.1 Положения Комитет устанавливает границы территории объекта
регионального значения как объекта градостроительной деятельности особого
регулирования.
Как следует из
п.3.2.13 Положения, в случаях, предусмотренных законодательством, Комитет
согласовывает проектирование и проведение работ по сохранению памятника или
ансамбля и (или) их территорий, выдает задания и разрешения на проведение работ
по сохранению объектов культурного наследия, согласовывает проектную
документацию на данные работы, осуществляет в установленном порядке их приемку.
Согласно п.4.7
Положения Комитет имеет право организовывать и проводить в пределах своей
компетенции проверки соблюдения обязательных требований в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного
наследия, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с
ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами Ульяновской области, юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, выдавать обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений законодательства, осуществлять
меры контроля за устранением указанных нарушений и их предупреждению.
Как следует из п.4.8
Положения Комитету предоставлены права организовывать и проводить в пределах
своей компетенции проверки соблюдения законодательства в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного
наследия физическими лицами, выдавать обязательные для исполнения предписания
об устранении выявленных нарушений, осуществлять контроль за их исполнением.
В настоящее время
правоприемником Комитета является Министерство искусства и культурной политики
Ульяновской области.
Согласно вводной части
Закона
№73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Как следует из ст.3 Закона №73-ФЗ к объектам культурного
наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты
культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты
недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными
с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в
результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения
истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и
техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся
свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о
зарождении и развитии культуры.
В соответствии со
ст.6 Закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в
целях настоящего Федерального закона понимается система правовых,
организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных
принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет,
изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или
причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного
наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч.1 ст.33
Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в
целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения
облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования,
перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам
культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия
окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Как следует из ч.2
ст.33 Закона №73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия
включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих
признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3
настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение
историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение
или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного
наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и
интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны
данного объекта культурного наследия; выдачу в случаях, установленных настоящим
Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных,
строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; согласование в случаях и порядке,
установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных,
земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов
проведения указанных работ.
В соответствии с ч.1
ст.18 Закона №73-ФЗ федеральный
орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов
культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов,
представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры,
градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или
антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой
историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр.
Согласно ч.2 ст.18
Закона №73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность
и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной
экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся
к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный
орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов
культурного наследия, документов, указанных в статье 17
настоящего Федерального закона.
Как следует из ч.8
ст.18 Закона №73-ФЗ, выявленные объекты культурного наследия до принятия
решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат
государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со
ст.30 Закона №73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются, в том
числе, объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в
соответствии со статьей 3
настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.48
Закона №73-ФЗ бремя содержания выявленного объекта культурного наследия несет
его собственник.
В силу ч.1 ст.254
ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие
(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают,
что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255
ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или
муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства,
относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в
результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к
осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена
какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из ч.4 ст.258
ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что
оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с
законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального
служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во
внимание, что построенное в XIX веке здание, находившееся в зоне регулирования
застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, было
снесено собственником без проведения историко-культурной экспертизы, судебная
коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о
законности предписания Комитета Ульяновской области по культурному наследию, с
учетом чего оставил заявление Герасимова С.А. без удовлетворения.
Этот вывод
мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его
неправильным не установлено.
Доводы апелляционной
жалобы об отсутствии у Герасимова С.А. обязанности по проведению
историко-культурного исследования судебная коллегия полагает несостоятельными.
В соответствии с п.6
Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №569, экспертиза проводится по
инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного
самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на
основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной
форме в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
Указанная
обязанность возложена на заявителя предписанием Комитета Ульяновской
области по культурному наследию в рамках предоставленных данному органу
полномочий.
Основанием для этого
послужил снос здания постройки XIX века, расположенного в зоне ЗРЗ Р-3.
Согласно приложения
№2 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-П, в
зоне ЗРЗ Р-3 запрещается без предварительного проведения историко-культурной
экспертизы снос исторических зданий и их частей.
Запрета по
проведению историко-культурного исследования собственником недвижимого
имущества положения действующего законодательства не содержат.
Кроме того, после
вынесения оспариваемого предписание Герасимовым С.А. была заказана
историко-культурная экспертизы.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что снесенное здание не было включено в реестр объектов культурного
наследия, основанием для признания незаконным оспариваемого предписания
являться не могут. Данный факт не свидетельствует о том, что здание по ул.Ф***,
*** не обладало признаками культурного наследия.
Доводы жалобы о
незаконности возложения на собственника обязанности по разработке проекта
воссоздания объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия,
судебной коллегией отклоняются.
Вопрос о разработке
и согласовании указанного проекта будет разрешен после проведения историко-культурного
исследования с учетом его результатов.
Иные доводы
апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и
правовых оснований для отмены оспариваемого решения не содержат.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана
правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений
норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену
судебного постановления, не усматривается.
При таких обстоятельствах,
решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной
жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328
ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░,
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░*** ░***, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░*** ░*** –– ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░