Дело № 2-229/2021
УИД 76RS0001-01-2021-000641-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года г. Любим
Любимский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Рябкова А.В.
при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.
с участием истца Киселевой Е.А.
представителей ответчика Муниципального учреждения «Любимский информационно-методический центр» Петухова А.Г., Лосевой М.Е., Мычко Е.В., Государевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киселевой Е.А. к Муниципальному учреждению «Любимский информационно-методический центр» об оспаривании приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время отстранения от работы
у с т а н о в и л:
Киселева Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению «Любимский информационно-методический центр» с учетом последующих уточнений об оспаривании приказа работодателя об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании заработной платы за время простоя (отстранения от работы) в размере 12 413 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование указала, что работает в должности кассира МУ «Любимский информационно-методический центр» по обслуживанию МУК «Любимский районный дом культуры».
ДД.ММ.ГГГГ руководителем ответчика издан приказ № об отстранении от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от прохождения вакцинации от коронавируса.
Занимаемая должность не предусмотрена Перечнем работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с этим изданный приказ является незаконным.
Считает, что распоряжение о возложении обязанности пройти вакцинацию на муниципальных служащих, работников ответчика является незаконным, принятым без законных на то оснований, противоречащим условию добровольного информированного согласия гражданина на медицинское вмешательство.
Полагает, что Перечень работ, для которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, может быть установлен только нормативными актами федерального уровня, главный государственный санитарный врач региона не имеет права устанавливать виды работ, для которых требуется обязательная вакцинация, кроме того, ни одним нормативным актом регионального и федерального уровня об обязательной вакцинации не предусмотрена обязанность работодателя отстранять работника от работы вследствие отказа от вакцинации, как не предусмотрено это распоряжением администрации Любимского МРЯО и приказом работодателя.
Считает, что на нее как на работника не могла быть возложена обязанность раскрывать сведения о себе, составляющие врачебную тайну.
В судебном заседании Киселева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно указала, что была ознакомлена с изданными распоряжениями и приказами об обязательной вакцинации в отношении муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, прививку не сделала и не собирается делать. При процедуре устного уведомления работодателем о необходимости вакцинации против новой коронавирусной инфекции на основании Постановления Главного санитарного врача по Ярославской области от 13.07.2021 года № 43, которое было представлено для ознакомления, ответила, что не согласна на вакцинацию, подпись в общем списке об ознакомлении не поставила, на предложение написать отказ от вакцинации ответила, что согласно действующему законодательству отказ может быть оформлен только в медицинском учреждении и должен храниться вместе с медицинскими документами. Указала, что ее «процедурный» статус является медицинской тайной, предусмотренных законом оснований для отстранения от работы нет. Указала, что в приказе № от ДД.ММ.ГГГГ занимаемая должность ошибочно отнесена к перечню работ исполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционной болезнью.
Представители ответчика Муниципального учреждения «Любимский информационно-методический центр» в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции - COVID-19 внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 9 декабря 2020 г. N 1307н.
Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидемиологическую обстановку, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.
Принимаемые государством профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно на сохранение здоровья граждан.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, что предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ.
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ определены категории граждан так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию.
Киселева Е.А. входит в группу риска, так как работает в должности кассира в МУК «Любимский районный дом культуры» и согласно должностным обязанностям непосредственно общается с большим кругом лиц. Ее работа предусмотрена пунктами 1.1. и 1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
Граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период, эпидемиологического неблагополучия на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.
Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-Ф3).
На основании указанных нормативных актов 29 июля 2021 года администрацией Любимского муниципального района Ярославской области было издано распоряжение № 09-269/21 «Об организации проведения профилактических прививок» в отношении работников администрации и структурных подразделений и учреждений.
30 июля 2021 года директором Муниципального учреждения «Любимский информационно-методический центр» на основании вышеприведенных актов был издан приказ № 44 об организации проведения профилактических прививок в отношении работников учреждения.
Все работники учреждения были ознакомлены с постановлением Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N 43, распоряжением администрации Любимского МР ЯО № «Об организации проведения профилактических прививок» в отношении работников администрации и структурных подразделений и учреждений и приказом директора учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым все работники, в том числе и истец, были обязаны пройти вакцинацию в сроки: до ДД.ММ.ГГГГ - первым компонентом и до ДД.ММ.ГГГГ - вторым компонентом.
Истец расписаться в журнале об ознакомлении неоднократно отказывалась, ДД.ММ.ГГГГ отказ от подписи в журнале ознакомления был зафиксирован в присутствии двух свидетелей и составлен акт.
С истицей постоянно проводилась разъяснительная работа о необходимости вакцинации, она неоднократно предупреждалась о возможном отстранении от работы.
ДД.ММ.ГГГГ Киселевой Е.А. было предложено написать отказ от получения прививки, от написания которого она также отказалась. О факте отказа был также составлен акт.
ДД.ММ.ГГГГ Киселевой Е.А. было вручено уведомление об отстранении от работы в связи с отсутствием сертификата о получении прививки либо справки о медицинском отводе, с которым она не согласилась, о чем сделала собственноручную запись.
В постановлении Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13 июля 2021 г. N 43 указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Сертификата о получении прививки либо справки об отводе по медицинским показаниям на момент издания приказа истцом предоставлено не было и не предоставлено до настоящего времени.
В связи с отказом от вакцинации или предоставления документа о медицинском отводе ей был вручен приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении от работы в должности кассира, с которым она также не согласилась.
Представители ответчика считают изданный директором учреждения приказ законным, что подтверждается и Письмом Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ N ПГ/23067-6-1 О необходимости отстранения от работы сотрудников, не вакцинированных от COVID-19 и информацией информационного портала Роструда "Онлайнинспекция РФ " за октябрь 2021 г, просят в удовлетворении требований отказать.
Заслушав участников, изучив письменные материалы дела, в т.ч. журнал ознакомления с информацией, акт об отказе подписания ознакомления с информацией от ДД.ММ.ГГГГ, акт об отказе от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение Администрации Любимского муниципального района Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ приказ директора Муниципального учреждения «Любимский информационно-методический центр» № об организации проведения профилактических прививок в отношении работников учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление Киселевой Е.А. об отстранении от работы, приказ директора Муниципального учреждения «Любимский информационно-методический центр» об отстранении Киселевой Е.А. от работы в связи с отказом от вакцинации № от ДД.ММ.ГГГГ, табель учета рабочего времени, справку о среднемесячной заработной плате, другие документы, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не оспорено, что истец Киселева Е.А. работает в должности кассира МУ «Любимский информационно-методический центр» по обслуживанию МУК «Любимский районный дом культуры».
Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (ред. от 24.12.2014) утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
При отсутствии осложнений эпидемиологической обстановки, категории лиц, не предусмотренных Перечнем имеют право на отказ от профилактических прививок ( п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В соответствие с п. 2 с. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021), главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: в т.ч. при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления в т.ч. о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствие со ст.ст. 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", действовавшего на момент издания оспариваемого приказа, было предусмотрено, что перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации. Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объектовом уровне - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500) в настоящее время предусмотрено в п. 66, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации. В п. 67 - внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (ред. от 03.02.2021) "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32115) предусмотрена вакцинация против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации и в связи с тем, что эпидемиологическая ситуация по данной инфекции в Ярославской области расценена как неблагополучная, Главным государственным санитарным врачом по Ярославской области вынесено Постановление от 13 июля 2021 г. N 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в соответствие с п.п. 1.1 которого постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: в т.ч. культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти; досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); театров, кинотеатров, концертных залов; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; детских игровых комнат, детских развлекательных центров, организаций отдыха детей и их оздоровления всех типов и видов собственности, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах. А также государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, работникам органов власти и подведомственных им организаций в соответствие с п.п. 1. 2.
При этом, указанным постановлением на руководителей соответствующих организаций и учреждений возложена обязанность представить в медицинскую организацию, осуществляющую деятельность по вакцинации населения, списки работников, сотрудников, подлежащих проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до 23.07.2021. В срок до 04.08.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 31.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников. Усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
В постановлении отмечено, что оно не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
По делу установлено, что должность кассира в Доме культуры в силу пунктов 1.1. и 1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" требует обязательной вакцинации такого лица.
Установлено, что на основании вышеприведенных нормативных актов 29 июля 2021 года администрацией Любимского муниципального района Ярославской области было издано распоряжение № «Об организации проведения профилактических прививок» в отношении работников администрации и структурных подразделений и учреждений, которым на руководителей в т.ч. структурных муниципальных учреждений возложена обязанность в т.ч. организовать работу по проведению вакцинации сотрудников соответствующих учреждений в установленные нормативными актами сроки.
ДД.ММ.ГГГГ директором Муниципального учреждения «Любимский информационно-методический центр» во исполнение вышеуказанного Распоряжения и приведенных выше нормативных актов был издан приказ № об организации проведения профилактических прививок в отношении работников учреждения.
Все работники Муниципального учреждения «Любимский информационно-методический центр», в т.ч. истец Киселева Е.А., признавшая данный факт в судебном заседании, были ознакомлены с постановлением Главного государственного санитарного врача по Ярославской области от 13 июля 2021 г. N 43, распоряжением администрации Любимского МР ЯО № «Об организации проведения профилактических прививок» в отношении работников администрации и структурных подразделений и учреждений и приказом директора учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым все работники, в том числе и истец, были обязаны пройти вакцинацию в сроки до ДД.ММ.ГГГГ первым компонентом и до ДД.ММ.ГГГГ вторым компонентом.
Истец ДД.ММ.ГГГГ заявила об отказе от подписи в журнале ознакомления, отказ был зафиксирован надлежащим образом, составлен соответствующий акт.
ДД.ММ.ГГГГ Киселевой Е.А. представителем работодателя было предложено написать отказ от вакцинации, от написания которого она также отказалась. О данном факте отказа был также составлен соответствующий акт.
Данные обстоятельства истцом в заседании не оспорены, признаны.
ДД.ММ.ГГГГ Киселевой Е.А. было вручено уведомление об отстранении от работы в связи с отсутствием сертификата о получении прививки либо справки о медицинском отводе.
В связи с отказом Киселевой Е.А. от вакцинации или предоставления документа о медицинском отводе был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении ее от работы в должности кассира на период эпидемиологического неблагополучия и до предоставления Киселевой Е.А. либо сертификата о получении профилактической прививки от COVID-19, либо медицинского заключения о наличии медицинского отвода от профилактической прививки от COVID-19.
По делу установлено, что сертификата о получении прививки либо справки об отводе по медицинским показаниям на момент издания приказа истцом предоставлено не было, и таких документов у истицы нет и на момент рассмотрения иска в судебном заседании.
В соответствие со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет: в т.ч. отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В силу абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: в т.ч. по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, действующее Законодательство предусматривает не только право, но и обязанность главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих принимать решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям гражданам или отдельным группам граждан.
Поименованные в постановлениях указанных должностных лиц группы граждан обязаны пройти вакцинацию.
При этом граждане (работники) имеют и право отказаться от прививок, однако в данном случае, в силу вышеприведенных норм, работодатель обязан отстранить такого гражданина от выполнения работы на период эпидемиологического неблагополучия, поскольку иное может повлечь за собой риск заражения такого работника инфекционным заболеванием, риск распространения инфекционного заболевания в т.ч. среди работников соответствующих организации, учреждений, граждан посещающих их.
Учитывая, что главным государственным санитарным врачом по Ярославской области в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации издано Постановление от 13 июля 2021 г. N 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», истец, осуществляющая трудовую деятельность в муниципальном учреждении культуры, относится к категориям (группам) граждан, поименованным в данном постановлении, как подлежащим обязательной вакцинации, то она правомерно отстранена от работы, поскольку заявила об отказе от вакцинации не предоставив документов о своей вакцинации, либо медицинского заключения о наличии медицинского отвода от вакцинации.
Истец, будучи уведомленной о том, что в случае отказа от вакцинации будет отстранена от работы, имея право выбора между вакцинацией и отстранением от работы, выбрала добровольно второй вариант поведения.
Нарушений трудовых прав со стороны ответчика при отстранении истицы от работы судом не установлено, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы истца об отсутствии норм права, предусматривающих возможность ее отстранения от работы в сложившейся ситуации, о том, что перечень работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, может устанавливаться только Федеральными нормативными актами, о нарушении ее конституционных прав изданным приказом, права на соблюдение врачебной тайны не состоятельны, основаны на неправильном понимании Закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
р е ш и л:
исковое заявление Киселевой Е.А. к Муниципальному учреждению «Любимский информационно-методический центр» об оспаривании приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время отстранения от работы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в срок 1 месяц с момента вынесения решения в окончательной форме в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Любимский районный суд.
Судья Рябков А.В.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2021 года.