Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-588/2011 ~ М-572/2011 от 13.04.2011

                                                                    

    К делу 2-588-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 мая 2011 года                                                                     г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                             Козловой Л.В.,

при секретаре                               Гулай О.М.,

с участием прокурора                              Нефагина С.В.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тимашевского района Краснодарского края к отделу внутренних дел по Тимашевскому району о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания, камеры для административно-задержанных и специального приемника ОВД по Тимашевскому району

                                                     УСТАНОВИЛ:

      Прокурор Тимашевского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к отделу внутренних дел по Тимашевскому району о признании незаконной существующей организации деятельности изолятора временного содержания, камеры для административно-задержанных и специального приемника ОВД по Тимашевскому району, указав, что прокуратурой Тимашевского района в результате проверок соблюдения действующего законодательства, регулирующего порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания (далее ИВС), а также законодательства, регулирующего порядок содержания в специальных приемниках, установлено, что условия содержания указанных лиц не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее ФЗ № 103), а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке. Так, в нарушение вышеуказанных требований законодательства в ИВС ОВД по Тимашевскому району подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются лишь постельными принадлежностями (матрацем, одеялом, подушкой) и столовой посудой, столовыми приборами на время приема пищи (миской, кружкой, ложкой), а также бритвенными принадлежностями. Камеры оборудованы только урной для мусора и светильниками дневного типа. Кроме того, в ОВД по Тимашевскому району не созданы условия, отвечающие требованиям закона, при содержании лиц, задержанных и арестованных в административном порядке и имеются те же нарушения, что и в камерах ИВС ОВД по Тимашевскому району. В камерах отсутствуют индивидуальные спальные места, не выдаются индивидуальные средства гигиены. Отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест в камере, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, краны с водопроводной водой, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, кнопки для вызова дежурного, приточная и/или вытяжная вентиляция. Отсутствуют средства радиовещания.

         В судебном заседании помощник прокурора Тимашевского района Нефагин С.В. поддержал заявленные исковые требования и просил суд признать незаконной существующую организацию деятельности изолятора временного содержания ОВД по Тимашевскому району, специального приемника ОВД по Тимашевскому району для содержания лиц, арестованных в административном порядке, камеры для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Обязать ОВД по Тимашевскому району организовать обеспечение камер изолятора временного содержания ОВД по Тимашевскому району, а также камер специального приемника ОВД по Тимашевскому району индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и\или вытяжной вентиляцией, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, оборудовать камеры в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также создать условия для лиц, задержанных в административном порядке, отвечающих требованиям санитарной площади в расчете на одного человека, а также спальными местами в случае задержания на срок более 3 часов. Он также добавил, что прокуратурой района, в стремлении переломить сложившуюся ситуацию, в 2009 году вносилось представление об устранении нарушений закона в адрес начальника ОВД по Тимашевскому району, в 2010 году дважды вносились аналогичные представления, в том числе и в адрес начальника милиции общественной безопасности главного управления внутренних дел Краснодарского края, однако до настоящего времени, материально-бытовые условия, отвечающие требованиям закона, не созданы, что свидетельствует о бездействии должностных лиц ОВД по Тимашевскому району. Кроме того, в настоящее время на территории ОВД по Тимашевскому району производится строительство нового здания ИВС, в котором предусмотрены технические средства и материально-бытовое обеспечение, соответствующие всем нормам действующего законодательства. Основная часть строительства окончена, для полного завершения строительных работ и ввода в эксплуатацию нового здания иве необходимо проведение отделочных работ, однако, работа не ведется в связи с отсутствием финансирования.

Представитель ответчика - ОВД по Тимашевскому району по доверенности Глянь Ф.Ф. в судебном заседании не признал исковые требования и просил суд в их удовлетворении отказать. Он пояснил, что в соответствии со ст. 12 ФЗ №3 «О полиции» от 07.02.2011 года территориальный орган полиции осуществляет следующие полномочия обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и (или) заключение под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Ст.9 ФЗ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определено: Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В соответствии с Указом Президента от 01.03.2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»: - МВД России в целях осуществления своих имеет право осуществлять функции государственного заказчика и организовать капитальное строительство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт объектов системы МВД России. ОВД по Тимашевскому району в пределах предоставленных законом полномочий в полном объеме исполняет функцию по организации деятельности ИВС ОВД по Тимашевскому району. Обеспечивает содержание и (или) заключение под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Должностными лицами ОВД принимаются исчерпывающие меры по укреплению материально технической оснащенности ИВС ОВД по Тимашевскому району и улучшению условий содержания спецконтингента. Ежеквартально направляются сообщения в вышестоящий орган «ГУВД по Краснодарскому краю» о необходимости улучшения условий содержания спецконтингента. ОВД по Тимашевскому району обеспечиваются нормы санитарной площади на одного человека, обеспечивается питание, смены постельного белья и исполнение других предъявляемых требований.

Начальник ИВС ОВД по Тимашевскому району Юрко Н.В. возражал против удовлетворения исковых требований и пояснил, что существующий ИВС 1917 года постройки. В 2010 году денежные средства для ремонта не выделялись вообще. На выделенные в 2009 году денежные средства была перекрыта крыша, заменили канализацию, поменяли противопожарную сигнализацию. В 2000 году были выделены денежные средства на строительство нового ИВС, однако строительство было заморожено в связи с Олимпийской стройкой. Для устранения выявленных нарушений необходима реконструкция ИВС, полны нужно снимать и бетонировать. Однако, в связи с выделением денежных средств на новый ИВС, реконструкция старого признана нецелесообразной. Считает, что е было бездействия в организации деятельности ИВС, ОВД постоянно направляются запросы в различные инстанции, имеются сметы. Все необходимые меры входящие в компетенцию ИВС исполняются ими самостоятельно по мере возможности. Однако, в связи с отсутствием материально-технического обеспечения, они не могут устранить все недостатки.

          Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Тимашевского района подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой Тимашевского района в результате проверок соблюдения действующего законодательства, регулирующего порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания (далее ИВС), а также законодательства, регулирующего порядок содержания в специальных приемниках, установлено, что условия содержания указанных лиц не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее ФЗ № 103), а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке.

        В соответствии со ст. 16 ФЗ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации, утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

         Во исполнение вышеуказанной нормы закона Министерством внутренних дел Российской Федерации издан приказ от 22.11.2005 Г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Правила внутреннего распорядка ИВС закрепляют нормы материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых (раздел У), в соответствии с которыми подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи (миской, кружкой, ложкой).

        Также, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются хозяйственное мыло, бумага для гигиенических целей, настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды), издания периодической печати, приобретаемые администрацией иве в пределах имеющихся средств, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере.

        В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка ИВС, камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией, детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

        Данные нормы материально-бытового обеспечения закреплены также ст. 23 ФЗ № 103 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

        Однако, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в ИВС ОВД по Тимашевскому району подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются лишь постельными принадлежностями (матрацем, одеялом, подушкой) и столовой посудой, столовыми приборами на время приема пищи (миской, кружкой, ложкой), а также бритвенными принадлежностями. Камеры ИВС оборудованы только урной для мусора и светильниками дневного типа.

       Также, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 27.6 КоАП РФ, устанавливающей место и порядок содержания административно задержанных лиц, такие лица должны содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 г. №627 утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц (далее Положение), в соответствии с п. 7 которого, в специальном помещении раздельно размещаются лица мужского и женского пола, несовершеннолетние и совершеннолетние лица, лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

       А, в соответствии с п. 11 Положения, норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

        Несмотря на это, проверкой установлено, что раздельное размещение указанных в п. 7 Положения лиц невозможно, поскольку в ОВД по Тимашевскому району камера для размещения административно-задержанных лиц одна. Площадь данной камеры составляет 5,5 квадратных метров, в камере отсутствуют места для сна, при этом ежедневно, в нарушение п. 11 Положения, в ней содержатся и ночуют до 1 О человек.

         В соответствии с ч. 4 ст. 32.8 КоАП РФ отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."" Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 г. № 726 утверждено Положение о порядке отбывания административного ареста, в соответствии с п. 7 которого, камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел.

        Однако, в нарушение указанных норм, в камерах специального приемника отсутствуют индивидуальные спальные места, не выдаются индивидуальные средства гигиены. Отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест в камере, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, краны с водопроводной водой, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, кнопки для вызова дежурного, приточная и/или вытяжная вентиляция. Отсутствуют средства радиовещания.

       При таких обстоятельствах, суд находит установленным факт нарушений ФЗ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», норм материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в ИВС и СП ОВД по Тимашевскому району, а также в камере для содержания лиц, задержанных в административном порядке, выявленных в деятельности ИВС ОВД по Тимашевскому району в ходе проведенной прокуратурой Тимашевского района проверки.

        Более того, согласно представленных суду документов установлено, что указанные нарушения носят систематический характер, ранее прокурором неоднократно указывалось на эти нарушения. Так, в 2009 году вносилось представление об устранении нарушений закона в адрес начальника ОВД по Тимашевскому району, в 2010 году дважды вносились аналогичные представления, в том числе и в адрес начальника милиции общественной безопасности главного управления внутренних дел Краснодарского края, однако до настоящего времени, материально-бытовые условия, отвечающие требованиям закона, не созданы.

       Вышеуказанные нарушения закона нарушают конституционные права граждан Российской Федерации, а именно, права, предусмотренные ст. 21 Конституции Российской Федерации, закрепляющей охрану государством достоинства личности (ничто не может быть основанием для умаления личности, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению).

В соответствии со ст. 12 ФЗ №3 «О полиции» от 07.02.2011 года территориальный орган полиции обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и (или) заключение под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

Ст. 9 ФЗ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определено: Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

        С учетом вышеизложенных обстоятельств по делу, суд признает исковое заявление прокурора Тимашевского района обоснованным в части невыполнения требований Конституции Российской Федерации и Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также законодательства регламентирующего порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке.

       А, поэтому требования прокурора в части признания незаконной существующую организацию деятельности изолятора временного содержания ОВД по Тимашевскому району, специального приемника ОВД по Тимашевскому району для содержания лиц, арестованных в административном порядке, камеры для содержания лиц, задержанных в административном порядке могут быть удовлетворены только в части нарушения требований законодательства о материально-бытовых условиях, предъявляемых к ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста. Указанные нарушения подлежат устранению.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

      ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 103-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

       ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░\░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 10 ░░░ 2011 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:      

░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

2-588/2011 ~ М-572/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Корнеева В.А.
Ответчики
ОВД по Тимашевскому району
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Судья
Козлова Любовь Владимировна
Дело на сайте суда
timashevsky--krd.sudrf.ru
13.04.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2011Передача материалов судье
14.04.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2011Подготовка дела (собеседование)
22.04.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2011Судебное заседание
12.05.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2011Дело оформлено
27.09.2012Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее