Судья: Голубятникова И.А. Дело № 33а-14248/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Фенко Е.А.,
при секретаре Фрейдине В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 апреля 2019 года апелляционную жалобу Администрации Пушкинского муниципального района Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 04 февраля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Калугина И. В. к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании уведомления незаконным, обязании направить уведомление о соответствии планируемого строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Калугина И.В.,
установила:
Калугин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании незаконным уведомления от <данные изъяты> <данные изъяты>-и о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрах объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) на земельном участке; просил суд обязать административного ответчика направить истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметрах объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>
Требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство. Он обратился в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве на участке жилого дома, однако оспариваемым уведомлением ему было сообщено о недопустимости размещения на земельном участке индивидуального жилого дома, поскольку участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов.
По мнению истца, оспариваемое уведомление является незаконным, так как каких-либо ограничений в пользовании его земельный участок не имеет, санитарно-защитная зона какого-либо предприятия, в которую бы попадал его земельный участок, не установлена.
Представитель Администрации Пушкинского муниципального района Московской области против удовлетворения требований Калугина И.В. возражал, указав, что санитарная зона, в которую попадает участок истца, установлена Правилами землепользования и застройки территории сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района Московской области; в силу какого обстоятельства установлена данная зона (для какого предприятия), пояснить не смог.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 04 февраля 2019 года требования Калугина И.В. удовлетворены частично: суд признал незаконным оспариваемое уведомление от <данные изъяты> <данные изъяты>-и, обязал Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области повторно рассмотреть уведомление Калугина И.В. от 07.11.2018 о планируемом строительстве объекта ИЖС; в удовлетворении требования об обязании административного ответчика направить истцу уведомление о соответствии параметров и допустимости размещения на участке объекта ИЖС отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Пушкинского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное истолкование материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений Калугина И.В. на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В силу части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Из материалов дела усматривается, что Калугин И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство.
07.11.2018 истцом с целью строительства на принадлежащем ему земельном участке индивидуального жилого дома в адрес Администрации Пушкинского муниципального района Московской области было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС.
Уведомлением от <данные изъяты> <данные изъяты>-и уполномоченный орган сообщил заявителю о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, поскольку последний расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов (л.д. 16-17).
Действительно, статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление санитарно-защитный зоны как вида зоны с особыми условиями использования территории.
Вместе с тем, статья 1 ГрК РФ к числу зон с особыми условиями использования территорий относит санитарно-защитные зоны и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон определяются Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
В соответствии с пунктом 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Действительно, согласно пункту 25 Правил в границах санитарно-защитной зоны использование земельных участков в целях размещения жилой застройки не допускается.
Вместе с тем, как было указано выше, как на момент утверждения Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района Московской области (13.12.2017), так и на момент принятия оспариваемого административным истцом уведомления санитарно-защитные зоны устанавливались федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В ходе судебного разбирательства в нарушение положений части 2 статьи 62 КАС РФ административный ответчик не доказал законность оспариваемого уведомления: не представлено решение уполномоченного органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны, в которую бы попадал земельный участок административного истца; более того, представитель административного ответчика вообще не смог пояснить суду, о каком предприятии, сооружении или ином объекте, для которого установлена санитарно-защитная зона, в которую, якобы, попадает земельный участок с кадастровым номером 50:13:0040129:2161, идет речь.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности оспариваемого административным истцом уведомления, обязав орган местного самоуправления повторно рассмотреть уведомление Калугина И.В. о планируемом строительстве объекта ИЖС, - проверка соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства уполномоченным органом не проводилась.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Пушкинского муниципального района Московской области направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Одновременно судебная коллегия принимает во внимание, что и в апелляционной жалобе административный ответчик не указывает, каким именно органом Роспотребнадзора и для какого предприятия (объекта) установлена санитарно-защитная зона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 04 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Пушкинского муниципального района Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи