Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года пос. ж.д. <адрес>
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Севостьянова А.А.,
при секретаре Загидуллиной Г.И.,
с участием истца Шарапова И.Г.,
представителя истца по ходатайству Тимофеева Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарапова И. Г. к государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда в <адрес> Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании включить периоды работы в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л:
Шарапов И.Г. обратился в суд с вышеназванным иском к государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда в <адрес> Республики Татарстан, в обоснование указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по Списку №.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда по Списку №, указывая, что осуществить проверку факта льготной работы в должности каменщика, постоянно работающих в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях комплексных бригад в ПМК № управления «Татсельстрой» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Агрофирме «Бирюли» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ОАО «Племзавод Бирюлинский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО ИСТ «Форс» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ОАО «Связьстрой» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не представляется возможным.
Шарапов И.Г. считает решение № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное УПФР в <адрес>, незаконным и необоснованным.
Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГ при обращении в УПФР в <адрес> он предоставил трудовую книжку АТ-III № от ДД.ММ.ГГГГ.
В вышеуказанной трудовой книжке указаны периоды работы на должности каменщика, дающие, по мнению истца, право на досрочную трудовую пенсию по старости, а именно:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ПМК 729 управления «Татсельстрой»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в Агрофирме «Бирюли»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ОАО «Племзавод Бирюлинский»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ООО ПСТ «Форс»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ОАО «Связьстрой».
Для подтверждения постоянной занятости в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ПМК 729 управления «Татсельстрой» Шарапов И.Г. обратился Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
ДД.ММ.ГГГГ из данного ведомства истец получил архивную справку, в которой сообщалось, что в документах архивного фонда Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по ПМК-729 управления «Татсельстрой» (ПМК-3 ТАПС) в ведомостях начисления заработной платы за 1984-1994 годы имеются сведения на имя Шарапова И. Г., также сообщалось, что приказы по личному составу за 1984-1995 годы по ПМК -729 в архив не поступали.
Учитывая тот факт, что в трудовой книжке истца указано, что он в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работал на должности каменщика в ПМК 729 управления «Татсельстрой», а согласно архивной выписки ему выплачивалась заработанная плата, Шарапов И.Г. считает, что ответчик неправомерно не включил в стаж спорный период работы.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год истец работал на должности каменщика в Агрофирме «Бирюли» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он работал на должности каменщика в ОАО «Племзавод Бирюлинский», в данной организации истец занимался строительством в составе бригады каменщиков животноводческих комплексов и жилых домов для работников вышеуказанных предприятий.
Для подтверждения постоянной занятости в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности каменщика в ОАО «Связьстрой» Шарапов И.Г. обратился в Государственный архив Республики Татарстан.
ДД.ММ.ГГГГ из Государственного архива Республики Татарстан он получил архивную справку, в которой подтвержден полный рабочий день на должности каменщика.
Таким образом, как полагает истец, его трудовой стаж на работе с тяжелыми условиями труда составляет более 12 лет 6 месяцев.
Шарапов И.Г. считает, что ответчик неправомерно не включил в стаж дающий право на досрочную пенсию по старости спорные периоды времени, тем самым нарушил его право на досрочную пенсию, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.
В этой связи, истец просит суд:
- признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шарапову И. Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку № незаконным;
- обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда в <адрес> Республики Татарстан включить в период работы Шарапова И. Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ПМК 729 управления «Татсельстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в Агрофирме «Бирюли», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ОАО «Племзавод Бирюлинский», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ООО ПСТ «Форс», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на должности каменщика в ОАО «Связьстрой» в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда по Списку №;
- обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан назначить Шарапову И. Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда по Списку № с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Шарапов И.Г. и его представитель по ходатайству Тимофеев Д.Н. свое исковое заявление поддержали, просили иск удовлетворить, в обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица ЗАО «Бирюли» в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования поддержал, полагал их обоснованными.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Кузнецов В.М. и Ерошомов С.Н. пояснили, что в спорные периоды Шарапов И.Г. действительно работал каменщиком в бригадах каменщиков в ПМК 729 управления «Татсельстрой» и ОАО «Связьстрой».
Выслушав пояснения истца и его представителя, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Таким образом, основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее – трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В пп. «а» п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В пп. 2 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат работы с тяжелыми условиями труда.
В п. 4 Порядка указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доказательствами подтверждения имеющегося необходимого стажа для досрочно назначения пенсии являются записи в трудовой книжке, справки, выданные работодателем, о занятости на работах с тяжелыми условиями труда, а также с 1997 года сведения в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что не подтверждается занятость истца в качестве каменщика, постоянного работающего в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад в следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПМК 729 управления «Татсельстрой»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Агрофирме «Бирюли»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Племзавод Бирюлинский»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО ПСТ «Форс»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Связьстрой».
В этой связи ответчик указал, что у Шарапова И.Г. отсутствует требуемый для назначения досрочной страховой пенсии стаж 12 лет 6 месяцев.
В свою очередь, истец полагает, что указанные периоды подлежат включению в страховой стаж.
Однако суд не может согласиться с доводами Шарапова И.Г. исходя из следующего.
Позицией 2290000а-12680 Списка №, утвержденного постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет предоставлено каменщикам, постоянно работающим в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Необходимым условием для включения работы каменщика в специальный стаж является характер данной работы – постоянная работа в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (от двух каменщиков).
Ранее действующим Списком №, утвержденным Постановлением Совмина С. от ДД.ММ.ГГГГ №, в разделе XXIV «Строительство зданий и сооружений» каменщики не были поименованы.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, отвечающие принципу допустимости, закрепленному ст. 60 ГПК РФ, подтверждающие, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, что дает ему право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
При этом записи в трудовой книжке истца не могут подтвердить льготный характер работы Шарапова И.Г., поскольку свидетельствуют лишь о факте его трудовой деятельности каменщиком, не отражая при этом ее характер и особенности, необходимые для признания такой деятельности как осуществляемой при наличии тяжелых условий труда.
Предоставленные истцом архивные справки № от ДД.ММ.ГГГГ, №с/л от ДД.ММ.ГГГГ, не содержат сведений о наличии в указанные периоды бригад каменщиков и выполнение Шараповым И.Г. трудовой деятельности в качестве каменщика именно в бригаде каменщиков.
Аналогичным образом суд оценивает и сведения, содержащиеся в отзыве на иск, поступившем от представителя третьего лица – ЗАО «Бирюли», поскольку они не содержат информации о характере работы истца в Агрофирме «Бирюли» и ОАО «Племзавод Бирюлинский», его работе в составе бригады каменщиков.
В то же время, вопреки доводам истца, его ссылка на свидетельские показания Кузнецова В.М. и Ерошомова С.Н., судом отклоняется.
Так, в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для включения указанных выше периодов в специальный стаж, поскольку бесспорных доказательств того, что в указанные периоды Шарапов И.Г. работал в бригаде каменщиков им не представлено.
В этой связи решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии является законным и обоснованным.
Ввиду отсутствия требуемого стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии, правовых оснований для ее назначения также не имеется.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Шарапова И.Г. следует отказать в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56-57, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления Шарапова И. Г. к государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда в <адрес> Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании включить периоды работы в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.А. Севостьянов