Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-729/2017 ~ М-665/2017 от 09.06.2017

г/д 2-729/2017

Решение составлено

07.09.2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Верхняя Салда 05 сентября 2017 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

при секретаре судебного заседания Кислицыной А.С.

с участием прокурора Ивановой М.А.

представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Попова В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нижней Салды к Управлению образования администрации городского округа Нижняя Салда, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» о возложении обязанности установить замки безопасности на оконных блоках в учебных кабинетах,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Нижней Салды обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать Управление образования администрации городского округа Нижняя Салда профинансировать установку замков безопасности, предусмотренных ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» в учебных кабинетах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5»; обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» в срок до 01.09.2017 установить замки безопасности на оконных блоках, расположенных в учебных кабинетах № ...., в столовой. В обоснование заявленных требований указал, что проверкой было установлено, что осуществление деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Так, оконные проемы в вышеуказанных помещениях школы оборудованы пластмассовыми оконными блоками без замков безопасности, что создает угрозу жизни и здоровья обучающихся.

В судебном заседании прокурор города Нижней Салды уточнил заявленные требования в части срока исполнения обязанности по установке замков безопасности на оконных блоках, просит обязать Управление образования администрации городского округа Нижняя Салда профинансировать установку замков безопасности, предусмотренных ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» в учебных кабинетах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5»; обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» в срок до 01.09.2018 установить замки безопасности на оконных блоках, расположенных в вышеуказанных учебных кабинетах. доводы, изложенные в обоснование заявленных требований, поддержал в полном объеме.

Представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» заявленные требования не признал, суду пояснил, что считает установку замков безопасности нецелесообразным в целях обеспечения безопасности обучающихся, целесообразным, по его мнению, является снятие ручек с оконных блоков. Требования, установленные ГОСТом «Блоки оконные. Общие технические условия», распространяются лишь на вновь строящиеся здания и случаи реконструкции и капитального ремонта ранее построенных зданий. Посмкольку в здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» не проводится реконструкция или капитальный ремонт, требования вышеназванного положения ГОСТа не распространяются. Период установки оконных блоков указать не может, поскольку является директором общеобразовательного учреждения с 2015 года. Срок, заявленный прокурором для установки замков безопасности, является исполнимым.

Представитель Управления образования администрации городского округа Нижняя Салда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д.54).

Представитель администрации городского округа Нижняя Салда в письменном отзыве указал, что в случае удовлетворения заявленных требований просит установить срок выполнения работ и финансирования по установке замков безопасности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» не ранее 29.12.2018 (л.д.47).

Судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Материалами дела установлено, что согласно Уставу МБОУ «СОШ № 5» школа является муниципальным общеобразовательным учреждением. Школа вправе от своего имени заключать договоры в пределах выделенных денежных средств. Финансовое обеспечение муниципального задания осуществляет Управление образования администрации городского округа Нижняя Салда, которое является учредителем школы (л.д.99-134).

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Согласно п. п. 1.1, 1.6 Положения «Об Управлении образования администрации городского округа Нижняя Салда»", утвержденного решением Думы городского округа Нижняя Салда от 19.12.2013 № 32/6, Управление образования администрации городского округа Нижняя Салда является отраслевым органом администрации городского округа Нижняя Салда. Управление имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета.

В силу п. п. 2.2.3, 3.1.3, 3.2, 3.22 Положения Управление образования создает условия для реализации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей и молодежи; обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; организует деятельность подведомственных учреждений по вопросам мобилизационной готовности, гражданской обороны, пожарной безопасности. Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств (л.д.91-98).

Таким образом, управление образования администрации городского округа Нижняя Салда, являясь главным распорядителем бюджетных средств в части расходов в сфере образования, и уполномоченным органом местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В качестве государственного стандарта Российской федерации постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41 введен в действие с 01.01.2001 ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», в соответствии с которым оконные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. Требования стандарта являются обязательными за исключением светопрозрачных фасадных систем, зенитных фонарей, изделий специального назначения (противовзломные, пуленепробиваемые, противопожарные) (л.д.52-71).

Приказом Росстандарта от 17.03.2016 № 168-ст утверждено Изменение № 1, с Поправкой к ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», введенное в действие с 01.09.2016.

В соответствии с п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» (с Изменением № 1, с Поправкой) оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (л.д.72-90).

Материалами дела установлено, что на оконных блоках, расположенных в учебных кабинетах № ...., в столовой, находящихся в здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», отсутствуют замки безопасности (л.д.6-11).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие замков безопасности на оконных блоках в учебных кабинетах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансового обеспечения муниципального задания (пункт 5 Устава).

При этом суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения Управления образования администрации городского округа Нижняя Салда от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Доводы представителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» о том, что требования вышеуказанного ГОСТа не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку общеобразовательное учреждение не подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, подлежат отклонению, поскольку сторона ответчика не представила доказательства наличия условий, которые бы освобождали от обязанности установить замки безопасности на оконных блоках, поскольку работы по установке замков безопасности не зависят и не требуют проведения реконструкции или капитального ремонта здания учреждения. Доказательств обратного в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по обеспечению безопасности детей.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований законодательства по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать мероприятия в области безопасности обучающихся, одним из которых является установка замков безопасности на оконных блоках в образовательном учреждении.

Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних образовательного учреждения, их защиту от травматизма, поэтому суд, установив факт отсутствия замков безопасности на оконных блоках в учебных кабинетах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», учредителем которого является администрация города в лице ее Управления образования, приходит к выводу о возложении обязанностей на каждого из ответчиков.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на Управление образования администрации городского округа Нижняя Салда необходимо возложить обязанность по финансированию установки замков безопасности, предусмотренных ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», в учебных кабинетах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Поскольку возложенные решением суда требования к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» являются вторичными, то необходимо возложить обязанность на данное образовательное учреждение установить замки безопасности на оконных блоках, расположенных в учебных кабинетах № ...., в столовой, в течение трех месяцев с момента выделения финансовых средств, то есть в срок до 01.09.2018.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд    

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 5» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 5», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 5» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2018, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ...., ░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

                                    

░░░░░                         ░.░.░░░░░░

2-729/2017 ~ М-665/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор города Нижняя Салда
Ответчики
управление образования администрации ГО Нижняя Салда
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5"
Другие
администрация ГО Нижняя Салда
Суд
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области
Судья
Исаева Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
verhnesaldinsky--svd.sudrf.ru
09.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2017Передача материалов судье
13.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2017Судебное заседание
01.08.2017Судебное заседание
23.08.2017Судебное заседание
05.09.2017Судебное заседание
07.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее