Копия:
Дело № 2-132 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г. Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Мишиной Н.И.,
при секретаре Т.Л.О.,
с участием истца П.С.В., представителя истцов Л.Н.В., П.С.В. адвоката Б.З.В., действующей на основании доверенности № от 03.10.2017г., срок действия доверенности три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Л.Н.В., П.С.В. к Х.Е.В. о разделе хозяйственных построек,
У С Т А Н О В И Л:
Л.Н.В., П.С.В. обратились в суд с иском к Х.Е.В. и просят выделить Л.Н.В., собственнику жилого помещения Ж2, площадью 28,6 кв.м. по адресу: <адрес>), согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственность хозяйственные постройки: гараж № тесовый, сарай № тесовый; выделить П.С.В., собственнику жилого помещения Ж3, площадью 29,6 кв.м., по адресу: <адрес>), согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственность хозяйственные постройки: гараж № тесовый, сарай № тесовый; выделить Х.Е.В., собственнику жилого помещения Ж1, по адресу: <адрес>), согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственность хозяйственные постройки: сарай № тесовый, № погреб кирпичный. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что каждый из истцов и ответчик, на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилых помещений: Л.Н.В. – Ж3, П.С.В. - Ж2, Х.Е.В. - Ж1, которые расположены на земельных участках, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>. Указанные земельные участки являются смежными и на них расположены хозяйственные постройки. Поскольку хозяйственные постройки: гараж №, тесовый, гараж № тесовый, сарай № тесовый, сарай № тесовый, возведены ими, истцами и находятся в их пользовании, а добровольного соглашения о разделе хозяйственных построек с ответчиком не достигнуто, то вынуждены были обратиться в суд с заявленными исковыми требованиями.
В ходе судебного разбирательства истцами были уточнены исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, в результате чего они просят выделить Л.Н.В., собственнику жилого помещения Ж2, площадью 28,6 кв.м. по адресу: <адрес>), согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственность хозяйственные постройки: гараж №, тесовый; выделить П.С.В., собственнику жилого помещения Ж3, площадью 29,6 кв.м., по адресу: <адрес>), согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственность хозяйственные постройки: гараж № тесовый, сарай № тесовый, сарай № тесовый; выделить Х.Е.В., собственнику жилого помещения Ж1, по адресу: <адрес>), согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственность хозяйственные постройки: сарай № тесовый, № погреб кирпичный.
В судебное заседание истцы Л.Н.В., П.С.В., представитель третьего лица администрации <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, не сообщили об уважительности причины неявки не сообщили, и не просили суд об отложении слушания дела.
Ответчик Х.Е.В. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, руководствуясь положением ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие сторон и представителя третьего лица администрации <адрес>.
Представитель истцов Б.З.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Ответчик Х.Е.В. ранее в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований в части выдела хозяйственных построек гараж № тесовый, сарай № тесовый, сарай № тесовый, – истцу П.С.В., а хозяйственной постройки сарай № тесовый, с погребом кирпичным, ей, ответчику. При этом, возражала против удовлетворения исковых требований в части выдела истцу Л.Н.В. хозяйственной постройки - гараж №, тесовый, поскольку последняя пользуется им крайне редко, не более трех раз в месяц. Кроме того, все спорные хозяйственные постройки были построены ее, Х.Е.В., супругом.
В силу ч. 1 ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии со ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При не достижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность участнику определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе. При установлении порядка пользования домом каждому из сособственников передается в пользование конкретная часть строения исходя из его доли в праве общей собственности на дом (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом»).
Исходя из смысла приведенных норм права и разъяснений, разрешая спор о выделе хозяйственных построек в натуре, суду необходимо установить наличие технической возможности реального раздела недвижимого имущества с учетом его состояния и характеристик.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Рязани от 06.02.2017 года прекращено право общей долевой собственности П.С.В., Л.Н.В., Х.Е.В. на жилой дом по адресу: <адрес>.
П.С.В. выделены в собственность помещения, общей площадью 29,5 кв.м., в настоящее время зарегистрированные, как самостоятельное жилое помещение Ж3, Л.Н.В. выделены в собственность помещения, общей площадью 28,6 кв.м.,, в настоящее время зарегистрированные, как самостоятельное жилое помещение Ж2, Х.Е.В. выделены в собственность помещения, общей площадью 35,9 кв.м., которые расположены на земельных участках по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. Указанные земельные участки являются смежными и на них расположены хозяйственные постройки: сарай № тесовый, сарай № тесовый, сарай № тесовый, гараж № тесовый, гараж № тесовый, № погреб кирпичный, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, на помещение и выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № на земельный участок.
Из положений ст.135 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом», следует, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное; различного рода хозяйственные постройки (сараи, летние кухни и т.п.) являются подсобными строениями.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, на земельном участке здания подразделяются на основные и служебные. Основным называется здание, которое среди других на земельном участке является главенствующим по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению. Служебным называется строение, которое по отношению к основному зданию имеет второстепенное значение на земельном участке. К числу служебных строений относятся сараи, гаражи (индивидуального пользования), навесы, дворовые погреба и т.п.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Государственной регистрации подлежит право собственности на недвижимое имущество, прочно связанное с землей, - домовладение, в состав которого входят и хозяйственные постройки. Отдельной государственной регистрации они не подлежат, и на них не может быть признано самостоятельное право собственности.
Таким образом, объектом права собственности является недвижимое имущество - жилой дом, а подсобные строения являются принадлежностью к нему и составляют с домом единое целое, являясь единым хозяйственным комплексом с жилым домом по указанному адресу. Поскольку хозяйственные постройки составляют с домом единое целое, а объектом права собственности является недвижимое имущество - жилой дом, следовательно, хозяйственные постройки не могут быть самостоятельным объектом права собственности в отрыве от права на жилой дом и права пользования земельным участком.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось при рассмотрении дела ответчиком, что между сторонами в течении длительного времени сложился порядок пользования хозяйственными постройками. Так, Л.Н.В., собственник жилого помещения Ж2, использует хозяйственную постройку гараж № тесовый; П.С.В., собственник жилого помещения Ж3, использует хозяйственные постройки: гараж № тесовый, сарай № тесовый, сарай № тесовый; Х.Е.В., собственник жилого помещения, общей площадью 35,9 кв.м., использует хозяйственные постройки: сарай № тесовый, № погреб кирпичный. Данный вариант раздела хозяйственных построек представлен истцами в уточненных требованиях.
Возможная рыночная стоимость спорных хозяйственных построек : тесового сарая составляет <данные изъяты>., тесового гаража – <данные изъяты>., погреба кирпичного – <данные изъяты>., что подтверждается справкой о возможной рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Эксперт-Сервис».
Ответчик Х.Е.В., не оспаривая стоимости хозяйственных построек, возражала против раздела хозяйственных построек в части выдела истцу Л.Н.В. хозяйственной постройки гараж № тесовый, а также указывала, что все спорные хозяйственные постройки были возведены ее, ответчика, супругом. Однако, каких либо доказательств, в подтверждение своих доводов не представила.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, позицию сторон, Суд полагает, что данный вариант раздела хозяйственных построек, передложенный истцами для сторон является наиболее выгодным, поскольку он соответствует сложившемуся между сторонами порядку пользования хозяйственными постройками, а также учитывает, что при таком варианте раздела не требуется осуществлять переоборудование.
На основании указанных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░.░.░. ░ ░.░.░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░2, ░░░░░░░░ 28,6 ░░.░. ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░ №, ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░3, ░░░░░░░░ 29,6 ░░.░., ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░ № ░░░░░░░, ░░░░░ № ░░░░░░░, ░░░░░ № ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 35,9 ░░.░., ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░ № ░░░░░░░, № ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - (░░░░░░░)
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-132/2019, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░.