РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2-457/13
14 марта 2013г. г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Абрамочкиной Г.В.,
при секретаре Алимовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Симакова Алексея Алексеевича к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
Установил:
Симаков А.А.. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В обоснование исковых требований указал, что он находился в ИВС <адрес>, где нарушались гарантированные Конституцией РФ его права, а именно в камере отсутствовал водопровод, канализация, вентиляция, естественное освещение, на стенах имелось покрытие «шуба», спальное место было оборудовано на деревянной возвышенности, которая использовалась и как стол, поскольку других предметов мебели в камерах не было. Спать приходилось на старых и грязных матрацах. Постельное белье выдавали с потертостями, вместо подушек – наперники, набитые тряпками. Все вышеперечисленное приносило истцу нравственные и физические страдания, в связи с чем, просил взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
Определением суда по делу в качестве третьих лиц было привлечено УМВД России по Орловской области и МО МВД России «Мценский».
В судебное заседание Симаков А.А., который содержится в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, извещенный надлежащим образом о слушании дела, не доставлялся, не воспользовался разъясненным ему правом направить для участия в деле своего представителя, а также представить суду письменные объяснения. Обстоятельств, указывающих на невозможность вынесения судом законного решения без личного участия истца, отбывающего на момент рассмотрения дела наказание, не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца Симакова А.А.
В судебное заседание представитель ответчика РФ в лице Министерства финансов РФ, извещенный надлежащим образом, не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и письменный отзыв, в котором в иске просил отказать. Считает, что истец соединил требование о признании условий содержания в ИВС ненадлежащими, т.е. оспаривает действия (бездействия) администрации ИВС, и требование о взыскании компенсации морального вреда, основанное на ст. 1069 ГК РФ. Считает, что истцом пропущен срок для обжалования действия (бездействия) администрации ИВС, а требование о взыскании вреда, основанное на ст. 1069 ГК РФ, подлежит удовлетворению в случае признания действия (бездействия) государственных органов незаконными.
Представитель третьего лица УМВД России по Орловской области по доверенности Чекачкова Е.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица МО МВД России «Мценский» Ухина С.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, а также приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды, горячая вода, а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания допускается отсутствие камерного санузла, взамен предоставляется бачок для отправления естественных надобностей, который ежедневно дезинфицируется, при отсутствии камерных санузлов допускается вывод подозреваемых и обвиняемых из камер в туалет, что производится сотрудниками ИВС. Считает, что права истца в данной части нарушены не были. В камере имелась принудительная вентиляция. Санитарно-гигиенические средства выдаются содержащимся лицам в полном объеме в пределах норм. Истцу в период нахождения в ИВС выдавались туалетные и постельные принадлежности, средства для санитарных действий. В камерах имеется искусственный свет, и параметры освещенности соответствуют требованиям ГОСТ, что подтверждается представленными протоколами измерений. Покрытие стен в виде цементного раствора «шубы» было отменено в связи с введением в действие Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», до этого времени соответствующими нормативными актами предусматривалось именно такое покрытие стен.
Питание лиц, содержащихся в ИВС, осуществлялось в соответствии с нормами. Камеры ИВС оборудованы специальными спальными местами. В них имеютсястулья, стол для приема пищи, шкаф для хранения личных принадлежностей. Сотрудниками ИВС никаких действий, направленных на причинение физических и нравственных страданий истцу не предпринималось. Вины ИВС в отсутствие условий содержания, предусмотренных действующим законодательством нет.
Представитель не отрицала факт отсутствия в камере, где содержался Симаков А.А., канализации, водопровода и дневного света.
Суд, выслушав представителя третьего лица, изучив представленные письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ, а также конкретизированы приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (в ред. Приказов МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 355, от ДД.ММ.ГГГГ N 433).
Согласно ст. 1 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 7 Закона N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В судебном заседании было установлено и подтверждается исследованными судом доказательствами, что Симаков А.А. периодически содержался в ИВС МО МВД России «Мценский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 120 дней, что подтверждается справкой начальника МО МВД России «Мценский», а также копиями из Журнала учета лиц, содержащихся в ИВС (л.д.39, 65-98). Также согласно данной справке жалоб на условия содержания от Симакова А.А. не поступало как к администрации ИВС, так и в органы прокуратуры. Камеры оборудованы специальными спальными местами, вентиляцией, светильниками дневного и ночного освещения, стульями, столом доля приема пищи, шкафами для хранения личных принадлежностей, бачками с питьевой водой, биотуалетами, радиоточкой. Стены камер были покрыты «шубой». Водопровод и канализация в камерах отсутствовали. В камерах 3, 4 и 5 не было естественного освещения в силу конструкции здания. Лицам, содержащимся в ИВС, выдавались средства личной гигиены, постельные принадлежности, смена белья проводилась не реже 1 раза в 10 дней, тазы для гигиенических целей, гигиенические и санитарные средства.
В силу ст. 22 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ.
В соответствии с п. 48 Правил, при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода, а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Содержание камер соответствовало санитарным нормам. Для содержания лиц в ИВС в 2009-2010 г. приобретались дезинфицирующие и моющие средства, туалетная бумага, осуществлялась стирка белья (л.д.13-23).
Согласно справке начальника МО МВД России «Мценский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спецконтингенту предоставлялись ежедневные прогулки, не запрещалось иметь личные средства гигиены.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Согласно Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» покрытие стен «шубой» было отменено, до этого времени соответствующими нормативными актами предусматривалось именно такое покрытие стен, ремонт во исполнение данного приказа выполнен не был на момент нахождения истца в ИВС.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.
В силу п. 45 указанных Правил, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Суд не может согласиться с доводами Симакова А.А. относительно того, что в камере спальное место было оборудовано на деревянной возвышенности, которая использовалась и как стол, поскольку других предметов мебели в камерах не было.
С учетом представленных доказательств суд приходит к выводу, что не доверять представленным письменным документам у суда нет оснований. Документы надлежаще оформлены и сомнений у суда не вызывают.
Между тем, в ходе рассмотрения дела были установлены нарушения порядка содержания лиц в ИВС.
На момент содержания Симакова А.А. в камере отсутствовало дневное естественное освещение. Кроме того, отсутствовал водопровод, в качестве санитарного узла использовалось пластиковое ведро с герметичной крышкой, которое меняется и дезинфицируется ежедневно при утреннем обходе, что стороной ответчика не оспорено.
Таким образом, в нарушение п. 45 приказа МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», в камере, в которой содержался Симаков А.А., отсутствовал санитарный узел с соблюдением норм приватности, кран с водопроводной водой, отсутствовало естественное освещение.
Вместе с тем, суд полагает, что нахождение истца в закрытом помещении, при недостаточной естественной освещенности, при отсутствии санитарного узла с соблюдением норм приватности, является жестоким обращением с человеком, так как лишало его законного права на надлежащие условия содержания, постоянное нахождение в этом помещении негативно сказывалось на психо-эмоциональном состоянии человека, вызывало нервное напряжение.
Суд не может согласиться с позицией представителя ответчика РФ в лице Министерства финансов РФ о том, что Симаковым А.А. пропущен срок обжалования действий (бездействий) ИВС г. Орла, поскольку данные требования истцом не заявлялись.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как следует из ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом изложенного, в пользу Симакова А.А. надлежит взыскать компенсацию морального вреда, которую суд оценивает в <данные изъяты>.
В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Вред, причиненный истцу, подлежит возмещению за счет средств казны Российской Федерации, а исполнение взыскания должно быть возложено на Министерство финансов РФ, поскольку в силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает финансовый орган.
Доводы Симакова А.А. о том, что в камере не было принудительной вентиляции, спальное место было оборудовано на деревянной возвышенности, предметов мебели в камерах не было, постельное белье выдавалось с потертостями, не доказаны и опровергаются материалами дела.
Руководствуясь ст.ст.151, 1069 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.