дело № 2а-2053/2023
73RS0003-01-2023-002161-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 25 сентября 2023 г.
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Надршиной Т.И.,
при секретаре Ереминой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а2053/2023 по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 115 «Гномик», администрации города Ульяновска, Управлению образования администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить недостатки,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 115 «Гномик» (далее по тексту МБДОУ Детский сад № 115 «Гномик»).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка МБДОУ Детский сад № 115 «Гномик» относительно исполнения требований законодательства о безопасности несовершеннолетних.
Установлено, что на оконных блоках МБДОУ Детский сад №115 «Гномик» отсутствуют устройства, предотвращающие выпадения детей.
Несоблюдение образовательным учреждением вышеуказанных норм затрагивают права учащихся на благоприятные условия обучения, нарушает права учащихся МБДОУ Детский сад №115 «Гномик» на охрану здоровья.
В связи с этим и со ссылкой на Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», прокурор просит суд обязать МБДОУ Детский сад № 115 «Гномик» оборудовать окна замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование паралелльно-выдвижного открывания створок в соответствии с п.5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», расположенных на втором этаже: в учебных и спальных помещениях в количестве 49 шт., в коридоре в количестве 5 шт. в течение 6 (шести) месяцев со дня поступления необходимого финансирования.
Обязать администрацию города Ульяновска предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию окон МБДОУ Детский сад №116 «Сударушка» замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование паралелльно-выдвижного открывания створок в соответствии с п.5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», расположенных на втором этаже: в учебных и спальных помещениях в количестве 49 шт., в коридоре в количестве 5 шт. в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Целовальникова Ю.Н. уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МБДОУ Детский сад № 115 «Гномик» Ромбовская И.Ю. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований при наличии финансирования.
От представителя ответчика администрации г. Ульяновска по доверенности Бережковой Г.Н. поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором она просит отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора к администрации по следующим основаниям. В соответствии с пунктами 4.1.15, 4.1.16 решения Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» Управление образования, являясь учредителем образовательных организаций, создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; осуществление контроля за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.4.3 Решения Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» Управление образования осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
От представителя ответчика Управления образования администрации г. Ульяновска по доверенности Бережковой Г.Н. представлено заявление о рассмотрении дело в ее отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что финансирование оборудования окон замками безопасности – это новые расходные обязательства. Оборудование окон замками безопасности в 2023 году не представляется возможным, так как в соответствии с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Потребность на финансовое обеспечение общеобразовательных организаций Железнодорожного района города Ульяновска замками безопасности будет рассмотрена в 2023 году при формировании проекта бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав помощника прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законным интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с пунктами 7,12 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу пункта 6 статьи 3 Закона №35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии со ст.21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В связи с чем, прокурор Железнодорожного района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с административным иском об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска проведена проверка социальной поддержки инвалидов, в связи с чем руководителям образовательных организаций, расположенных на территории Железнодорожного района г.Ульяновска направлены запросы на предоставление информации о наличии в кабинетах образовательной организации замков безопасности на оконных блоках в соответствии с требованиями 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия.
Заведующей МБДОУ Детский Сад №115 «Гномик» Ромбовской И.Ю. представлены сведения, что оконные блоки не укомплектованы замками безопасности (п.5.1.8 ГОСТ 23166-2021).
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей (п. 2 ст. 5 названного Федерального закона).
При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (п. 1 ст. 9 того же Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.
Положения указанного закона вступили в силу с 01 сентября 2013 года. Этот Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно пп. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу подпункта 8 п. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательной организации.
Постановлением Госстроя России от 06 мая 2000 № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
В целях обеспечения детских, дошкольных и школьных учреждений безопасными условиями пребывания детей, 02.12.1999 разработан и принят ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», который введен в действие с 01.01.2001.
Настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные дверные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения.
В силу пункта 5.1.8. Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией образовательного учреждения создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад № 115 «Гномик» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно Уставу МБДОУ детский сад № 115 «Гномик» является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации.
Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо прочего, образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Закона).
В соответствии с Уставом функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (п. 1.4 Устава).
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска (п. 1.3. Устава).
В соответствии с п. 7.20 Устава финансирование Учреждения осуществляется Учредителем в соответствии с муниципальным заданием, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, соглашением об объемах и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, на оказание муниципальных услуг и иные цели, на основе нормативов, в расчете на одного обучающегося, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ульяновской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования «город Ульяновск».
Муниципальное задание для Учреждения в соответствии с основными видами деятельности формирует и утверждает Учредитель.
Решением Ульяновской городской Думы от 24 мая 2006 г. №90 утверждено Положение об Управлении образования администрации города Ульяновска.
Согласно Положения Управление в соответствии с возложенными на него задачами:
- осуществляет контроль за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях (п. 4.1.16).
- обеспечивает содержания зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.4.1.21).
- обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений (п. 4.3.12).
- осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4.4.3).
- разрабатывает проекты муниципальных программ в области образования, развития материально-технической базы подведомственных муниципальных учреждений, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области образования, просвещения и науки, с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (п.4.4.5)
Главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета в Бюджетном кодексе Российской Федерации; абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Управление образования администрации города Ульяновска, как учредителя МБДОУ детский сад № 115 «Гномик» обязанности обеспечить финансирование расходов для оборудования оконных блоков в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99 в пределах полномочий, указанных в Положении и Уставе МБДОУ.
В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Достаточным сроком для Управления образования администрации города Ульяновска, по мнению суда, будет шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, и шесть месяцев с момента выделения денежных средств для МБДОУ детский сад № 115 «Гномик» для установки замков на оконных блоках.
В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновск, суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 115 «Гномик», администрации города Ульяновска, Управлению образования администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить недостатки, удовлетворить частично.
обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 115 «Гномик» оборудовать окна замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование паралелльно-выдвижного открывания створок в соответствии с п.5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», расположенных на втором этаже: в учебных и спальных помещениях в количестве 49 шт., в коридоре в количестве 5 шт. в течение 6 (шести) месяцев со дня поступления необходимого финансирования.
Обязать Управление образования администрации города Ульяновска предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию окон МБДОУ Детский сад №115 «Гномик» замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование паралелльно-выдвижного открывания створок в соответствии с п.5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», расположенных на втором этаже: в учебных и спальных помещениях в количестве 49 шт., в коридоре в количестве 5 шт. в коридоре в количестве 2 шт. в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований к администрации города Ульяновска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И. Надршина