Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 июня 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Марковой Н.В.
при секретаре Васильевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-803/2020 по иску Чипрасовой Т.И. к ООО УК «Квартал» о перерасчете оплаты коммунальных услуг,
установил:
Чипрасова Т.И. обратилась в суд с иском к ООО УК «Квартал», в котором просила обязать ООО УК «Квартал» произвести перерасчет квартплаты за период с 01.07.2018 года по 31.07.2018 года в размере 5 107,40 руб., вернуть излишне удержанные за вывоз ТБО денежные средства по статье «содержание» в размере 1 471,14 руб., вернуть излишне удержанные денежные средства по статье «текущий ремонт» в размере 1 337,40 руб., исключить из квитанции статью «текущий ремонт», вернуть излишне удержанные денежные средства по статье «содержание» за не оказанные услуги по обслуживанию и ремонту системы СДУ и ППА в размере 1 170,23 руб., взыскать с ответчика штраф, предусмотренный Постановлением Правительства № 354, в размере 4 543,085 руб., штраф, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей», в размере 50 % от суммы иска.
В обоснование иска указано, что Чипрасова Т.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Тольятти, <адрес>. Ответчик осуществляет обслуживание указанного жилого дома. Право собственности истца на данную квартиру зарегистрировано 31.07.2018 года. Однако ответчик в нарушение действующего законодательства выставляет квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг с 24.07.2018 года. Переплата, начисленная за июль 2018 года, составляет 5 107,40 руб. В удовлетворении обращения о перерасчете управляющей компанией было отказано.
Частью 8.1 ст. 23 ФЗ от 29.12.2014 года № 458-ФЗ утверждено исключение с 01.01.2019 года стоимости работ и услуг по вывозу и утилизации отходов из платы за содержание жилья. Согласно Постановления Администрации г.о. Тольятти от 29.06.2018 года № 1924-П/1, приложение № 1, по аналогичным домам, со схожей степенью благоустройства и технической оснащенностью, тариф за вывоз ТБО составил 1,98 руб. за 1 кв.м. жилой площади, что соответствует стоимости содержания 1 кв.м. по дому в размере 20,86 руб.. Однако в период с января по октябрь 2019 года в квитанциях по оплате выставляется сумма 22,84 руб. за кв.м. Исходя из площади 74,3 кв.м. принадлежащего истцу жилого помещения, за спорный период предъявлено к оплате 16 970,12 руб., хотя должно быть начислено 15 498,98 руб., переплата составляет 1 471,14 руб.
В силу ст. 154 УК РФ текущий ремонт общего имущества и МКД включен в плату за содержание жилого помещения. Таким образом, начисление дополнительной платы за услугу «текущий ремонт» незаконно. Размер необоснованно начисленной платы по статье «текущий ремонт» за период с июля 2018 года по октябрь 2019 года составил 1 337,40 руб.
В квитанциях за оплату в статье «содержание» ответчик также выставляет плату за услугу по обслуживанию и ремонту системы СДУ и ППА в размере 1,05 руб. за кв.м. Между тем указанная система в доме никогда не работала, мероприятия по ее восстановлению или обслуживанию управляющая компания не осуществляла. Таким образом, ответчиком за не оказанную услугу необоснованно за период с 01.08.2018 года по 31.10.2019 года были начислены денежные средства в размере 1 170,23 руб.
В последующем истец исковые требования уточнила, просит обязать ООО УК «Квартал» произвести перерасчет квартплаты за период с 01.07.2018 года по 31.07.2018 года в размере 5 107,40 руб., вернуть излишне удержанные за вывоз ТБО денежные средства по статье «содержание» в размере 1 129 руб., вернуть излишне удержанные денежные средства по статье «текущий ремонт» в размере 1 337,40 руб., исключить из квитанции статью «текущий ремонт», вернуть излишне удержанные денежные средства по статье «содержание» за не оказанные услуги по обслуживанию и ремонту системы СДУ и ППА в размере 702,13 руб., взыскать с ответчика штраф, предусмотренный Постановлением Правительства № 354, в размере 4 543,085 руб. и штраф, предусмотренный Законом «О защите прав потребителей», в размере 50 % от суммы иска.
Представитель истца Чипрасовой Т.И. Войченко А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, дополнив, что с 01.01.2019 года услуги по вывозу ТКО начал оказывать региональный оператор, следовательно, с указанной даты управляющая организация должна произвести уменьшение стоимости услуг по статье «содержание», исключив из ее структуры стоимость услуг за вывоз ТКО. Однако ответчик не только не исключил стоимость услуг за вывоз ТКО из статьи «Содержание», а дополнительно включил в платежный документ в январе и феврале 2019 года дополнительную статью «вывоз ТКО» из расчета 4,54 руб. за 1 кв.м., то есть, плата за вывоз ТКО выставлялась повторно. В силу закона для исключения из статьи «содержание» услуг по вывозу ТКО решения общего собрания не требуется. Ответчиком суду не представлены доказательства осуществления технического обслуживания систем пожарной безопасности за период с 01.08.2018 года по 31.04.2019 года.
Представитель ответчика ООО УК «Квартал» Резников А.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что истец приобрела право собственности на квартиру <адрес> г. Тольятти на основании договора купли-продажи от 24.07.2018 года, переход права собственности зарегистрирован 31.07.2018 года. Между тем, договор купли-продажи с отметкой о регистрации перехода прав истец в управляющую компанию не предоставила, копия договора без указанной отметки была передана ответчику прежним собственником, в связи с чем, истцу была начислена плата за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 24.07.2018 года по 31.07.2018 года. Поскольку в рамках рассмотрения данного дела было установлено, что переход прав на квартиру зарегистрирован 31.07.2018 года, истцу произведен перерасчет, что отражено в платежном документе за май 2020 года. Действительно, в квитанциях, предъявленных истцу за январь и февраль 2019 года, была начислена плата за вывоз твердых коммунальных отходов. Однако в квитанции за март 2019 год истцу был произведен перерасчет данной услуги, поскольку полномочиями по вывозу ТКО с января 2019 года наделен региональный оператор по Самарской области. Стоимость статьи «содержание» в размере 22,84 руб. за 1 кв.м. была определена решением общего собрания собственников, в связи с чем, управляющая компания не вправе единолично произвести изменение стоимости данной статьи. Решение о разделении и о тарифах статей «содержание» и «текущий ремонт» принято и утверждено общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. Разделение указанных статей делает более прозрачным отслеживание суммы накоплений собственниками денежных средств на текущий ремонт. Данная позиция также отражена в письме Минстроя России от 10.12.2019 года № 47256-ОЛ/06. Доводы истца о том, что в доме не работают системы СДУ и ППА, ничем не подтверждены, более того, управляющей организацией заключены соответствующие договоры на обслуживание данных систем. Применение истцом по аналогии Постановления Администрации г.о. Тольятти от 29.06.2018 года № 1924-П/1 необоснованно, поскольку данный документ распространяет свое действие на муниципальный фонд.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Исходя из положений указанного выше закона граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тольятти, <адрес>, принадлежит на праве собственности Чипрасовой Татьяне Ивановне на основании договора купли-продажи от 24.07.2018 года, право собственности зарегистрировано 31.07.2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.06.2019 года и не оспорено сторонами.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Государственной регистрации в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) п. 1 ст. 130 ГК РФ относит жилые и нежилые помещения.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).
В силу указанных норм закона, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника возникает с момента регистрации права собственности.
Судом также установлено и не оспорено сторонами, что ООО УК «Квартал» осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома <адрес> г. Тольятти.
Согласно положениям ст.ст.154-156 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан производить коммунальные платежи и нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имуществу путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт 3) плату за коммунальные услуги.
Виды платежей за коммунальные услуги: плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.п. 1, 7 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у истца Чипрасовой Т.И. возникла с 31.07.2018 года.
Между тем, стороной ответчика заявлено, что договор об отчуждении спорной квартиры был предоставлен в управляющую компанию прежним собственником, сама Чипрасова Т.С. данный договор с отметкой о регистрации перехода права собственности не предоставляла, в связи с чем, плата за жилье и коммунальные услуги была начислена с 24.07.2018 года по 31.07.2018 года и указанная сумма составила 2 551,87 руб. В рамках судебного разбирательства поступили сведения о дате регистрации перехода прав, в связи с чем, истцу был произведен перерасчет за июль 2018 года, что отражено в платежном документе за май 2020 года.
Сторона истца достаточные и достоверные доказательства предоставления в управляющую компанию копии договора купли-продажи с отметкой о регистрации перехода прав собственности, а также доказательства того, что за июль 2018 года истцу в счет платы за жилье и коммунальные услуги были начислены денежные средства в размере 5 107,40 руб., не представила.
В свою очередь, сторона ответчика представила суду выписку из лицевого счета, из которой следует, что начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги Чипрасовой Т.И. производилось с 24.07.2018 года, за июль 2018 года ей было начислено к оплате 2 551,87 руб. В мае 2020 года истцу произведен перерасчет за июль 2018 года с учетом даты регистрации перехода права собственности на жилое помещение к Чипрасовой Т.И.
Суду также представлен платежный документ за май 2020 года, который подтверждает факт перерасчета.
Сторона истца выставление данного документа Чипрасовой Т.И. к оплате в судебном заседании по существу не оспорила.
Таким образом, на момент рассмотрения дела по существу требования истца о перерасчете оплаты жилья и коммунальных услуг за период с 01.07.2018 года по 31.07.2018 года ответчиком фактически исполнены в полном объеме, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Согласно п. 155(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
В соответствии с ч. 11 ст. 156 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
Согласно п. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
Действительно, ответчиком допущено нарушение расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которое повлекло увеличение размера платы.
Между тем, в рамках рассмотрения дела было установлено, что неверность начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги связана с отсутствием у управляющей организации сведений о фактической дате регистрации перехода права собственности на жилое помещение к истцу Чипрасовой Т.И., поскольку истец копию договора купли-продажи с отметкой о регистрации права собственности в управляющую организацию не представила ни после покупки квартиры, ни в последующем, о дате регистрации ответчику стало известно только в рамках судебного разбирательства. Указанные обстоятельства ответчиком были приняты во внимание и произведен перерасчет оплаты за июль 2018 года надлежащим образом.
Таким образом, основания для штрафных санкций в связи с неверностью выставления платы за жилое помещение и коммунальные услуги за июль 2018 года отсутствуют, поскольку вина ООО УК «Квартал» в неверности расчета оплаты за указанный период отсутствует.
Стороной истца заявлено, что плата за текущий ремонт входит в структуру статьи «содержание жилого помещения», в связи с чем, выставление отдельно платы по текущему ремонту противоречит действующему законодательству.
Указанные доводы истца суд считает не обоснованными по следующим основаниям:
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
На основании ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
На основании пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления являются в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
Пунктом 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под понятием "решения собраний" понимается решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно ч. 1 ст. 182.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Суду представлен Протокол № 3 от 16.04.2017 года общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, <адрес>, в котором с 01 мая 2017 года утверждены отдельно размер платы по статье «содержание» и размер платы по статье «текущий ремонт» (вопросы 5 и 6 протокола).
На внеочередном общем собрании собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, <адрес>, также были приняты решения об утверждении на 2018 год отдельно размера платы по статье «содержание» и размер платы по статье «текущий ремонт» (вопросы 9 и 10 Протокола № 4 от 18.12.2017 года)
Из представленного протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес> от 25.06.2019 года следует, что с 01.01.2019 года утвержден тариф статьи «содержание».
Согласно представленного суду отчета за 2018 год и структуры платы за содержание на 2019 год, и в 2018 году, и в 2019 году размер в структуру статьи «содержание» плата за текущий ремонт не входит.
Данные решения общих собраний не оспорены, недействительными не признаны, в связи с чем, в силу закона влекут правовые последствия для всех лиц, имеющих право участвовать в данном собрании, то есть и для истца Чипрасовой Т.И.
Как указал Минстрой России в своем письме от 10.12.2019 N 47256-ОЛ/06 «О плате за жилое помещение и коммунальные услуги», при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и плата за содержание и ремонт общего имущества начисляются отдельно.
Таким образом, суд считает, что исключение платы на текущий ремонт из структуры статьи «содержание жилого помещения» и выставление в платежном документе отдельной строкой не нарушает прав и законных интересов истца и не противоречит требованиям закона, соответствует решению собственников помещений многоквартирного дома.
В подтверждение указанного в материалах дела имеются Справки сверки выполненных работ по статье «текущий ремонт» за периоды с 01.01.2018 по 31.12.2018 года и с 01.01.2019 по 31.12.2019 года, с указанием размера начисленных и полученных платежей, а также размер перечисленных в счет оплаты ремонтных работ денежных средств.
Поскольку расходы на текущий ремонт не включены в структуру статьи «содержание», то внесенные средства на оплату текущего ремонта в заявленном стороной истца размере 1 337,40 руб. не являются излишне уплаченными.
В связи с изложенным, требования об исключении из платежных документов статьи «текущий ремонт» и обязании возвратить излишне удержанные по данной статье денежные средства в сумме 1 337,40 руб. удовлетворению не подлежат.
Стороной истца заявлено о необоснованности взыскания денежных средств в размере 702,13 руб. на оплату услуг по обслуживанию и ремонту систем СДУ и ППА, поскольку в период с 01.08.2018 года по 31.04.2019 года данная услуга фактически не оказывалась.
Между тем, стороной ответчика суду представлен договор от 01.05.2018 года, заключенный между ООО УК «Квартал» и ООО «Катран-сервис» на осуществление технического обслуживания системы пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы автоматизации дымоудаления и системы водяного пожаротушения на объекте по адресу: г. Тольятти, ул<адрес>. Договор заключен сроком на 1 год.
01.05.2019 года между указанными сторонами вновь был заключен договор на техническое обслуживание систем обеспечения пожарной безопасности.
Таким образом, требования о возврате излишне удержанных денежных средств на оплату услуг по оплате и ремонту систем СДУ и ППА в размере 702,13 руб. удовлетворению не подлежат.
В свою очередь, требования истца о возврате излишне удержанных денежных средств на оплату вывоза ТБО по статье «содержание» в размере 1 128 руб. суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ установлено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Согласно Протокола № 1 от 25.06.2019 года общего собрания собственников помещения многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, <адрес> принято решение об утверждении тарифа статьи «Содержание» с 01 января 2019 года в размере 22,84 руб. за 1 кв.м.
Из материалов дела следует, что в структуру платы за содержание многоквартирного дома входит плата за сбор, вывоз бытовых отходов, размер данной платы составляет 1,52 руб. за 1 кв.м.
Как установлено судом и не оспорено сторонами, услуги по обращению с ТКО региональный оператор по обращению с ТКО в жилом доме по <адрес> начал оказывать с 01 января 2019 года.
Таким образом, с 1 января 2019 года должно быть произведено изменение размера платы за содержание жилого помещения (ее уменьшение путем исключения из состава стоимости услуг ТБО).
Между тем, как следует из выставляемых истцу в счет оплаты платежных документов с января 2019 года по октябрь 2019 года, плата по статье «содержание» уменьшена не была, тариф составляет 22,84 руб. за 1 кв.м.
Доводы стороны ответчика о том, что в марте 2019 года истцу был произведен перерасчет по оплате ТБО, судом не принимаются, поскольку, как следует из представленных суду платежных документов за январь, февраль и март 2019 года, истцу в марте 2019 года были возвращены денежные средства, дополнительно начисленные за сбор ТБО в январе и феврале 2019 года сверх строки «содержание», при этом полномочия по сбору и вывозу ТБО с 01.01.2019 года осуществлял региональный оператор, который выставлял отдельные платежные документы на оплату услуг.
Указанный перерасчет не свидетельствует об изменении структуры статьи «содержание» и размера тарифа по данной статье.
Доводы стороны ответчика о том, что размер тарифа по статье «содержание» был установлен решением общего собрания собственников жилых помещений, в связи с чем, управляющая компания не имеет права самостоятельно изменить структуру статьи и ее тариф, судом не принимаются.
В силу положений части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" для изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае передачи оказания услуг по обращению с ТКО региональному оператору не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, ответчик законом наделен полномочиями по исключению платы за услугу по сбору и вывозу ТБО из структуры статьи «содержание» и уменьшению стоимости тарифа статьи «содержание» на стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО без проведения общего собрания, известив собственников об указанных изменениях.
Стороной истца произведен расчет начисленной за период с января 2019 года по октябрь 2019 года платы за услугу сбор и вывоз ТБО в структуре статьи «содержание», согласно которого за указанный период начислены денежные средства в размере 1 129 руб.
Размер площади квартиры 74,3 кв.м. х размер платы за услугу 1,52 руб. х 10 мес. = 1 129 руб.
Указанный математический расчет стороной ответчика по существу оспорен не был. У суда также не имеется оснований не доверять данному расчету.
Таким образом, суд считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет Чипрасовой Т.И. в части начисления оплаты за вывод твердых бытовых отходов в размере 1 129 руб.
Согласно п. 155(2) вышеуказанных Правил, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
Поскольку в рамках рассмотрения данного дела управляющая компания обязана произвести Чипрасовой Т.И. перерасчет платы за вывоз ТБО в сумме 1 129 руб., с ООО «УК «Квартал» в пользу потребителя Чипрасовой Т.И. подлежит взысканию штраф в размере 50 %, то есть в размере 564,50 руб. Основания для уменьшения размера штрафа отсутствуют.
Выплата штрафа в силу вышеуказанных положений закона производится путем снижения размера платы за коммунальные услуги.
Стороной истца заявлено о взыскании с ответчика также штрафа, предусмотренного Законом РФ «О защите прав потребителей».
Между тем, указанные требования удовлетворению не подлежат, поскольку в силу разъяснений, данных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма, а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
В данном случае, вопрос о взыскании штрафа за нарушение управляющей компанией порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее необоснованное увеличение размера платы, урегулирован специальными нормами закона: ст. ст. 156 и 157 ЖК РФ, а также ст.ст. 155(1) и 155(2) Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, поэтому повторное взыскание штрафа, о котором просит истец, не может быть признано правильным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в силу ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ истец при подаче иска была освобождена от уплаты государственной пошлины, то подлежит взысканию с ответчика ООО УК «Квартал» в доход местного бюджета государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ООО УК «Квартал» произвести перерасчет Чипрасовой Татьяне Ивановне в части начисления оплаты за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1 129 рублей.
Взыскать с ООО УК «Квартал» в пользу Чипрасовой Татьяны Ивановны штраф в размере 564 рубля 50 копеек, путем снижения размера платы за коммунальные услуги.
В остальных требованиях отказать.
Взыскать с ООО УК «Квартал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд города Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2020 года.
Председательствующий: