РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
24 июля 2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Романова М. В. к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании включить в список нуждающихся,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Романова М. В. к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании включить в список нуждающихся,
установил:
Романов М.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании включить в список нуждающихся. В обоснование иска указывает, что он являлся воспитанником дошкольного детского <адрес>, куда был зачислен с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он выбыл в школу-интернат № <адрес>, находился на полном государственном обеспечении. Его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ Его отец с ним не проживал, воспитанием не занимался, решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объявлен умершим. Ему был поставлен диагноз легкой задержки психического развития цереброорганического генеза. С ДД.ММ.ГГГГ он состоит в браке с Р., у них есть дочь – Р1 ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда своевременно не подал, т.к. не знал о своем праве состоять в подобном списке и о необходимости подать заявление до 23 лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о включении в список. ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список. Считает, что срок включения в список пропущен по уважительным и не зависящим от него причинам. Он не является собственником или нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Он проживает с супругой и ребенком в съемной квартире. До направления в детский дом он проживал с матерью, братьями и сестрами по адресу: <адрес>. Согласно распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ним закреплялась жилплощадь по этому адресу. ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по указанному адресу. В этой квартире проживают его братья с семьями. В данном жилом помещении площадью 51,30 м2 зарегистрировано 6 человек. <адрес> жилого помещения, приходящаяся на одного человека, менее учетной нормы площади жилого помещения. Просит восстановить срок подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить ему благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 м2 площади.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Козлова М.А. заявленные требования поддержали. Пояснили, что в настоящее время он живёт на съёмной квартире с женой и ребенком, скоро родится второй ребёнок. В квартире, где он зарегистрирован, проживают его родственники, они его не пускают. Он не знал, что имеет право на получение жилого помещения.
Ответчик Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте разбирательства дела извещен, представил письменный отзыв (л.д. 36-38), в котором иск не признал, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Ответчик Департамент управления имуществом г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте разбирательства дела извещен, представил письменный отзыв (л.д. 45-46), в котором иск не признал, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Изучив материалы дела, заслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что до ДД.ММ.ГГГГ истец имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д. 14, 15-16, 20, 21, 22), а с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в терминологии ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1 ст.8 названного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены ранее достижения возраста 18 лет.
В силу п.9 ст.8 того же закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что в 2016 г. истец обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д. 27).
Распоряжением первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № истцу во включении в указанный список было отказано в связи с достижением предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список (л.д. 28).Порядок реализации права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определен п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 названного закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и достигшие возраста 14 лет.
В <адрес> действует <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», в соответствии с которым полномочия по обеспечению реализации прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе, по ведению списка, указанного в п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», переданы муниципальным образованиям при условии финансового обеспечения за счет областного бюджета.
Согласно п.5 ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» учетная норма площади жилого помещения для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений составляет 14 м2 на человека. Согласно ст.4 того же закона, заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список. Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Органы опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями заявлений о включении указанных детей в список.
В случае неподачи законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный срок заявления о включении указанных детей в список орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан в течение 60 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных лиц в список (сбор, подготовка и подача документов).
Таким образом, необходимым условием реализации права обладающего вышеуказанным льготным статусом гражданина на обеспечение жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда является подача заявления о включении в список лиц, подлежащих обеспечению такими помещениями. Данное требование не является чисто формальным, поскольку финансирование государственных мероприятий по обеспечению реализации такого права осуществляется на основании данных соответствующих списков (п.6, 7 ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>»).
Истец обратился с заявлением о включении в список в возрасте 26 лет, т.е. спустя 3 года после утраты им правового статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На наличие каких-либо уважительных причин несвоевременного обращения ни истец, не его представитель не ссылались.
До ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлялись по договорам социального найма, однако порядок их предоставления был аналогичным. Истец должен был встать на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в заявительном порядке, определенном ст.52 ЖК РФ, после чего в силу пп.2 п.2 ст.57 ЖК РФ она приобретала бы право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истцом не подавалось.
Истец является трудоспособным, имеющиеся у него заболевание само по себье не являлось безусловным препятствием обращению с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ и в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда после ДД.ММ.ГГГГ Данный вывод следует из того обстоятельства, что в 2016 г., когда истец обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара, его состояние здоровья не изменилось.
Указание в п.9 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на сохранение за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может пониматься как позволяющее указанным лицам обращаться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении такими жилыми помещениями в любое время после достижения ими указанного возраста. Правовой смысл данного законоположения заключается в сохранении лицами, уже включенными в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, права получить жилое помещение и после достижения возраста 23 лет. Утрата льготного статуса в силу возрастного фактора не может служить основанием для исключения гражданина из списка. Однако для включения в список гражданин должен на момент подачи заявления обладать соответствующим льготным статусом.
Таким образом, оснований для включения истца в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда у Департамента управления имуществом г.о. Самара не имелось.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь