УИД: 66RS0009-01-2021-002030-13 Дело № 2-1183/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2021 года г. Нижний Тагил
Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Гуриной С.А.,
при секретаре судебного заседания Сафоновой К.А.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Ищенко А.В., представителя ответчика – Бунькова А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., третьих лиц – Генераловой Н.Ю.,Гадеева Б.Р., Гадеевой Н.С., ФИО6, Новак А.В., ФИО7, Латыповой Л.П., Рагозиной Л.С., ФИО14, ФИО13, Левадняя В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Нижний Тагил о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации город Нижний Тагил, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <адрес> в г.Нижний Тагил, в необращении с заявлением в Межведомственную комиссию для признания жилого дома по указанному адресу пригодным (непригодным) для проживания, аварийным либо подлежащим сносу; в неорганизации проведения обследования дома специализированной организацией. Также просил обязать Администрацию г. Нижний Тагил в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> в г.Нижний Тагил с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Дзержинского района гор. Нижний Тагил по поручению прокуратуры области проведена проверка по статье в средствах массовой информации с заголовком «Боюсь утром проснуться под обломками. Жители деревянного барака в Северном поселке жалуются на невыносимые условия проживания». ДД.ММ.ГГГГ. жители <адрес> в г. Нижний Тагил обратились в Администрацию города, указав, что жилой дом находится в аварийном состоянии, просили решить вопрос с проведением экспертизы технического состояния МКД. Администрацией г.Нижний Тагил было рассмотрено указанное обращение жителей, однако, каких-либо мер по передаче документов в межведомственную комиссию, организации оценки и обследования многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято не было. Администрацией г.Нижний Тагил в ответе от ДД.ММ.ГГГГ заявителям было предложено представить заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, подтверждающее ухудшение состояния здания в процессе эксплуатации, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций.
Все квартиры в жилом доме находятся в частной собственности. Согласно техническому паспорту, жилой двухэтажный дом возведен в <...>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. процент износа <...>%, фундамент бетонный, наружные и внутренние стены из шлакоблока, междуэтажные перекрытия – бетонные, чердачные – деревянные, имеется неравномерная осадка фундамента, наличие трещин у шлакоблочной стены, прогибов у деревянных балок перекрытий, трещин в бетонных межэтажных перекрытиях. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалиста Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области было проведено обследование технического состояния дома, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003г. № 170, составлен акт обследования, с перечислением нарушений, отраженных в 31 пунктах. Указанные обстоятельства, особенно нарушения, указанные в пунктах 4-7, 11,16,26,27,29 и 30 данного акта, свидетельствуют о том, что жилой дом находится в ненадлежащем техническом состоянии, требует принятие мер по проведению обследования состояния дома на предмет признания его аварийным, либо признания подлежащим капитальному ремонту.
Определением суда от 19.04.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены – ООО УК «Химэнерго», ТСЖ «7 Квартал-11».
Определением суда от 15.06.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены собственники жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Ищенко А.В. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что Администрация города обязана обратится в межведомственную комиссию в качестве органа местного самоуправления, наделенного полномочиями по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда. По результатам проведенной проверки в отношении управляющей компании было вынесено представление. Больше всего опасений вызывает трещина с торца дом, она замазана, имеется разрушение фасада дома, плесень в жилых помещениях, перекрытия меду вторым этажом и чердаком никогда не менялись.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил Буньков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, поддержав доводы письменного отзыва, который приобщен судом к материалам дела. При этом указал, что в данном случае нельзя говорить о контроле за муниципальным жилым фондом, поскольку в МКД нет помещений, которые находятся в муниципальной собственности, все помещения в собственности граждан. В п. 42 постановления Правительства № 47 имеется закрытый перечень тех, кто может обратиться в межведомственную комиссию. У Администрации города нет обязанности обращаться в комиссию, проводить заключение по дому, в котором все помещения находятся в собственности граждан, Администрация не является собственником данного имущества. Прокурором проводилась проверка в отношении управляющей организации, почему при этой проверки они не привлекли для обследования специализированную организацию, не понятно. Все указанные в акте нарушения касаются текущего и капитального ремонта, заключение по акту в Администрацию не направлялось. Собственники помещений в соответствии с Правилами содержания общего имущества обязаны проводить обследование общего имущества, нести расходы за данное обследование. Указанный дом включен в Программу капитального ремонта, Фонд капитального ремонта при включении в программу обследует дома, ремонт запланирован на <...>. МВК является самостоятельным коллегиальным органом. Заявление направляется непосредственно в комиссию. На обращение в Администрацию города жителей многоквартирного дома заявителям был дан ответ. Сами граждане в МВК не обращались. Обязательным документом при обращении в МВК является заключение специализированной организации. Законом и Положением не предусмотрена обязанность Администрации обращаться с заявлением в МВК по требованию собственников жилого помещения, либо по требованию прокурора. За сохранность дома несут ответственность собственники помещений дома, которые и должны организовать проведение обследования дома специализированной организацией, они вправе собрать общее собрание, рассмотреть данный вопрос, выбрать ту организацию, стоимость заключения которой их устроит. Проведение обследования дома, все квартиры в котором находятся в собственности граждан, за счет средств бюджета приведет к необоснованному его расходованию.
Третьи лица - Генералова Н.Ю., Гадеев Б.Р., Гадеева Н.С., ФИО6, Новак А.В., ФИО7, Латыпова Л.П., Рагозина Л.С., ФИО14, ФИО13, Левадняя В.А., в судебном заседании полагали, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Иные собственники жилых помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес>, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, с ходатайствами к суду не обращались.
Представитель третьего лица ООО УК «Химэнерго» и ТСЖ «7 Квартал -11» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, с ходатайствами к суду не обращались
С учетом изложенного, руководствуясь п.3,4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом сторонам вручены копия искового заявления и приложенные к ним документы, обосновывающие исковые требования, копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление доказательств и возражений в установленный срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Исходя из правого смысла п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления обязан обеспечивать проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, заниматься организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданием условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, а также осуществлять иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (п. 8 Положения).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082, либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 данного Положения, в соответствии с которым в межведомственную комиссию, создаваемой в этих целях, предоставляются:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения, следует, что Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обладает полномочиями по обследованию жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с названным Положением.
В свою очередь на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию Межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (пункт 7 Положения).
Судом установлено, что постановлением Администрации города Нижний Тагил № 647-ПА от 09.04.2021г. создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (л.д. 104-105).
Как следует из материалов дела и составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 26-28, 79-86): год постройки дома - <...>., общая площадь дома - <...> кв.м., дом двухэтажный, физический износ -52%, фундамент бетонный, имеет неравномерную осадку; наружные и внутренние капитальные стены из шлакоблока, имеют трещины; чердачные перекрытия деревянные, имеется прогиб балок и трещины; междуэтажные перекрытия бетонные; крыша – шифер, протекает кровля; центральное отопление, водопровод и канализация.
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Химэнерго» на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным между управляющей организацией и ТСЖ «7 Квартал-11» от ДД.ММ.ГГГГ. № с ДД.ММ.ГГГГ..
По информации ООО УК «Химэнерго» задолженность собственников за жилищно-коммунальные услуги составляет более 900000 рублей, осуществляется только аварийно-диспетчерское обслуживание жилого дома, в доме проведен в <...>. частичный ремонт кровли и системы отопления (л.д. 17, оборот), произведены работы по усилению чердачного перекрытия в <...> (л.д. 30).
Капитальный ремонт жилого дома запланирован на <...>., на капитальный ремонт дома собрано 310000 рублей, задолженность по взносам на капитальный ремонт по данным, представленным ДД.ММ.ГГГГ. составляет 135000 рублей (л.д. 30-31).
По сведениям ФКП Росреестра и Горнозаводского БТИ все жилые помещения в указанном доме находятся в собственности граждан (л.д. 91-94, 131-132).
Администрация города не является собственником жилых помещений, расположенных в <адрес>, в реестре жилых помещений муниципальной собственности города данные помещения не значатся, информация об отсутствии собственников помещений по причине смерти в Администрацию города не поступала (л.д. 19-20, 106).
Прокуратурой Дзержинского района гор. Нижний Тагил по поручению областной прокуратуры проведена проверка по статье в средствах массовой информации с заголовком «Боюсь утром проснуться под обломками. Жители деревянного барака в Северном поселке жалуются на невыносимые условия проживания» (л.д. 12-16).
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ООО «УК «Химэнерго» прокуратурой направлено требование о предоставлении информации в связи с проводимой проверкой по указанной статье (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГг. прокуратурой Дзержинского района г. Нижний Тагил с привлечением специалиста Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области была проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, составлен акт обследование технического состояния <адрес> (л.д. 29).
В ходе проверки выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, утв. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 №170, зафиксированные в 31 пункте акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 29).
Данный акт прокурором в Администрацию города Нижний Тагил в целях организации мероприятий по рассмотрению на Межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не направлялся.
В Администрацию г.ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ поступило одно обращение от граждан, проживающих в указанном жилом доме, в частности, обращение Гадеевой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 19-22), иных обращений за указанный период не поступало (л.д. 107).
Из обращения Гадеевой Н.С. следует, что она и жители дома просят обратить внимание на жилой дом, особенно на второй подъезд, ее квартира и жилой дом не пригодны для проживания, в квартире вонь, зимой холодно, сырость, пол ходит ходуном. Имеются соседи ведущие асоциальный образ жизни (квартира №), имеется квартира (квартира №), в которой собираются «бомжи», из-за которых квартиры соседей в непригодном для проживания состоянии, в подъезде вонь и разрушения (л.д. 21-22).
По обращению Гадеевой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией города проведены мероприятия по уточнению собственников квартир № и №, о зарегистрированных в квартире лицах, установлено наличие собственников помещение и зарегистрированных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ. специалистами Администрации города в присутствии УУП ОП № МУ МВД России «Нижнетагильское» предпринята попытка произвести осмотр жилых помещений - квартир № и №. Квартиру № осмотреть не представилось возможным. Квартира № осмотрена, система водоотведения в квартире исправна, следов нечистот на полу не имеется, с собственниками проведена беседа о недопустимости нарушения санитарных норм. Зловонных запахов, насекомых и грызунов в подъезде не выявлено. Установлена причина затопления квартиры № (л.д. 109).
ДД.ММ.ГГГГ. Гадеевой Н.С. был дан письменный ответ на ее обращение (л.д. 17-18), указано о мерах, принятых по обращению. Собственникам жилого дома рекомендовано провести общее собрание, включить в повестку дня вопросы о текущем ремонте общего имущества в МКД, протокол собрания направить в управляющую компанию. Разъяснено, что создана межведомственная комиссия по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, разъяснено какие документы необходимо предоставить собственникам помещений в данную комиссию (п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №), указан адрес предоставления документов, телефон и адрес сайта в сети Интернет для получения подробной информации по указанному вопросу.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3, ч.4 ст. 30 ЖК РФ).
Согласно ст. 209,210,290 ГК РФ, ст. 39, 158 ЖК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Общие помещения жилого дома, места общего пользования, находятся в общедолевой собственности собственников помещений. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, в издержках по его содержанию и сохранению.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утверждены соответствующие Правила (далее-Правила).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п.13 Правил).
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).
Письменных обращений в ООО УК «Химэнерго» о признании дома аварийным об собственников жилых помещений не поступало (л.д. 31), обращений на наличие запаха и нечистот из квартиры № также не поступало (л.д. 30).
Из представленных суду доказательств следует, что собственники жилых помещений в жилом доме в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома аварийным не обращались (л.д. 107), в Администрацию города с заявлением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, также не обращались, какого-либо заключения по результатам обследования жилого дома, ни в Администрацию города, ни в межведомственную комиссию, не представляли.
Обращение Гадеевой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных требований не содержит. На обращение Гадеевой Н.С. был дан мотивированный ответ, основания у Администрации города по передаче документов в межведомственную комиссию, организации оценки и обследования многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в отсутствии соответствующих заявление и документов, и в отсутствии помещений в жилом доме, являющихся муниципальной собственность, не было.
Учитывая, что действующее законодательство обязывает Межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов, а при необходимости самостоятельно назначать проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорных домов, в том числе, как указано в позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ № непредставление либо невозможность предоставления собственниками помещений предложенных Межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия обязана рассмотреть поступившее к ней заявление, к которому может быть приложено заключение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, которые участвовали при проведении обследования жилого дома, организованного прокуратурой Дзержинского района г. Нижний Тагил 07 апреля 2021г. Также Межведомственная комиссия обязана провести оценку соответствия многоквартирных домов в порядке, установленном пунктом 42 Положения и вынести решения в соответствии с пунктами 46, 47 указанного Положения. В случае необходимости Межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.
Учитывая, что в Межведомственную комиссии собственники помещений в доме и в Администрацию города с соответствующими заявлениями не обращались, суд не усматривает нарушения прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений и проживающих в вышеуказанном жилом доме.
Прокурор Дзержинского района г. Нижний Тагил в Администрацию города с заявлением о необходимости проведения процедуры признания дома аварийным также не обращался, акт от ДД.ММ.ГГГГ. о выявленных нарушениях, не направлял.
На основании изложенного, суд полагает, что представленными доказательствами не подтверждено наличие бездействия со стороны Администрации города Нижний Тагил в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>, в необращении с заявлением в межведомственную комиссию, неорганизации проведения обследования дома специализированной организацией.
Также суд приходит к выводу, об отсутствии основания для возложения на Администрацию г. Нижний Тагил обязанности организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Нижний Тагил о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение суда изготовлено 17 августа 2021 года.
Председательствующий